Все события нашей жизни и любые изменения, происходящие в нашем мире, имеют под собой три причины:
1) желание живого существа, наделенного свободой воли;
2) силы и законы, действующие в материальном мире;
3) вечное Время.
Желания живого существа приводят в движение материю, которая накладывает на них свои ограничения и определяет, как именно они исполнятся. Но вечное Время, каждое мгновение которого насыщено определенной энергией, предопределяет, что именно может произойти в данный момент.
Иначе говоря, желания живого существа отвечают на вопрос «почему происходит то или иное событие?», законы материальной природы объясняют, «как оно происходит», а вечное Время отбирает один из многих возможных сценариев, отвечая на вопрос «что может или не может произойти в данный момент?».
Если первые две причины более или менее понятны и мы способны до какой-то степени влиять на них, чтобы приблизить или отвратить какое-то событие, то Время по-прежнему остается и всегда останется таинственной, непреодолимой и страшной силой. Кали-юга, век, в который мы живем, - это время тотальной деградации человечества.
Желания людей, их неуемная жажда наслаждений являются лежащей на поверхности причиной упадка нравов. Силы и институты, действующие в обществе, - средства массовой информации, демократические законы, интернет и прочее - обеспечивают развращение людей.
Но именно Время позволяет деградации принять те пугающие формы, которые она приняла сейчас. Трубы заводов и выхлопные газы закоптили небо, пластиковые отходы покрыли землю и воду, химические удобрения отравляют пищу, а пропаганда вседозволенности - умы людей.
Стаи черных ворон пируют на бесконечных свалках, наркотики можно найти под деревом в лесу, во время бессмысленных войн уничтожаются миллионы людей, террористы берут в заложники невинных, матери убивают своих неродившихся детей, реки крови льются в механизированных бойнях.
Санкция на эти ужасы выдана высшей инстанцией - вечным Временем. И с этим ничего не поделаешь. Но как быть тем, кто даже в век Кали хочет сохранить чистоту? Для них то же самое Время предусмотрело привилегии, которых не было у людей в прошлые века.
В самом начале «Шримад-Бхагаватам» мудрецы из леса Наймишараньи описывают беды Кали-юги: «О мудрец, в этот железный век Кали жизнь людей коротка.
Они вздорны, ленивы, введены в заблуждение, неудачливы и пребывают в постоянной тревоге». Другие писания подтверждают это. Послушаем, какие предсказания, касающиеся Кали-юги, даёт видавший виды мудрец Маркандея. Пять тысяч лет назад, беседуя с сосланными в лес Пандавами, он знал, что ожидает нас с вами. «На исходе юги, последней из тысячи юг, все люди, о Юдхиштхира, становятся лживыми. В то время соблюдается лишь видимость жертв, даров и обетов.
<…> В Кали-югу даже священнослужители (брахманы) становятся неразборчивыми в еде. Когда все в мире идет вопреки установленному порядку* - это предвестие гибели.
_______________________________
*Вопреки установленному порядку» - имеются в виду, прежде всего, климатические аномалии, но также отклонения в поведении людей.
_______________________________
В век Кали варвары станут править землей. Эти правители погрязнут в пороке, их повеления будут ничтожны, а речи - лживы. Жизнь людей, немощных и слабовольных, сократится, тело станет слабым, и они утратят человеческое достоинство. В этот век редко когда можно будет услышать правдивые речи.
Священнослужители Кали-юги, если и станут принимать обет безбрачия, то только ради денег. «Эй!» - будут обращаться к ученым брахманам низкорожденные шудры, а брахманы в ответ будут говорить им: «О почтенный!» Численность людей в мире умножится. Цветы и плоды потеряют запах и вкус.
Женщины сделаются низкорослыми и будут удовлетворять низменные прихоти мужчин, пренебрегая добропорядочностью и достоинством. Волосы у женщин станут короткими и будут торчать во все стороны.
Ещё как-то можно представить себе, что мудрец, живший тысячелетия назад, мог догадаться о том, что люди изобретут химические удобрения, которые сделают плоды безвкусными, а цветы - лишенными запаха. Развращение нравов тоже нетрудно предсказать, но откуда он мог знать о том, какие прически будут в моде?
Вымя коров практически высохнет, а деревья, покрытые стаями ворон, почти перестанут цвести и плодоносить. В страхе перед тяжестью налогов семейные люди будут вынуждены мошенничать. Те, кто рядится в одеяние отшельников, станут промышлять торговлей. О красоте людей будут судить по длине их ногтей и волос.
В монастырях воцарится беззаконие, послушники и ученики погрязнут в пьянстве и других пороках, и интересовать их будут только наслаждения плоти. При торговых сделках люди будут пытаться обмануть друг друга. Праведники будут подвергаться преследованиям и гонениям, а грешники - благоденствовать. Справедливость лишится силы, а беззаконие восторжествует.
Короток будет век честных людей, обреченных на нищенское существование, нечестивцы же будут жить долго и богато. В своих поступках люди перестанут гнушаться низостей, а богачей, ослепленных алчностью, будут прельщать самые ничтожные приобретения. Многие люди начнут обманом присваивать деньги, доверчиво оставленные им на хранение.
Семи-восьмилетние девочки будут становиться матерями, а мальчики в десять-двенадцать лет - отцами. К шестнадцати годам люди будут седыми. Юноши уподобятся старикам, а старики станут подражать юношам. Даже при жизни мужей извращенные и порочные женщины начнут бесстыдно вступать в связь со слугами и домашним скотом»*
___________________________________
*По Махабхарате, Вана-парва, гл. 188
___________________________________
Смысл подобных описаний не в том, чтобы кого-то напугать. Да и кого в наше время напугаешь ими? Священные писания говорят обо всем этом, чтобы показать, на какие страдания обрекает себя человек, когда в поисках мнимого счастья попадает под влияние гун страсти и невежества, искажающих его изначальную природу.
«Шримад-Бхагаватам» добавляет красок к этой картине: «В Кали-югу происхождение, достоинства и манеры человека будут измеряться его богатствами, а закон и справедливость - принимать сторону сильного. Мужчины и женщины в этот век начнут сходиться на основе сиюминутного влечения, а успех в делах будет полностью зависеть от умения обманывать.
О женственности или мужественности станут судить по сексуальной силе, а священнослужителями будут считать тех, кто носит шнур и другие опознавательные знаки. Маленькое жалованье станет верхом неприличия, а ученость сведется к умению ловко жонглировать словами. Нищету приравняют к бесчестию, а лицемерие - к добродетели.
Браки будут заключаться по устной договоренности, а о красоте человека станут судить по его прическе. Смысл жизни сведется к набитому желудку, а дерзость и наглость будут считать правдивостью». В те далекие времена в общении друг с другом люди строго соблюдали правила приличия. Ещё совсем недавно уважение к старшим ценилось в человеческом обществе.
Наглость и дерзость стали почитаться правдивостью только сейчас, в эпоху интернета. И похоже, это ещё самое начало… «Люди века Кали станут жадными, порочными и жестокими. По поводу и без повода они будут ссориться друг с другом. Неудачливые и снедаемые материальными желаниями, практически все в этот век по своим качествам будут шудрами и варварами».
«Дурное влияние века Кали сделает людей недальновидными, неудачливыми в делах, прожорливыми, похотливыми и живущими в нищете. Женщины, лишенные целомудрия, будут переходить от одного мужчины к другому.
Для этого явления сейчас даже придумали научный термин, позволяющий людям думать, что ничего страшного не происходит: «серийная моногамия». Именно так люди Кали-юги оправдывают свои пороки - находят для них красивое слово, и порок исчезает. Проституцию называют эскортными услугами, распущенность - свободой самовыражения, бойни - мясокомбинатами, а эксплуатацию женщин - эмансипацией.
Города наводнят воры и мошенники. Атеисты своими толкованиями извратят смысл священных Вед. Политики будут пожирать своих подданных, а так называемые священнослужители и интеллектуалы станут рабами животов и гениталий. <…> Коров же будут выгонять на улицы или убивать, как только те перестанут давать молоко. Мужчины в Кали-югу станут слабыми и женоподобными, и женщины будут управлять ими»*
_______________________________________________
*Шримад-Бхагаватам, 12.3.31-37 (с сокращениями)
_______________________________________________
Вспомним, что все это было написано задолго до того, как влияние гуны невежества полностью извратило человеческую природу, - в те времена, когда людям и в кошмарном сне не могло присниться, что мужчины когда-нибудь лишатся мужественности и станут игрушками в руках более сильных, чем они, женщин. Про политиков, которые буквально пожирают своих подданных, и говорить нечего. Если не считать это сбывшимся пророчеством, то что тогда им считать? Поэтому великий астролог и мудрец Парашара описывает суть Кали-юги одной фразой:
джито дхармо хй адхармена
сатйам чаивӑнртена ча
джитӑш чораиш ча рӑджӑнах
стрибхиш ча пурушӑх калау
«Праведность в этот век побеждена безбожием, истина - ложью, цари - ворами и мошенниками, а мужчины - женщинами»*
_____________________
*Парашара-смрити 1.30
_____________________
Здесь можно было бы поставить точку - ситуация безнадежна. Но, как это ни странно, тот же Парашара в «Вишну-пуране» завершает описание ужасов Кали-юги неожиданным утверждением:
«В век Кали человек легче всего может обрести величайшее благочестие и праведность!» Комментатор «Вишну-пураны» Шридхара Свами выражается еще более определенно: «По своим качествам век Кали - лучший из всех веков».
Как это понимать? С раздражением закрыть книгу, которая противоречит сама себе? Или все же выслушать историю, которую приводит Парашара Муни в подтверждение своих слов? Давайте все-таки послушаем его рассказ.
Некогда мудрецы стали спорить (а чем ещё заниматься мудрецам?), какой самый простой способ для человека обрести высшее благо и кому легче всего воспользоваться этим способом. Одни восхваляли медитацию и Сатья-югу - идеальное время для внутренней сосредоточенности. Другие отдавали предпочтение рекомендованным в Ведах жертвоприношениям и Трета-юге, в которую люди исполняли все свои желания с помощью ягьи. Третьи прославляли пышное поклонение Господу в храме, которым славилась Двапара-юга.
Не придя к согласию, они решили вынести этот вопрос на суд великого Вьясадевы и отправились к его уединенному ашраму в Гималаях на берегу стремительной Ганги. Когда они пришли туда, Вьясадева совершал омовение. Мудрецы сели на берегу в тени деревьев и стали терпеливо ждать. Они увидели, как почтенный Вьясадева погрузился с головой в реку, а затем поднялся из воды и воскликнул:
- Садху*! Благословен, благословен век Кали, лучший из веков!
________________
*В данном случае это слово означает просто одобрительный возглас.
________________
Оторопев, мудрецы продолжали наблюдать, а Вьяса снова с головой погрузился в воды священной Ганги и, показавшись из-под воды, громко произнес: - Садху! Благословенны шудры - самые удачливые из людей! В третий раз Вьясадева окунулся в воду: - Садху! Благословенны женщины! Кто на свете удачливее их? Мудрецы слушали все это, не понимая Вьясадеву.
Когда же он вышел на берег и спросил, что привело их к нему, мудрецы ответили: - Мы пришли к тебе, чтобы ты разрешил наши сомнения. Но сначала объясни нам, что значат твои восклицания: «Благословен век Кали! Благословенны шудры! Благословенны женщины!» Почему ты, повторяя эти слова, лучился от счастья?
Ответь нам сначала на этот вопрос, а потом уже мы зададим тебе вопрос, с которым пришли. Слушайте же меня, о мудрецы! - сказал Вьясадева. Плод благочестия, который получал человек в Сатья-югу, в течение десяти лет совершая аскезу, строго храня целомудрие, шепча молитвы и повторяя святые имена и прочее, в Трета-югу приходил к человеку, если он делал то же самое в течение одного года. В Двапара-югу, чтобы обрести тот же плод, нужно было совершать аскезу всего месяц, но в век Кали тот же самый плод благочестия можно обрести за один день и одну ночь, посвященные аскезе!
Поражаясь удачливости людей века Кали, я воскликнул: «Благословен этот век!» Воистину, Господь очень милостив к ним. То, что в Сатья-югу человек обретал, занимаясь медитацией, в Трета-югу - проводя великие жертвоприношения, в Двапара-югу - поклоняясь Божествам в храмах, в век Кали он получает, просто произнося имена Кришны.
В этот век людям легче всего стать праведниками. Поэтому, о мудрецы, знающие цену праведности, я прославлял Кали-югу. Вспомнив о Кали-юге, я подумал, что большинство людей этого века - шудры. Раньше Веды могли постичь только дваждырожденные брахманы, которым приходилось во многом ограничивать себя и неукоснительно соблюдать ритуальную чистоту.
Они должны были проводить жертвоприношения в строгом соответствии с правилами ритуала. В результате эти брахманы приучались возносить бесплодные молитвы, участвовали в бессмысленных пирах и привыкали совершать бесполезные ритуалы, уповая на их спасительную силу. И хотя они проводили их со всем тщанием, стоило им допустить малейшую ошибку в обряде, и все их старания пропадали даром - обряды не приводили к желанной цели, а если и приводили, то ценой огромных усилий.
Разве не более удачлив человек, родившийся шудрой? Он достигает того же самого, просто служа своим хозяевам. Единственное жертвоприношение, которое позволено шудрам, - приготовление пищи. Чтобы совершать его, не нужно следовать никаким строгим правилам. Подумав об этом, я прославил удачу, выпавшую на долю тех, кто рождается шудрами.
Но все же больше всего повезло женщинам! Мужчинам приходится в поте лица своего трудиться, чтобы зарабатывать на жизнь. Они должны исполнять свои обязанности совершенным образом и потом тратить заработанные тяжким трудом деньги на очистительные обряды, чтобы избавиться от приобретенной кармы.
Они мучатся, когда зарабатывают, беспокоятся, пытаясь сохранить заработанное, расстраиваются, когда им не удается заработать, и горюют, когда теряют то, что заработали. Чтобы достичь чего-то в этой жизни и заслужить лучшую участь в будущей, мужчинам приходится много работать и преодолевать очень большие препятствия.
А женщине, чтобы достичь того же самого, что и ее супруг, достаточно просто проявлять уважение к нему в поступках, мыслях и словах. Поэтому я воскликнул «Садху!» в третий раз - «Благословенны женщины! Поистине, нет никого удачливее, чем они!» Я ответил на ваш вопрос. Теперь расскажите, что привело вас сюда? Мудрецы, не скрывая изумления, сказали: - Ты уже дал ответ на мучивший нас вопрос. Все наши сомнения рассеялись - мы услышали от тебя все, что нам было нужно.
Вьясадева рассмеялся. - Едва увидев вас, я понял, что именно не дает вам покоя. Поэтому я стал восклицать: «Садху! Садху! Садху!» В век Кали у людей практически не осталось добродетелей, но, размышляя о качествах Верховного Господа Хари, они с легкостью смогут обрести совершенство в дхарме и избавиться от всех своих грехов.
Точно так же шудры достигают всего служением дваждырожденным, а женщины - покорностью своим мужьям. Смирение - величайшая добродетель, ибо она привлекает милость Бога, и падшим людям легче проявлять смирение, чем тем, кто кичится своими добродетелями и разумом. Остались ли у вас еще какие-то сомнения?
Люди века Кали осмеивают духовность и отрицают Бога, шудры в наше время совершают революции и ниспровергают хозяев, а женщины борются за свою независимость. Не их прославляет Вьясадева, но естественную добродетель смирения, которая выводит душу за жесткие рамки материальной обусловленности и позволяет приблизиться к Богу.
Мудрецы поблагодарили Вьясадеву и разошлись по своим ашрамам, размышляя о великой добродетели смирения. Завершая историю, Парашара Муни говорит: «Я открыл тебе, о удачливый Майтрея, эту тайну. Век Кали - самое порочное время, однако есть у него одно великое достоинство: просто воспевая качества и имена Кришны, человек может освободиться от рабства греха и достичь духовного царства - Вайкунтхи»
О преимуществах Кали-юги рассказывается не только в «Вишну-пуране», но и в других писаниях, например в «Брахма-вайварта-пуране»: «Отец, Кали-юга - океан пороков. И все же есть у Кали- юги одно преимущество: благие мысли в этот век приравниваются к благим делам, а за дурные мысли никто не несет ответа».
Но громче и яснее всего о достоинствах Кали-юги говорит Шукадева Госвами в «Шримад-Бхагаватам»: «Скверна века Кали пронизывает собой все - все предметы, все земли и страны и даже умы людей. Однако всесильный Господь, Верховная Личность, может защитить от этой скверны тех, кто поместил Его в свое сердце.
Если человек слушает рассказы о Господе, прославляет Его, воспевая Его святое имя, размышляет о Нем, поклоняется Ему или даже просто с почтением относится к Нему, Верховный Господь, находящийся в сердце каждого, устранит из его ума всю скверну, которая накопилась там за многие тысячи жизней».
калер доша-нидхе раджан
насти хй эко махӑн гунах
кйртанад эва кршнасйа
мукта-сангах парам враджет
«Мой дорогой царь, Кали-юга - это океан пороков, но у нее есть одно великое достоинство: просто повторяя имя Бога - маха-мантру Харе Кришна, - человек может освободиться из материального плена и попасть в Его царство». Описание Кали-юги - ее пороков и преимуществ - будет неполным, если не привести пророчество из «Брахма-вайварта-пураны».
В 129 главе «Кришна-джанма-кханды» рассказывается про уход Кришны с Земли и Его возвращение на Голоку - высшую планету духовного мира. Среди пришедших проститься с Ним были и богини святых рек - Ганги, Ямуны, Сарасвати, Падмы и других. Со слезами на глазах Ганга спросила у Кришны: - О мой Господин, о лучший из тех, кто дарует блаженство, сейчас Ты возвращаешься на Голоку.
А что будет с нами, остающимися здесь, в Кали-югу? Господь ответил: - В течение первых пяти тысяч лет Кали-юги грешные люди, совершая омовение, будут оставлять в тебе свои грехи. Но все эти грехи сгорят дотла, когда люди, поклоняющиеся Мне с помощью священной мантры, придут на твои берега и станут омываться в твоих водах. Они будут петь святые имена Господа Хари и декламировать стихи из Пуран, а ты будешь внимательно их слушать.
Любые грехи, включая даже тяжкий грех убийства брахмана, могут сгореть дотла, если слушать «Бхагавата-Пурану» и звуки непрекращающегося киртана имени Хари. Как огонь сжигает сухую траву, так и объятия вайшнавов" освобождают от всех грехов. О Ганга, хотя этот мир [в Кали-югу] полон грешников, Земля превратится в святое место паломничества, потому что вайшнавы* будут жить на ней.
_____________________
*Люди, которые служат Господу Вишну, повторяя Его святые имена.
_____________________
Тела святых вайшнавов очищают все, чего они коснутся. Вся планета Земля очистится, потому что по ней будут ходить вайшнавы. Святые места, оскверненные и потерявшие свою силу, тоже очистятся благо- даря людям, которые повторяют священные мантры и питаются освященной пищей. Те, кто постоянно думает обо Мне, для Меня дороже, чем сама жизнь, - даже огонь и ветер очищаются, едва коснувшись их тел. Десять тысяч лет вайшнавы будут жить на этой Земле, объединяя людей. И только когда они исчезнут с лица Земли, Кали- юга полностью войдет в свои права.
***
Обычно санскритское слово «кали», от которого берет название Кали-юга, производят от корня «кад» - «страдать», «соперничать», «ссориться», «лукавить», «вводить в заблуждение». Любой словарь санскрита сообщит об этом. Но великие мудрецы, размышляя об удивительной щедрости века Кали, нашли другое объяснение этимологии слова «кали»: кам кршнам лати дадатити калих - «Веком Кали называется то время, в которое людям очень просто обрести Кришну».
Люди этого века могут обрести Кришну, просто повторяя Его святое имя. Имя Бога и есть Сам Бог, ибо Бог абсолютен, а потому все, что непосредственно связано с Ним, имеет ту же абсолютную природу. Эту истину невозможно понять с помощью материального ума, работающего по законам линейной логики, но в нее можно поверить, соприкоснувшись с трансрациональной логикой священных писаний. Такая вера - и только она - может вывести нас за пределы относительного мира и привести в Абсолютное царство Бога. О силе веры в бесконечное могущество святого имени и о том, как ее непросто обрести, следующая история.
Б.В.Госвами. Вкус дикого мёда, 5 глава