Б.В.Госвами: - Даёт ли знание, о том, что душа вечна и смерть неминуема, право на жестокость? Достаточно ли обладать этим знанием, чтобы вооружившись им, проявлять жестокость в этом мире? ...
Из зала: - Наверное, это с точки зрения кшатрия, а с точки зрения преданного это добродетель.
Б.В.Госвами: - А кшатрии, значит, не могут быть преданными?
Из зала: - Мне кажестся он помогает нам лучше увидеть грани духовного знания. Тонко и с разных позиций это лучше проясняется.
Б.В.Госвами: - Потому что на самом деле в мире нет чёрно-белых вещей. В мире всё имеет очень много различных аспектов и Шрила Прабхупада описывает эти различные аспекты. И то, и другое есть. И то, и другое правда. И люди очень часто хотят, чтобы им сказали как Арджуна тут говорит:
нишчитам брухи тан ме - скажи мне со всей определённостью! А Кришна начинает его запутывать. Кришна говорит и то, и сё, и пятое, и десятое.
И Арджуна опять говорит: - Скажи мне что мне лучше делать, я хочу знать чётко!
Но жизнь-то она в общем-то сложнее и тут мы должны из этого тоже научиться также смотреть на людей. Мы иногда судим людей тоже очень черно-бело: "Он плохой, он хороший". Он не плохой, не хороший - он такой. У него есть и это качество и это качество, и в каких-то ситуациях это хорошее качество, в других ситуациях это неподходящее качество - там и то, и другое есть. То есть жизнь гораздо сложнее, чем любая схема. И Шрила Прабхупада совершенно сознательно делает так. Да, сострадание это хорошее качество. Да, Арджуна неправильно его применяет, поэтому в данном случае это проявление его слабости, но и то, и другое есть. Это не противоречие. Одно не противоречит другому. Сострадание это замечательное качество, но в данном случае когда он его проявляет, он проявляет его из слабости, ни из силы, неправильно, не по назначению.
Вопрос: - То есть даётся определение слову сострадание? Каково истинное и ложное сострадание ?
Б.В.Госвами: - Да и объясняется в чём собственно истинное сострадание, в чём ложное сострадание, но сама по себе способность сострадать это хорошая способность, естественно. Но это ложное сострадание в данной ситуации, потому что Арджуна всё время говорит: - Сваджана, сваджана, сваджана - мои родственники. Не хочу родственников убивать! И тут он выдаёт себя: -
Бхун̃джӣйа бхога̄н рудхира-прадигдха̄н - все мои наслаждения будут испачканы кровью
Бхакти Вигьяна Госвами, Бхагавад-гита 2.1-10, 3 января 1998