Как Кришна омрачает нам жизнь, выводя из пещеры Платона

Jun 20, 2024 11:52

Я сначала хочу рассказать одну очень поучительную историю про великого поэта, который в своей предыдущей жизни, до того как он стал великим поэтом был великим царём. Это интересная фигура в ведической культуре - Раджа Бартрихари, который написал три очень известных произведения. Одно описывает отречение от этого мира. Крайнюю степень отречения, почему он отрекается от этого мира. Другая описывает правила жизни в этом мире, как нужно правильно жить в этом мире и третья описывает настоящую любовь.

Так вот, стал он поэтом не случайно, поэтом от хорошей жизни не становятся, как правило. Особенно хорошими поэтами. Он был преуспевающим царём, его ценили его граждане, у него была жена, которую он очень любил. Очень красивая жена. Отец оставил ему в наследство это царство, его старшие братья безоговорочно выбрали его наследником и не составляли конкуренции для него. То есть ничто на первый взгляд не омрачало его жизнь. И, как это часто бывает, когда ничто не омрачает нашу жизнь, сострадательный Кришна думает: "Надо чем-то эту жизнь омрачить, чтобы человек не слишком увлекался и не слишком впадал в иллюзию".

И опять же, на первый взгляд, история, которая случилась с царём не предвещала ровным счётом ничего плохого, потому что к нему в один прекрасный день пришёл старый садху, святой человек. Этот старый садху внимательно глядя в его глаза, с большим состраданием сказал: "Я провёл много лет в аскезе, в лесу, я повторял мантры, я совершал аскезу, тапасью ив результате этого ко мне пришел одни удивительный плод - манго.

Так или иначе это - мистический плод и любой, кто съест этот плод никогда не состарится. У него будет дар юности. Разумеется, он когда-нибудь умрёт, но вплоть до самой смерти он будет сильным, красивым, здоровым. И я глядя на этот плод своих усилий и молитв, подумал: "А зачем мне он? Мне и так хорошо, я садху, мне негоже щеголять вечной юностью или пытаться пользоваться этой вечной юностью не по назначению".

Я подумал: "Дай-ка я отдам этот плод нашему царю - тебе он нужнее. Люди любят тебя, ты хороший царь. Съешь этот плод и оставайся молодым до конца своих дней. Проживи свою жизнь, защищай людей. Царь очень обрадовался по началу. Когда садху ушёл, он стал думать: "Да, я могу съесть этот плод и это хорошая вещь, но что я буду делать когда моя красивая жена, которую я так люблю, состарится, а я буду молодым?" Большая проблема. Более того, он подумал: "Ну как же так, я так люблю свою жену и что будет с моими чувствами, когда она в соответствии с законами природы увянет и не дай Бог глаза мои будут смотреть по сторонам и мне очень не хочется чтобы та, кого я люблю больше своей жизни, состарилась.

Поэтому, он позвал свою жену и сказал: " Ты знаешь, у меня есть замечательный мистический плод манго. Если ты съешь его, то ты никогда не состаришься. Жена просияла, с радостью прижала плод к груди, удалилась в свои покои и стала думать: "Если я съем этот плод, я останусь молодой, но что будет с моим возлюбленным?" У неё, таки, как говорят в Одессе, был любовник. Он был военачальником и у них были тайные свидания и она с ума сходила о счастья во время этих свиданий и поэтому она решила подарить этот плод своему возлюбленному.

Он с благодарностью принял от неё плод и как, наверное вы уже догадались, стал думать о том, кому бы его передарить. И он сам в свою очередь был влюблён в придворную танцовщицу, которая была очень молодой, красивой, юной и он подумал: "Дай-ка я подарю этот плод ей". Танцовщица была влюблена в царя. Круг замкнулся. Меньше чем за день этот плод проделал своё путешествие и танцовщица, которая подумав: "О, это хороший способ привлечь к себе внимание царя, который не смотрит на меня", - потупясь поднесла ему этот плод и объяснила, что если царь съест этот плод, то он будет всегда молодым.

Царь как завороженный смотрел на этот плод и думал: "Как он оказался у танцовщицы?". В общем распутать этот ребус большого труда не составляло. Он спросил у танцовщицы кто дал ей этот плод. Она призналась. Он спросил у своего генерала, военачальника как оказался у него этот плод. Тот тоже признался в конце концов. Жене царь ничего не сказал.

Но жене об этом сообщил её возлюбленный. Он сказал: "Нас раскусили. Я не знаю что мы будем делать. И тогда жена подумала: "Что будет со мной? Царь наверняка захочет мне отомстить, он опозорит меня, когда эта история станет известной. И есть единственный выход из этого положения - надо его отравить". Она пошла на кухню, приготовила рисовую лепёшку "Утапам", сдобрила её ядом, принесла царю и сказала: "О, мой повелитель!

Съешь пожалуйста эту лепешку, в ней содержится вся моя любовь к тебе". Она не преувеличивала
Царь грустно поглядел на эту лепешку и удалившись, оставшись в одиночестве стал предаваться размышлениями о тщетности этой жизни и тщетности усилий стать счастливым. Он положил эту лепёшку под крышу и сказал: "Пусть эта лепёшка станет началом конца всего что происходит, а сам снял с себя царские одежды и той же ночью ушёл и стал саньяси. Отрёкся о всего.

Это одна из многочисленных историй о том, как люди в этом мире ищут любви и встречаются вместо любви с её прямой противоположностью или с какими-то подделками. И в тоже самое время любовь есть. Если бы её не было люди бы не искали её так отчаянно. Любовь есть, в этом нет никаких сомнений.

В своё время Платон написал знаменитый миф о пещере. В этом мифе он объясняет природу материальной жизни. Он говорит, что представь себе ситуацию, что есть заключенные люди, которые сидят в пещер и могут смотреть только в одном направлении. Сзади них есть расщелина через которую падает свет и там есть настоящий мир и в этом настоящем мире есть люди, в этом настоящем мире есть верблюды, в этом настоящем мире есть много всего.

Но так как находящиеся в этой пещере закованные узники смотрят в противоположном направлении, они могут видеть только тени, которые отражаются на противоположной стене. Но эти тени, это тени реальности. Платон хотел сказать, что представь себе, что в какой-то момент какой-то из узников выйдет на свободу, увидит настоящий мир, а потом из сострадания вернётся к обитателям этой пещеры и станет говорить:
"Друзья мои! Мир не такой! Мир лучше, мир ярче, мир красивее, сочнее! Всё то, что вы видите, всё то, что вы привыкли считать миром и жизнью - это всего лишь тень!

Его побьют. Люди не поверят ему, потому что у них нет другого опыта. Собственно, это то, что случилось и случается со многими святыми, которые говорят: "Друзья, мои! Что вы делаете тут? Иисус Христос пришел, что с ним сделали? Распяли, потому что люди не верят этому, люди привыкли... И я объяснял вчера, так как мы отвернулись от Бога, мы смотрим в противоположном направлении. Бог - источник света. Что мы видим? Тени.

Мы видим тени, мы видим тьму и из-за этого происходят все наши проблемы. Любовь есть. Ещё раз. Если бы её не было, люди бы не искали её так отчаянно и не получали бы крохи счастья даже от подобия любви. Даже подобие любви может сделать человека очень счастливым. Теперь надо всё таки понять что же такое настоящая любовь и как её обрести. Мы знаем, что в первом приближении, если не давать строгое определение этому чувству, то это желание единения

Бхакти Вигьяна Госвами, Садхйам тат притим. Лекция 2. 13 сентября 2023, Торонто. Далее с 0:25:05.

Бхартрихари, Бхакти Вигьяна Госвами, Платон, Кришна

Previous post Next post
Up