Взгляд на Бхагавад-гиту с высоты птичьего полёта

Jan 18, 2024 20:18



Сегодня я посмотрю на Бхагавад-гиту с высоты птичьего полёта и попытаюсь очень быстро, тезисно изложить развитие сюжета Бхагавад-гиты. В первых шести главах Бхагавад-гиты, начиная с самой первой главы, которая является вводной главой и, которая, как бы подводит читателя к пониманию цели Бхагавад-гиты. Первая глава нужна для того, чтобы мы ощутили себя на месте Арджуны, почувствовали в каком состоянии он находился и ещё раз как бы прислушались к словам Кришны.

Кришна начинает говорить, излагать философию Бхагавад-гиты со второй главы и вторая глава и особенно третья глава излагает как бы карма-йогу, излагает искусство деятельности человека. Начиная с третьей главы Кришна излагает последовательно саму философию Бхагавад-гиты и вначале Он описывает деятельность человека, говоря, что импульсом к деятельности человека является ожидание наслаждения, которое мы получаем от плодов своего труда.

В начале обычная карма или обычная деятельность, то чем собственно занимаются все люди вокруг нас и чем занимаемся мы с вами. Мы занимаемся деятельностью для того, чтобы насладиться каким-то результатом моего труда. И это в общем та ситуация, в которой находится каждый из нас. И Кришна говорит, что следующим этапом, которым должен пройти в своём духовном развитии человек, если он не хочет оставаться в пределах обусловленности этого мира, следующим шагом, который он должен сделать, должно быть подчинение правилам и ограничениям священных писаний.



Человек занимается деятельностью и он ожидает каких-то результатов своего труда, но он уже занимается этой деятельностью не по своему капризу не так как ему хочется, а он подчиняется авторитету священных писаний и старается следовать заветам и заповедям священных писаний в своей деятельности. В конечном счёте для того же самого - для того, чтобы наслаждаться плодами этого труда, потому что понимает, что если он будет следовать этим заповедям, то результат будет заведомо лучше.

Но, постепенно в процессе принятия авторитета священных писаний происходит то, что привязанность к плодам своего труда ослабевает у человека. Постепенно эта привязанность ослабевает и когда привязанность эта ослабевает, то человек подготавливается тем самым к восприятию трансцендентного знания. До сих пор, пока мы слишком сильно привязаны к плодам своего труда, мы не способны понять или воспринять трансцендентные знания, не способны понять смысл духовного знания, поэтому следующая глава Бхагавад-гиты, четвёртая так и называется - "Трансцендентное знание" и в ней описывается, что деятельность которой сначала человек занимался слепо, теперь становится осознанной. Там описывается ритуальная деятельность, деятельность жертвоприношений.

Однако теперь человек уже делает ту же самую деятельность осознанно, с сознанием и это знание постепенно приводит человека к освобождению. В четвёртой главе Кришна говорит, что трансцендентное знание, если оно сопровождает деятельность человека, сжигает всякую карму и человек, продолжая оставаться в этом теле уже становится освобождённым. Поэтому пятая глава Бхагавад-гиты особенно интересна.

Пятая глава описывает мистическую ситуацию когда душа человека, практически неизвестная, неизведанная любому из нас, когда душа человека продолжая оставаться в оболочке материального тела, которое представляет собой оболочку кармы и продолжает действовать в этом материальном теле, тем не менее полностью отрешается от деятельности, становится не причастной к этой деятельности и становится полностью абсолютно свободной от пут деятельности.



Это тема пятой главы Бхагавад-гиты, как бы логическое развитие пятой главы Бхагавад-гиты. И следующий шаг в изложении Бхагавад-гиты, в философии Бхагавад-гиты это шестая глава Бхагавад-гиты, где душа отрешившись от материального тела и от пут, от уз материальной деятельности, начинает понимать нечто высшее. Если в начале, вплоть до пятой главы речь шла только о природе души и о самосознании души, о понимание душой своей духовной природы, непричастной к смертной, временной природе тела, то в следующей главе, в шестой главе Кришна описывает очень сложный мистический процесс аштанга-йоги, с помощью которого можно постичь не только духовность своей собственной природы, но и постичь нечто высшее, Сверхдушу, Абсолютную Истину, Бога, который находится в нашем сердце.

Это - следующий шаг, который делает человек в своём духовном развитии. Итак в этих шести главах вкратце очень быстро, но тем не менее очень ёмко Кришна изложил различные уровни йоги, всю лестницу йоги от самых низших ступеней карма-йоги до самых высоких ступеней аштанга-йоги или раджа-йоги, когда человек мистическим внутренним взглядом может созерцать в своём сердце Сверхдушу, Абсолютную Истину.



И завершается шестая глава знаменитым стихом Бхагавад-гиты, где Кришна определяет самого высшего из йогов и Он говорит, что высший из всех йогов, самый лучший из йогов, о Арджуна, из всех тех форм йоги, которые Я описал, это тот кто постоянно думает обо Мне, кто внутри, в в сердце своём, сосредоточен на Мне, кто исполнен веры в Меня и кто постоянно поклоняется Мне И седьмая глава открывает следующую часть Бхагавад-гиты, следующий раздел Бхагавад-гиты.

Первые шесть глав Бхагавад-гиты посвящение карма-йоге в различных формах и проявлениях вплоть до мистической или медитационной йоги, аштанга йоги в шестой главе. Но, начиная с седьмой главы, Кришна приступает к описанию бхакти-йоги. Последний, заключительный стих шестой главы даёт как бы самую сущность бхакти-йоги - постоянную сосредоточенность на Кришне, но не раскрывает то, как можно это сделать.

Потому что легко сказать: "Постоянно думай обо Мне". Но если мы не знаем кто такой Кришна, невидим Его, не в состоянии понять или ощутить, почувствовать присутствие Бога, то как мы сможем думать о Нём? Как мы можем поклоняться Ему? И поэтому, начиная с седьмой главы Кришна описывает различные проявления энергий Бога. Он помогает нам увидеть Бога в том, что доступно нашему зрению, Он помогает нам увидеть Бога в воде, в земле, в воздухе, в огне, в таланте человека, в самом себе.



Он описывает как бы вот это вездесущее проявление Бога для того, чтобы мы смогли сосредоточить на Нём все свои помыслы, для того чтобы мы могли увидеть все эти многообразные проявления Бога в окружающем нас мире и таким образом стремится к Нему, поклоняться Ему с любовью как Он советовал это в заключительном стихе шестой главы. Это тема седьмой главы, а восьмая глава описывает результаты такой постоянной медитации на Кришну. Если человек живёт всю свою жизнь пытаясь понять Бога, ощутить Его присутствие во всём том что окружает его, то тогда Кришна описывает воздаяние, которое получает такой человек.

Восьмая глава сравнивает материальный мир и духовный мир, два мира: один мир, где всё временно, бренно, обречено на гибель и другой, духовный мир, где всё вечно и прекрасно. И говорит, что тот человек, который всю свою жизнь думал о Кришне, который сосредотачивал на Нём своей помыслы, который пытался увидеть Бога во всём: в своей судьбе, во всех людях и во всём том, что окружает его, - такой человек в конце концов, оставляя это тело, возвращается в духовный мир и никогда уже больше не падает, не попадает вновь опять в эту юдоль страданий в которой он находится здесь.

Это тема восьмой главы - чего достигает человек, живущий в соответствии с принципами сознания Кришны. И мы подходим к кульминационной главе, одной из самых важных глав Бхагавад-гиты, девятой главе, где Кришна говорит: "Поклоняйся Мне, отбрось все остальные формы поклонения, тебе не нужно думать ни о чём, заботиться ни о чём, просто отбрось всё остальное и только поклоняйся Мне. Не поклоняйся никаким полубогам, не служи другим людям, служи Мне и это самое лучшее на что ты способен.

Это смысл девятой главы Бхагавад-гиты и кажется будто бы Кришна требует от нас чего-то чрезвычайного, Он требует от нас какой-то ужасной жертвы, но Сам Он, в конце девятой главы говорит что ему нужно от нас. Он говорит: "Предложи мне с любовью цветок, листок, плод или немного воды. Это всё, что Мне нужно от тебя. Мне не нужно больше ничего другого, но делай это с любовью.

Это самое главное, чего Я хочу добиться от тебя" - говорит нам Кришна и в этом смысл девятой главы Бхагавад-гиты и Кришна завершает её знаменитым стихом: ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру - думай обо Мне постоянно, стань моим преданным, моим бхактой, поклоняйся Мне и падай ниц передо мною. Таким образом ты сможешь прийти ко Мне.

И в десятой главе Кришна как бы опережает нас вопросом: "А почему, собственно, я должен предаться Кришне, почему я не должен поклоняться никому другому? А сможет ли Кришна исполнить своё обещание? Хорошо Он обещает много замечательных вещей, он привлекает меня. Практически, в девятой главе Кришна умоляет живое существо: "Предайся Мне, предайся Мне, Я умоляю тебя".

До такой степени доходят Его уговоры Арджуны И в десятой главе на как бы невысказанный вопрос: "А сможешь ли Ты исполнить Свои обещания? Действительно ли Ты так велик, как может показаться? Кришна говорит Арджуне: "Я есть источник всех духовных и материальных миров, Я есть Отец всего материального проявления, а материальной природы это мать всех живых существ. Я, в конце концов, Тот, от кого исходит всё. Я не есть некий царевич рода Вришни, я не просто некое проявление майи как говорят майявади.

Я есть источник всех духовных и материальных миров и если ты предашься Мне, то Я смогу исполнить Своё обещание, Я смогу защитить тебя при всех обстоятельствах, потому что в конце концов, Я есть высшая причина всех причин и от Меня зависит всё. И плавно Бхагавад-гита переходит к одиннадцатой главе, потому что всё равно какое-то сомнение может остаться и чтобы окончательно рассеять все наши сомнения, для того чтобы действительно доказать что Кришна является источником всех духовных и материальных миров, Он просто показывает Арджуне Свою Вират-рупу. Он не просто говорит о том, что Я есть источник всех духовных и материальных миров, не ограничивается простой констатацией этого факта, Он показывает, что Он действительно является этим источником духовных и материальных миров.

Он показывает свою ужасную, наводящую ужас грандиозную вселенскую форму, состоящую из тысячи голов, тысяч рук, тысяч развёрстых зёвов, в которые идут эти воины и Он говорит, что Я есть время, великое время, которое правит всем этим миром и направляет деятельность этого мира. "Поэтому Арджуна, выбирай. Ты можешь сражаться здесь на поле битвы Курукше́тра, а можешь отказаться от этого сражения.

Однако если ты будешь сражаться... Всё уже предрешено. Я в своём облике вечного времени, калы, уже определил судьбу и исход этого сражения, но если ты будешь сражаться, то ты покроешь себя славой. Если же ты откажешься от сражения, то ты покроешь себя бесславием. Однако исхода сражения ты не изменишь нимитта-матрам бхава савйа-сачин - говорит Кришна в одиннадцатой главе Арджуне.

Стань инструментом в Моих руках, исполняй Мою волю, ибо Я есть время, Я есть судьба и в образе судьбы Я всё равно властвую надо всем. Но в конце одиннадцатой главы Бхагавад-гиты, для того чтобы рассеять сомнение, которое могло бы закрасться к нам в ум: "А не стоят ли нам тогда поклоняться этой ужасной, наводящей ужас и страх в форме Кришны, Кришна ещё раз подчёркивает, Он снова показывает свою прекрасную улыбающуюся двурукую форму, в которой Он до этого предстал перед Арджуной и говорит: "Что эту форму увидеть труднее всего. Именно этой личностной форме ты можешь поклоняться с любовью, поэтому она есть высшая из форм. Не Вират-рупа, не страшная форма, которую ты только что узрел, благодаря мистическому видению, которым Я тебя наградил, не есть вышли из форм и не ей нужно поклоняться.

Поклоняйся Мне с любовью в том виде, в каком Я сейчас стою перед тобой. И таким образом это подводит нас к теме двенадцатой главы, которая так и называется бхакти-йога. И в этой удивительной главе Кришна, по сути дела говорит, что любая деятельность, которой занимается человек может включаться в эти широкие рамки бхакти-йоги, может быть бхакти-йогой. Это очень милосердная система, которая может практически завлечь, вовлечь в своё орбиту любого человека чем был ни занимался и в каком бы положении он не находился.

Он описывает что не сама форма деятельности определяет смысл этой деятельности, а сознание человека, с которым он совершает и цели которых он хочет достичь. И он говорит, что если ты ставишь перед собой духовные цели, то тогда, в конечном счёте сознание твоё будет очищаться и ты можешь считать свою деятельность любовью к Богу и постепенно-постепенно в процессе этой деятельности любовь или бхакти будет развиваться у тебя.

Так заканчиваются вторые, внутренние шесть главных Бхагавад-гиты, содержащие самое сокровенное знание Бхагавад-гиты, самые великие тайны, а именно бхакти-йогу, которая являются сущностью Бхагавад-гиты. С другой стороны, в конце последние шесть глав охраняют Бхагавад-гиту, защищают центральные, сокровенные части Бхагавад-гиты и эти последние шесть глав, начиная с тринадцатой и кончая восемнадцатой обычно называют гьяна-йогой.

Это необычайно интересные главы одна интересней и другой, где Кришна подробнейшим образом описывает запутанность души в материальном мире, рабство души, попавшей сюда в материальный мир, что приковывает её к этому миру, какими связями, какими ниточками она скована с материальным миром и как трудно ей находиться здесь. В этих главах Кришна даёт поразительные знания, поразительную информацию, которая помогает человеку очень ясно и очень отчётливо понять свою ситуацию в этом мире, понять своё рабство, потому что сейчас, когда мы находимся здесь, мы очень часто не отдаём себе даже отчёта в том, до какой степени мы порабощены этим миром.

И начиная с тринадцатой главы Кришна начинает рассеивать эти иллюзии. Он говорит: ты думаешь что ты свободен, ты думаешь что ты независим, ты думаешь что ты наслаждаешься в этом мире, ты думаешь что ты живёшь очень счастливо здесь, но на самом деле ты раб. Ты попал в клетку материального тела, ты находишься в этой темнице материального тела и ты полностью отождествляешь себя с этим механизмом, машиной материального тела, пребывая в нём.

Он описывает в тринадцатой главе природу тела, природу души находящаяся в теле, души в обусловленном ложном сознании и Сверхдуши, которая наблюдает за действиями души в этом теле. И после этого он переходит к четырнадцатой главе Бхагавад-гиты, где Он подробно описывает природу клетки, в которую мы попали, природу сетей, в которых мы запутались, природу этого материального мира или пракрити - низшую энергию Кришны.

Он очень подробно описывает каким образом она действует и каким образом проявляется её влияние на человека. Прочитав эту главу, каждый человек может понять до какой степени он не свободен, как ограничена рамками материальной энергии его сознание и как материальная энергии действует на него, каким образом она руководит и направляет его. И осознал свою несвободу он может начать стремиться к освобождению, к очищению своего сознания и собственно завершается четырнадцатая глава Бхагавад-гиты описанием состоянием свободы человека, чтобы каждый человек мог понять действительно ли он добился этой свободы или ему это только кажется или он по-прежнему находится в рабстве материальной природы.

И пятнадцатая глава во глава Бхагавад-гиты "Пурушоттама-йога" описывает баньяновое древо материального мира, она описывает блуждание души, которая бродит, блуждает по материальному миру, переходя с ветви на ветвь, - переходя из одного тела в другое и не в силах вырваться из этого запутанного, очень сложного древа материального мира. И там же в этой главе Кришна описывает Пурушоттаму - высшую Личность потому что в конце концов человек должен поклониться, предаться этой высшей Личности и таким образом срубить это древо материального мира и привязанность к нему, в которой он находится.

Пурушоттама или высшая Личность - это Тот, Кто возвышается надо всем, над обусловленными живыми существами, над вечной свободными живыми существами, над временем и над этим древом материального мира и, предавшись ему человек может вырваться за пределы этого, иначе практически очень трудно срубаемого дерева материального мира. И дальше Кришна переходит к шестнадцатой главе где Он описывает как бы высшее и низшее положение на этом дереве.

Он описывает демонические натуры и божественные натуры, Он описывает эти две формы обусловленности и даёт нам возможность понять что все живые существа в сущности находятся где-то в промежутке между двумя этими формами, что у каждого из нас есть как бы двойная природа - природа демона и природа человека божественного, стремящегося к Богу. И тем интереснее эта глава, потому что очень яркие описания этой главы дают возможность каждому человеку узнать в них самого себя, увидеть образ мысли и понять где находится этот враг, что враг находится не вне меня, враг находится внутри меня в моём уме.

И дальше Кришна переходит к семнадцатой главе, где он описывает различные виды веры и даже не столько веры, сколько образа действий человека в зависимости от положения его на ветвях этого дерева материального мира, человек развивает разные взгляды на мир и таким образом действует по-разному материальном мире. Но как бы он не действовал: действовал ли он исходя из гуны благости или исходя из гуны невежества, он всё равно остаётся в пределах этой тюрьмы, в темнице материального мира и в конце концов он должен вырваться и подняться над всеми этими гунами и над всеми этими верами.

Итак, Кришна подходит к последней завершающей главе где Он подводит итог. Он повторяет всё содержание Бхагавад-гиты, описывает постепенный процесс углубления духовного понимания человека в процессе духовного развития, когда душа сначала понимает и осознаёт Брахман или безличные аспекты Абсолюта, потом переходит к пониманию Параматмы и в конце концов приходит к Бхагавану - Личности Бога.

И в конце, после того как Кришна описал всё это, чтобы ни у кого не осталось никаких сомнений в том, что же Он хочет от нас, после того как Он описал всевозможные пути и способы йоги, Кришна повторяет два стиха, которые содержат в себе самую суть, квинтэссенцию Бхагавад-гиты. Он повторяет тот самый последний завершающий стих девятой главы Бхагавад-гиты: ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджӣ мам намаскуру Предайся Мне, постоянно думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и падай ниц передо Мною.

И после этого Он произносит чарама-шлоку т.е венчающую шлоку Бхагавад-гиты: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам ш́аран̣ам враджа  Отбрось все религии, оставь все остальные пути, не делай ничего другого, просто предайся Мне и Я защищу тебя от всех грехов. Делай только это, только думай обо Мне, не думай ни о чём другом - ни о карма-йоге, ни о гъяна-йоге, не об аштанга-йоге, ни о лайя-йоге, ни о каких других видах йоги, ни о каких других видах и формах религиозной обрядовой деятельности не думай.

Просто предайся, положись на Меня, отдай себя Мне и тогда я спасу тебя, Я защищу тебя от всего. На этом завершается Бхагавад-гита и как бы кульминацией Бхагавад-гиты являются слова Кришны: "Теперь Я сказал тебе всё, что должен был сказать, всё то что хотел тебе сказать и  тебе выбирать.  Он оставляет как бы нам с вами свободу выбора. Теперь ты всё услышал от Меня всё что Я хотел тебе сказать Я сказал и теперь ты выбирай. Ты можешь действовать как хочешь так как Я тебе сказал или так как ты хочешь сам.

И Арджуна как бы давая понять, что он действительно осознал и понял смысл Бхагавад-гиты отвечает Кришне:  каришйе вачанам тава   Я сделаю всё то как Ты велишь мне. И в этом собственно смысл Бхагавад-гиты и признак того, что Арджуна понял что нужно делать. Если мы будем следовать наставлениям, которые Кришна изложил в Бхагавад-гите, то мы сможем в конце концов избавиться от страдания этого материального мира, мы сможем обрести счастье, обрести знание и понимание этого мира и в конце концов сможем стать счастливыми, потому что все мы стремимся именно к этому.



Премьер-министр Индии Раджив Ганди получает в подарок от советских кришнаитов "Бхагавад-гиту как она есть" на русском языке. Нью-Дели, 1989



Мы все стремимся к счастью. Единственный смысл и цель, которую преследовал Кришна, рассказывая Бхагавад-гиту это сделать всех людей счастливыми, дать им возможность обрести полное духовное счастье.   Ну, я как бы завершаю на этом своё вступление к Бхагавад-гите. Я рассказал в целом об этом великом произведении насколько я смог и, начиная со следующего занятия мы перейдём к более подробному изучению Бхагавад-гиты по главам. Основная цель этих занятий воодушевить всех наших слушателей более глубоко изучать "Бхагавад-гиту как она есть" написанную Шрилой Прабхупадой.

Всю Бхагавад-гиту, стихи которой сейчас рассказал буквально за несколько минут, можно прочитать за два, два с половиной часа, но для того, чтобы понять Бхагавад-гиту не хватит и целой жизни.  И уникальность книги, написанной Шрилой Прабхупадой - "Бхагавад-гиты как она есть", заключается в том, что она достигает цели Бхагавад-гиты. Множество других переводов, которые существовали до этого воодушевляли людей на изучение Бхагавад-гиты, пленяли людей, очаровали красотой философских построений Бхагавад-гиты, но никто из них не следовал наставлением Кришны.

Многие люди в Англии, в Америке, во Франции, в России читали Бхагавад-гиту, но никто из них не знал, что же это значит "думай обо Мне, предайся Мне, стать Моим преданным, поклоняйся Мне, падай ниц передо мной.  Но когда Шрила Прабхупада, чистый преданный Кришны и великий последователь, ачарья написал эту великую книгу, то цель Бхагавад-гиты достигается сама собой.



Человек, прочитав эту книгу начинает понимать что он должен делать и в этом смысл. Кришна произнёс Бхагавад-гиту не для того, чтобы мы просто услышали её и забыли о ней, а для того, чтобы мы услышали её и стали делать: "каришйе вачанам тава" - как говорит Арджуна я готов делать то, что Ты мне сказал.  И смыслом этого курса лекций, который мы собираемся провести, побудить более глубоко изучить Бхагавад-гиту и таким образом воодушевить всех наших слушателей и всех остальных людей на то, чтобы жить в соответствии с Бхагавад-гитой. Именно в этом и заключается основной смысл духовного знания. Не просто теоретизировать где-то в кресле у камина, а чтобы жить в соответствии с Бхагавад-гитой.



Бхакти Вигьяна Госвами (В.М.Тунеев)."Радио университет". Радиостанция "Кришналока". 23 июля 1997

Бхакти Вигьяна Госвами, Бхагавад-Гита, Кришна

Previous post Next post
Up