Седьмая главы Гиты: Кришна торопится, предвкушая вопрос Арджуны

Apr 25, 2024 10:38

До этого Кришна описывал постепенные, косвенные пути приближения к Нему, начиная с того момента, когда Арджуна в отчаянии припал к Его стопам и попросил, чтобы Тот просветил его, сказав, что больше у него нет иного прибежища. Когда Арджуна, отчаявшись найти какой-либо другой путь избавления от своего несчастья, попросил у Кришны, чтобы он просветил его, Кришна стал постепенно, шаг за шагом подводить его к самой сути духовной науки.

И в первых шести главах Он описывал последовательный процесс очищения человека. Первые шесть глав представляют собой описание длинной лестницы йоги и каждая из ступени этой лестницы, начиная с кармы-йоги, гьяна-йоги или дхьяна-йоги, наконец с аштанга-йоги, мистической йоги, постепенно очищает сердце человека, очищает его от материальных желаний, которые мешают нам приблизиться к Кришне, мешают нам постичь Бога.

Особенно это подчёркивалось в третьей и пятой главе Бхагавад-гиты, где цель нишкамы, то есть свободы от материальных желаний ставилась как высшая цель процесса очищения. Сейчас мы находимся с вами в этом мире и мы привыкли к тому, что этот мир принадлежит нам. Мы считаем его своим, мы хотим наслаждаться этим миром и так как мы хотим наслаждаться этим миром, главное для нас это взаимоотношение нас и этого мира. В центре всего мы ставим наше я, ахам на санскрите.

Наше я раздувается до очень больших размеров и дальше как это я взаимодействует с миром? Оно взаимодействует с миром в процессе присвоения этого мира себе: "Моё!". Я и моё это сущность, квинтэссенция концепции майи в которой мы все пребываем. Мы находимся в иллюзорном состоянии, когда мы хотим присвоить тебе этот мир и наслаждаться этим миром и поэтому, соответственно, нас интересует только то, как я и этот мир взаимодействуют друг с другом и вся драма нашей жизни, в сущности, сводится к этому.

Поэтому наше сознание сосредоточенно на этом мире в аспекте наслаждения им. Нас интересует этот мир ровно настолько, насколько мы можем наслаждаться им и, соответственно, сознание это материально. Оно пропитано желанием "я и моё", желанием наслаждаться и стоять в центре этого мира. Но Кришна в этих срединных шести главах Бхагавад-гиты будет объяснять нам каким образом нам можно перенести центр нашего сознания с того искусственного центра которым представляет его наше я, на истинный центр, на Бога; каким образом увидеть этот мир по-другому.

Иначе говоря, центральные шесть часть глав Бхагавад-гиты описывают сознание Кришны и помогают человеку понять, увидеть Бога в этом мире, увидеть каким образом Бог отражается и проявляется в этом мире и с помощью такого сознания избавиться от мелочного, жалкого и глупого эгоизма, в котором мы все с вами так или иначе пребываем.

И в этом, собственно, суть косвенных путей приближения к Нему. Он завершил последним стихом из шестой главы Бхагавад-гиты, где Он сказал, что самым высшим из йогов, выше всех остальных является йог, что выше карми, выше гьяни, выше всех остальных является йог, но самым лучшим из йогов, самым высшим из йогов, самым совершенным из йогов является тот, кто постоянно думает обо Мне, тот, кто перестал думать о себе и о том, как наслаждаться этим миром в различных проявлениях и формах и тот, кто перенёс центр своей мыслительной деятельности на Бога, на Кришну, являющегося естественным центром Вселенной, тот, кто больше не считает себя той осью, вокруг которой должен вращаться этот мир, тот кто более адекватно видит этот мир в его богоцентрической модели.

Кришна как бы противопоставляет две модели - модель эгоцентризма, когда своё эго, я человека, находится в центре Вселенной и модель богоцентризма, когда Творец и Создатель мира, которому этот мир действительно принадлежит, ставится в центр. Это было завершение, кульминация шестой главы Бхагавад-гиты и как мы помним на протяжении беседы, которая протекала на протяжении этих шести глав Бхагавад-гиты, Арджуна очень часто побуждал Кришну говорить, он задавал Ему вопросы, когда ему было что-то неясно, когда Кришна как бы останавливался и доводил свою мысль, свои рассуждения до какого-то логического конца, но когда Кришна произнёс стих:

"Думай обо Мне и таким образом ты станешь лучшим из йогов, самым высшим из йогов, ты сможешь действительно постичь суть йоги", когда Кришна сказал это, то Он не стал дождаться вопроса Арджуны: "А как же я смогу думать о Тебе?". Хотя казалось бы, по тому сценарию, по которому разворачивалась Бхагавад-гита до сих пор, естественно было бы, чтобы сейчас, в данный момент, Арджуна задал этот вопрос:

"Объясни мне теперь, если Ты говоришь, что самым высшим из всех йогов является тот, кто постоянно думает о Тебе, объясни как же я могу постоянно думать о Тебе?"

Но Кришна торопится, Он предвкушает этот вопрос и даже не ждёт его и так как Он знает, что Он дошел до самой сути после долгого, подробного вступления и описания всех этих предварительных путей, Он дошёл до самой сути самого быстрого, самого эффективного метода очищения, квинтэссенции всех форм очищения - слушания о Кришне.

Поэтому когда Он произнёс последний стих шестой главы Бхагавад-гиты, Он сразу же, не дожидаясь вопроса Арджуны переходит к утверждению задающему тему всех шести срединных глав Бхагавад-гиты.
Верховный Господь сказал: А сейчас, о сын Притхи, ты услышь о том, как занимаясь йогой в сознании Кришны и сосредоточив на Мне свой ум, ты сможешь в полной мере познать Меня и избавиться от всех сомнений

Радио Университет. Лекция 11: БГ.7, 11 января 1998. Далее с 7:30

Бог, Арджуна, Бхагавад-Гита, Кришна

Previous post Next post
Up