Когда отменяют Бога

Oct 06, 2023 15:12

Шрила Прабхупада опирается на этот момент, о котором мы говорили вчера: о том, что если Бог создал этот мир (будем великодушными и поставим «если» перед этим утверждением), если мы считаем, если мы верим, если мы понимаем, что у этого мира есть Творец, это значит, что этот Творец создал законы; это значит, что этот Творец создал порядок; и это значит, что этот Творец создал ценности.

В соответствии с пониманием того, что есть один Бог (а все великие религии утверждают, что Бог один, что во главе всего стоит единое верховное живое существо, высший разум), если мы принимаем этом момент, это значит, что есть законы; это значит, что мы должны следовать этим законам; это значит, что мораль не является относительной вещью, и ценности не являются относительной вещью.

Современный мир, который «отменил» Бога, который делает вид, что Бога не существует… Вместе с этим, что происходит, когда Бога «отменяют»? Вместе с этим практически отменяют мораль. Её не отменяют полностью, но её делают относительным понятием. То, что хорошо для одних, может быть не очень хорошо для других. То, что принято в это время, не обязательно должно быть принято в другое время.

Иначе говоря, моральные и нравственные законы становятся вопросом социального договора: мы договорились с вами, что это хорошо, мы будем следовать этому, мы не будем мешать друг другу наслаждаться в каких-то рамках. И это и есть мораль.  Определение морали, которое даёт Институт философии Академии наук под руководством академика Гусейнова (там был огромный отдел, который занимался этикой, или нравственностью, моралью), они пытались…

Есть много разных этических школ, но в основном есть две противоборствующие этические школы. Одна утверждает, что мораль абсолютна, другая говорит, что мораль относительна. И общепринятое определение морали, так называемое золотое нравственное правило: не делай другим то, чего бы ты не хотел, чтобы делали тебе. То есть убивать не надо, но какие-то вещи вполне позволены.

И это в высшей степени странная система координат, в которой на самом деле люди задыхаются сейчас. И в конце концов эта система координат приводит к разрушению общества.  Я говорил об этом вчера: когда мы идём против своей природы, то результат этого самоубийственный, мы разрушаем сами себя. Знаменитая фраза, которая много-много раз повторяется в «Махабхарате»: дхармо ракшати ракшитаха - если мы защищаем дхарму, нравственность, закон, если мы защищаем природу, если мы защищаем некую естественную ценность, то, соответственно, мы защищены, мы чувствуем себя защищёнными.

Если человек живёт в соответствии с незыблемыми законами, которые установил Бог, то он будет чувствовать себя защищённым, он будет чувствовать себя устойчивым, он не будет чувствовать себя в шатком положении. И в этом принцип. Мы утверждаем, что нравственность абсолютна, потому что есть Бог, и, соответственно, есть нравственный императив, есть некое нравственное начало, которое изначально заложено в мире.

И есть ценности, ценности тоже абсолютны. Есть люди, которые говорят: «Ну нет, это ценно для вас, а для меня ценно другое, давайте жить…» Они пытаются построить общество, где каждый живёт по своей шкале ценностей. Но, как я вчера пытался объяснять, самое здравое - это принять шкалу ценностей, которые установил сам Кришна. Если мы принимаем что-то, что ценно Ему, и ценим то, что ценно Ему, то это самое лучшее, что мы можем сделать для того, чтобы благополучно существовать здесь.

Но, как я уже сказал, не случайно в современном обществе есть такая сильная аллергия на все эти идеи. Не случайно в современном обществе люди очень болезненно относятся к утверждению о том, что кто-то должен кому-то служить, что мы должны быть смиренными, что мы должны принять чью-то власть. И поэтому люди играют в равенство. Со времён великой французской революции, которая провозгласила свободу, равенство и братство, люди пытаются играть в это самое равенство: мы все равны, мы все одинаковые, никого нет лучше, никого нет хуже…

Мы выберем одного из равных, сделаем его президентом, потом обольём его грязью и выберем другого, дадим ему на время править нами. Но на самом деле реально это всё противоречит природе этого мира. Есть естественная иерархия, которую нужно принять, естественные ценности.

© Бхакти Вигьяна Госвами,  💿 «Злоупотребление принципом иерархии. Письмо Говинде 1972», Ташкент, 16.05.2023 год

Махабхарата, Бог, Бхакти Вигьяна Госвами, атеизм, Прабхупада

Previous post Next post
Up