Как удовлетворить четыре стороны конфликта, если большинство не право, а Кришна говорит обиняками

Sep 30, 2023 08:45



Я решил выбрать эти стихи, чтобы мы поговорили об этой непростой обязанности лидеров, которые должны удовлетворить сразу всех. И тут Сам Кришна говорит: - Ты должен всех удовлетворить, даже не смотря на то, что их интересы или их желания прямо противоречат друг другу. И тут, соответственно, делается... Кришна ставит и Шрила Прабхупада в комментарии объясняет, что удовлетворить нужно четыре стороны сразу.

Даже не две, а четыре. Обычно возникают некие две стороны в любом конфликте плюс при этом нужно учитывать мнение шастр, которое либо принимает какую-то сторону, либо говорит, как правило, о разных возможностях в разных ситуациях, но обязательно нужно принимать в расчёт не просто мнение людей, но и утверждение шастр и плюс Кришна говорит: - Меня ещё нужно удовлетворить.

И это ситуация, в которой мы часто оказываемся, когда нам приходится выступать в роли людей, которые облечены авторитетом или у которых есть какое-то уважение. И, в сущности, Шрила Прабхупада в этом комментарии объясняет, что в этом случае нужно сделать. В самом последнем предложении он как бы намекает на это. Арджуна стоял перед дилеммой, Кришна помог ему выйти из этого положения. В конце концов решить эту неразрешимую ситуацию может только Сам Кришна, только абсолютное предание Ему. Он может найти выход из этого сложного положения, хотя на первый взгляд кажется, что никакого выхода нет.

И тенденция такая - отбросить все сложности и попытаться действовать одним способом. Как правило, люди в современной ситуации пытаются ориентироваться на большинство. Это демократический выход из сложных ситуаций. Нужно понять чего большинство хочет и пойти за этим. И если даже меньшинство будет недовольно, ну - переждут, перетерпят. Неважно, главное чтобы большинство было довольно.

Но это абсолютно неправильный способ решения таких сложных проблем. Во-первых, потому что большинство как правило бывает неправо. Если ориентироваться на мнение большинства, то это верный способ для того, чтобы принять неверное решение и потому что как раз, когда нужно принимать верное решение, то нужно знать что хочет большинство и поступить наоборот

Потому что очень часто мнение большинства является показателем того, что что-то не так. Мы можем видеть, что на примерах истории или даже на примерах шастр в меньшей степени, но всё равно, увидеть, что на неправой стороне всегда больше людей. Во время битвы на Курукшетре на неправой стороне народу было почти в два раза больше чем на той стороне на которой нужно было быть .

И так устроен этот мир, что в основном люди руководствуются неправильными соображениями. И, в данном случае, все знают эту историю. Бхима с Драупади вступили в некий спор и Бхима очень яростно говорил, что его нужно убить как можно быстрее пока он не выпустил вторую брахмастру, что он вскоре сделает. И, в сущности, Бхима был прав в этой ситуации с чисто утилитарной точки зрения. Чисто с точки здравого смысла Бхима был абсолютно прав. С точки зрения здравого смысла Ашваттхаму нужно было убить. С точки зрения сердца, милосердия, сострадания и тд., Ашваттхаму нужно было пощадить. И в предыдущем стихе Кришна назван четырёхруким - Чатурбхуджам:

Чатурбхуджа [четырехрукий], Личность Бога, выслушав Бхиму, Драупади и других, посмотрел в глаза Своему близкому другу Арджуне и, слегка улыбаясь, заговорил.

И Шрила Прабхупада объясняет, что Шрила Шридхар Свами объясняет почему Кришну назвали здесь четырехруким. Он рисует некую очень яркую графическую сцену, что с одной стороны Бхима рвался и он держался уже за свою палицу и был готов размозжить ему голову. С другой стороны была Драупади, которая умаляла и они чуть было друг с другом не поссорились. Они были уже готовы друг с другом... Драупади кидалась на Бхиму, чтобы остановить его. Посередине стоял растерянный Арджуна, который не знал что ему делать в этой ситуации и поэтому Кришне пришлось проявить четырехрукую форму, чтобы разнять их. То есть одними руками Он удерживал Бхиму и говорил ем: - Погоди, погоди, дорогой, не надо.

Другими двумя руками Он удерживал Драупади, которая была готова упасть в ноги и умалять и ещё что-то такое. И в конечном счёте Он хотел что будет делать Арджуна, и, в общем-то это некая кульминация всей истории, но сомнения у Арджуна начались за какое-то время до этого всего, потому что даже когда не было двух сражающихся, противоречащих сторон, а был один Кришна и Ашваттхама, которого Арджуна взял в плен и Кришна говорил ему абсолютно чёткие вещи: - Убей его, ты обещал своей жене!

Арджуна не стал по какой-то причине делать это. И Сута Госвами объясняет очень интересную вещь, там - дхарма парикша, - что в сущности Арджуна понял, что сейчас перед ним стоит испытание на его понимание дхармы. То есть даже до того, как противоположные точки зрения проявятся в виде ясных, отчётливых протогонистов, защитников противоположных точек зрения, духовный человек, который претендует на роль лидера, он понимает что всё не так просто как может показаться на первый взгляд. Даже до того, как это всё принимает конкретные очертания в виде противоположных мнений.

И Арджуна понял эту вещь очень хорошо. Он понял, что мне пришло испытание и он не знал в общем-то каким образом поступить тогда ещё. И он, удивительно, не послушался Кришну, хотя казалось бы Кришна говорит абсолютно чёткие вещи: - Делай так!

Это один из важных уроков Шримад Бхагаватам - то, что Кришне нельзя верить на слово

Сам Кришна объясняет это в Одиннадцатой Песне «Шримад-Бхагаватам». Он говорит:

парокшам мама ча прийам
парокша-вада ршайах


- что риши изъясняются не прямо, - обиняками. Мудрецы никогда не говорят прямо и Мне это очень нравится.

Наша с вами тенденция примитивных людей Кали-юги с мозгами, достаточно затуманенными наркотиками и другими вещами, по простому делать, всё очень просто. В Бхагаватам во многих, многих ситуациях сплошь и рядом Кришна говорит совсем не то, что Он хочет сказать. Это один из тех многочисленных случаев, когда Кришна говорит что-то одно, а имеет ввиду совсем другое. Когда Он в сущности говорит что-то, чтобы испытать нас на разум. И Он подвергает этому ну практически всех. Может, для таких тупых как мы Кришна нас и не будет подвергать испытанию, хотя в реальности подвергает, пусть не так прямо, но косвенно, когда мы попадаем в эти сложные ситуации выбора.

Бхакти Вигьяна Госвами, Шримад-Бхагаватам 1.7.53-54, 4 февраля 2015

конфликт, Бхакти Вигьяна Госвами, демократия, Кришна, спор, Прабхупада

Previous post Next post
Up