Click to view
Я без преувеличения и с хорошей гордостью в сердце хотел бы сказать, что это различение между аспектом Параматмы и личностным аспектом Бога особое достижение именно философии гаудия-вайшнавов. В других вайшнавских сампрадаях такого ясного различения не проводится и очень часто Параматма и Кришна считаются синонимами. Более того, там говорится Кришна-Параматма. Параматма воплотился в этом мире как Кришна. Кришна - одно из воплощений Параматмы.
Для большинства других вайшнавов верховным проявлением, верховным аспектом Бога является Вишну, а Вишну мы знаем - это Параматма. Есть три аспекта Вишну Гарбходакашайи Вишну, Каранодакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну. Это три аспекта Параматмы - Бога для этого мира и при этом вайшнавы из Шри сампрадаи, из Мадхава сампрадаи считают что Кришна всего лишь навсего одно из проявлений этого Ишвары или Повелителя этого мира. У них нет подробного описания духовного мира, где Бог не для нас, не для этого мира, где Бог Сам для Себя, где описан этот самодостаточный аспект Бога или Бога-Личности, Бхагавана.
И не случайно это знание раскрывается не сразу, потому что знание это сложно понять и сам Кришна восемь глав описывает другой Свой аспект. И вначале 9 главы Он тоже начинает с описания этого аспекта Параматмы. Он говорит, что Я нахожусь здесь в этом мире в виде авьякта-мурти, Я повсюду, всё подчиняется Мне, Я не проявлен здесь (авьякта-мурти), но тем не менее всё находится во Мне.
Тем не менее, Он подчеркивает там же, в самом начале этой девятой главы, то что Я Сам нахожусь отдельно. Но Он не торопится объяснить, что значит что Он находится отдельно, Он не торопится объяснить этот личностный аспект или аспект Бхагавана в самом начале. В начале Он как бы постепенно подводит нас к этому и что очень важно, что в самом начале, в первом стихе это девятой главы Он говорит:
джнанам виджнана-сахитам
йадж джнатва мокшйасе ’шубхат Человек может освободиться, избавиться от любой ашубхи, от любой нечистоты в своем сердце, если он поймет, то что он объяснит здесь:
раджа-видйа раджа-гухйам Это царь всего знания, это самое сокровенное знание. И самое сокровенное знание - знание о Личности. Она скрыто и именно Чайтанья Махапрабху и вслед за ним сил Шрила Дживы Госвами объяснили каким образом и чем Параматма отличается от Бхагавана и как разделить или различить эти два аспекта. Шрила Дживы Госвами написал две отдельных сандарбхи - два философских тракта, очень серьезных философских трактата. Один - Бхагавата-сандарбха, где он объясняет Бога как Личность, Бога для Самого Себя, Бога духовного мира.
И потом, следом за этим, Кришны-сандарбха, где он объясняет Кришну то есть собственно это высшее проявление Бога-личности или Бхагавана. И отдельно он написал Параматма-сандарбху, где объясняется джива, её отношение с материальным миром и другие энергии Бога как Параматма или Повелителя этого мира. И как я уже сказал, в начале 9 главы Он как бы объясняет этот аспект Параматмы, но потом где-то с 22 стиха, где он говорит:
ананйаш чинтайанто мам
йе джанах парйупасате
тешам нитйабхийуктанам
йога-кшемам вахамй ахам Он начинает исключительно говорить о Себе как о Личности. И не даром, не случайно. До этого он говорил:
махатманас ту мам партха
даивим пракритим ашритах Он упоминал, что махатмы принимает прибежище в дайви-пракрити в отличие от глупцов, которые осмеивают Его, которые смеются, когда Он проявляет свой личностный аспект, когда Он приходит сюда в этот мир. И людям действительно очень сложно понять что у Бога есть не просто личностный аспект -
манушим танум ашритам, когда Я принимаю человеческую форму, обычный человеческий облик.
Он говорит: глупцы не могут понять этого. И не только глупцы, даже очень мудрые люди. У них не умещается в голове, то что Бог может принимать обычный человеческий облик, прийти сюда, действовать здесь как человек, переживать, волноваться, бояться за исход битвы, как Он сам сказал Арджуне: "Арджуна, если бы ты знал как Я переживал, до тех пор пока у Карны было это оружие, шакти, данное ему Индрой. Потому что это оружие разит без промаха. Если бы он выпустил его в тебя, то наверняка убил бы тебя."
Бог и тем не менее Он переживает, Он волнуется, Он строит какие-то планы. Как это понять? Как я уже сказал далеко не просто это понять и даже очень мудрые люди у них с трудом совмещается эти два аспекта: аспект всезнания и личностный аспект Господа, когда Он лично заботится о своих преданных. И как мы уже говорили в самом начале, этот стих как бы суммирует эти два аспекта и противопоставляет их друг другу. Здесь Кришна говорит:
само ’хам сарва-бхутешу
на ме двешйо ’сти на прийах Я нейтрален, Я не радуюсь когда кто-то делает что-то хорошее; Я не огорчаюсь, когда кто-то делает что-то плохое в этом мире. Я абсолютно нейтрален и беспристрастен и это, собственно, то, чего мы ожидаем от Бога, чего люди требуют от Бога даже в каком смысле. Поэтому Шрила Прабхупада отдельно, специально в этом комментарии объясняет что то, что Кришна признается в Своей пристрастности к преданным, не лишает Его беспристрастности, не лишает Его этого статуса Бога.
И да, в облике Параматмы Кришна не вмешиваться, Он находится в сердце каждого живого существа, Он взирает на всё то что делает душа, на все её желания, на какие-то мысли, которые там проходят и как объясняет всего Шрила Прабхупада в комментарии, Он исполняет какие-то из этих желаний. Бог - древо желаний. Если б не Он, кто бы исполнил наши желания?
Бхакти Вигьяна Госвами. Лекция четвертая, 2017.07.22, с 10:25-18:24