Как относиться к тому, что случается в этом мире с нами и другими людьми

Jul 03, 2024 09:16

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:  Прежде чем начать говорить на эту тему, надо сказать, что тема эта вечная, и в какие‑то моменты она становится очень актуальной. В какие‑то моменты мы разрешаем её легко, потому что у нас всё хорошо, и вокруг нас всё хорошо, и тогда мы очень легко откидываем эту проблему - проблему зла в этом мире, проблему страданий, проблему бед. В религиозных кругах эта проблема называется проблемой теодицеи, и она считается практически неразрешимой. Теодицея - буквально значит «оправдание Бога». Почему столько зла в этом мире, почему столько боли в этом мире, почему люди страдают, и иногда невинные люди, дети и так далее?

И я меньше всего хотел бы, чтобы мы давали некие штампованные ответы. У нас есть хорошие отштампованные ответы: карма, хороших людей нет, невинных людей нет. Но эти ответы, когда они идут из какого‑то такого забюрократизированного теологического пространства, они обычно никого не утешают и не убеждают. И поэтому мы постараемся, насколько это возможно, честно говорить на эту тему, и не на основании просто каких‑то теоретических установок, а на основании опыта.  Слава Богу, или не слава Богу, но какой‑то опыт страданий у каждого из нас есть, и каждый из нас так или иначе отвечал на этот вопрос себе в разные моменты своей жизни. Иногда он браковал этот вопрос до лучших времён.

То есть мы попытаемся с Ватсалой или с вами вместе говорить на эту тему, опираясь на какой‑то собственный опыт.  Но тут, конечно, нельзя в самом начале не вспомнить Ивана Карамазова с его слезинками детскими, его рассказ, раздирающий душу, про девочку, которую её собственные родители - пятилетнюю маленькую девочку - её собственные родители запирали в нужнике в качестве наказания, мучили. И долго Иван Карамазов рассказывает эту историю про то, как эта бедная девочка, не понимающая вообще, почему с ней так обходятся, плакала там долгими ночами и при этом молилась Богу. И эта история со слезинками девочки с точки зрения Ивана Карамазова была достаточным основанием для того, чтобы отвергнуть Бога полностью.

Это один из выходов, один из возможных вариантов разрешения проблемы зла. И очень часто люди прибегают именно к этому выходу, они говорят: «Бога нет». Ну и как бы немножечко спокойнее становится на сердце. Ну если Бога нет, будем как‑то разбираться с этим безобразием сами. И, соответственно, будем искать виноватых здесь, будем искать тех, кто ответственен за все эти страдания, и будем наказывать, разбираться с ними, и таким образом, в общем‑то, по сути дела, увеличивать количество зла. Потому что все эти самосуды или не самосуды - неважно, попытки навести справедливость здесь, своими средствами, они, как правило, только ещё бо́льшую несправедливость городят. Это один возможный вариант.

Другой вариант, к которому прибегают люди, верующие в Бога и пытающиеся Его защитить, - это то, что да, Он хороший, ну вот просто не может Он. Он благонамерен, Он вместе с нами страдает, мучается, но положить конец этому не может. Это решение до какой‑то степени тоже утешает, но, естественно, что не до конца, и как‑то всё равно остаётся некая неудовлетворённость. Естественно, Бог, который может, но не хочет избавить нас от страданий - это уж совсем какой‑то архаический Бог, в которого могли верить люди в доисторические времена, но мы с вами просвещённые люди, ну никак в такого Бога верить не будем.

И, наконец, есть ещё какой вариант из этого из всего? То, что Бог всемогущий, Бог справедливый, Он милосердный, Он есть, но страдания почему‑то тем не менее происходят. То есть мы как бы защищаем Бога, говорим: «Нет‑нет, у Него всё в порядке, Он и всемогущий, и милосердный». - «А почему они происходят?» - «Ну, вот давайте отложим этот вопрос на потом. Когда‑нибудь, может быть, мы на него ответим».  Ещё раз, почему приходят такие периоды в нашей с вами жизни, индивидуальной жизни человечества, в жизни наших стран, в каких‑то больших коллективах, когда этот последний вариант не проходит, отвечать как‑то надо. И желательно найти ответ не просто в книжке, а внутри у себя в сердце. Это, собственно, та проблема, вокруг которой вертятся все вопросы, заданные нам, в связи с этим. Я просто решил ввести нас в эту проблему, чтобы отдалить необходимость её разрешения. Я проблему поставил, может быть, ты на неё ответишь?

Полностью

Бхакти Вигьяна Госвами, теодицея, Достоевский

Previous post Next post
Up