Click to view
И это линейное время, где ничего не повторяется, где все уникально породило очень много вещей, оно породило историю. В Индии нет истории. В Индии вся история - это «Махабхарата» и «Рамаяна», все. И в принципе, в нашей жизни мы все либо «Махабхарату», либо «Рамаяну» разыгрываем, все остальное не так важно. Вся история, всё, что нужно знать, в «Махабхарате» есть, в «Рамаяне» есть. Не нужно ничего. История, с этими её бесконечными переделками, еще с чем-то.
Это линейное время, помимо этого, породило очень много других вещей. Оно породило отчаяние, оно породило неврозы, оно породило чисто экзистенциальное отчаяние перед этой историей, оно породило ощущение бессилия человека. В сущности, вся Западная цивилизация возникла из этого представления линейности времени. В конечном счете, секуляризм, отделенность от Бога западной цивилизации, это тоже результат, или следствие, линейности времени, представления о линейности времени.
Нам до конца не удастся даже понять масштаб трагедий, которые человечество пережило из-за этих представлений и еще переживет. И по сути дела, мне хотелось сказать еще одну, очень важную вещь. Кали-юга пустила корни, только благодаря концепции линейности времени. Если бы концепция линейности времени, или представление о линейности времени, не были введены, Кали-юга бы не наступила.
Люди бы жили по-прежнему в каком-то более-менее нормальном мире. Этот постоянно ускоряющийся мир, с его безумием полным - это мир, порожденный представлением о том, что время линейно. Время не линейно, это абсурд, время циклично. Все в этом мире подчиняется ритму, ритм - значит цикличность, значит - повторение одного и того же. Мы дышим, мы рождаемся и умираем, и снова рождаемся, и снова умираем. Сезоны сменяют друг друга с завидным постоянством, Солнце крутится, луна крутится.
Везде, на каждом уровне, везде мы можем видеть эти циклы, циклы, циклы, циклы, циклы и все равно люди говорят: «Линейность». В реальности, мы видим только цикличность времени.
И если все повторяется на уровне времен года, то все будет повторяться так же на уровне юг, на уровне других отрезков времени. Вселенная была, она переживала Кали-югу много раз и она в какой-то момент разрушится, и опять возникнет мир, то есть, спешить, друзья мои, некуда.
Мы живем с вами в вечности, мы не живем в этом жутком, страшном, приводящим к страшным стрессам, времени, которое приводит только к стрессам и к болезням. И, собственно, этот закон ритма очень важный. До этого мы говорили о вибрации. Вибрация тоже значит, в общем-то, ритм определенный, но, все равно, это особый закон, есть некий естественный ритм этого мира. В естественном ритме мы дышим, в естественном ритме мы живем. И нам нужно, в сущности, понять или осознать, и Сознание Кришны - это понимание естественного ритма. Нам нужно понять этот ритм, в конечном счете, ритм Бога, с которым всё здесь живет.
И тут, ну раз уж мы с вами говорили про раса-лилу, раса -лила - это высшее проявление ритма, когда все, синхронно с Богом, танцуют. Это образ Высшей Цели живого существа, когда оно находится в едином ритме с Богом, танцует в хороводе. И когда человек в этом состоянии находится, то вечность пролетает, как одно мгновение (смеется). И, в сущности, практика Сознания Кришны…. Материалистическая жизнь к чему приводит? К убыстрению ритма, правильно? Ритм становится все более и более беспощадным. Заметили, как время ускорилось, как вообще все, как время сжимается, сжимается, сжимается, ускоряется. Сознание Кришны, что такое?
Мы замедляемся, правильно? Мы замедляем ритм. Мы начинаем наблюдать, начинаем наблюдать за собой, мы замедляем ритм и это совсем другое. Медитация - замедление ритма. И очень важно, как бы замедлить наш ритм, нам нужно научиться наблюдать, видеть, чувствовать ритм другого человека, человека, который рядом с нами живет. Что нам нужно? Надо услышать его, правильно?
Это линейное время, оно очень агрессивное, оно очень жадное. Все эти ритмы жадности, материализма, захвата, скорей, скорей, скорей. Распродажа, распродажа, скорей, скорей, никогда больше этого не будет, единственная распродажа! Да будет она, каждый год она будет, распродажа тоже циклам своим подчиняется (смеется).
Нет, последняя, последняя! Ни за что, никогда, поскорее, давайте, давайте, живем один раз, давайте, давайте! (смеется). Давайте скорее, торопитесь, торопитесь, торопитесь!
И тут потрясающую вещь, я тоже хотел Франкла прочитать, что это, в сущности, описание жизни людей, которые утратили смысл. Он любопытное очень наблюдение делает, он говорит:
«Люди, утратившие смысл, проявляют стремление к скорости, для них более быстрая машина становится целью, сама по себе. Это механизм защиты, попытка избежать столкновения с экзистенциальным вакуумом. Чем меньше человек сознает цель, тем быстрее он старается ехать».
И это описание нашей цивилизации. Я был на одном собрании высоком, где выступал академик-философ - главный редактор журнала «Вопросы философии».
Он сказал, что наша цивилизация потрясающая, она может ответить на все вопросы «как». Единственно, на какой вопрос она не может ответить - это «зачем».
«Как», в совершенстве, все, любое «как» мы можем решить, но «зачем» - непонятно. И Франкл тут говорит: «Чем в меньшей степени люди способны ответить на вопрос «зачем», тем быстрее они пытаются ответить на всевозможные вопросы «как», потому что, отвечая на эти вопросы, они заполняют экзистенциальный вакуум, который возник у них».
Чем в меньшей степени человек сознает цель, тем быстрее он старается ехать. И наша цивилизация не понимает, куда она едет, но очень быстро едет, но мы с вами знаем, куда она едет. В Ад. Это некий наркотик, что ли, способ заслониться от проблем, этот ускоренный ритм жизни.
...
Само собой так получается, как бы, закон ритма, есть же определенный ритм, сложно разорвать ритм, все как будто, так и должно быть. Но он очень сильно зависит, наука взаимоотношений очень сильно зависит от понимания вечности ритма, от регулярности встреч, в том числе. Давайте мы с вами все-таки несколько вещей скажем. Я хотел сказать, что есть потрясающая совершенно книга, которую написал румынский философ Мирча Элиаде «Миф о вечном возвращении», где он рассматривает как раз это возникновение историцизма, истории, возникновение и последствия возникновения линейного времени.
И там же, в сущности, говорится, там говорится, как это линейное время возникло. Он утверждает, что линейное время возникло в библейской истории, с истории про Авраама. Все авраамические религии: мусульманство, христианство, иудаизм идут от Авраама. И собственно, он любопытный анализ делает, он говорит, что есть фундаментальное отличие…. Сейчас нет времени, чтобы объяснять, как это возникло, но он говорит, что истоки линейного времени там, в этой истории про Авраама, когда Аврааму нужно было принести в жертву Исаака.
И когда эта жертва воспринялась Авраамом, как нечто уникальное, не как нечто должное, а как некий каприз Бога, который может выкинуть все, что угодно. И он так сказать надавил на себя, вместо того, чтобы интерпретировать это, как интерпретировал это…. Но, вместо того, чтобы воспринять это, как нечто…. По-другому воспринять это событие. Он воспринял это, как некое уникальное событие и отсюда понеслось….
Отсюда пошли, поехали. Отсюда возникли эти три религии, которые все считают время линейным и возникла вся эта современная цивилизация с её материализмом. Из линейности времени возник материализм. Потому что, материализм - это, в общем-то, следствие исторического сознания, историчности сознания. Материализм никогда не возник бы. Весь исторический материализм Маркса, возник опять же из понимания этой истории, из уникальности истории какой-то.
В мифологическом сознании, как он называет, то есть в сознании, которое живет категориями вечности, повторяющихся категорий, то, что все было, то, что все есть, и есть некие вечные задачи, мир вечен, материализм не мог бы укорениться. Он возник там, из вот этого восприятия того, что…. Иначе говоря, что значит линейное время или историческое время. Это то, что Бог может…. С верой в Бога.
С верой в Бога, оно значит, что Бог может выкинуть что-то, непонятно что, и нужно будет с этим жить, и нужно будет расхлебывать это, и нужно будет это принять. И это произошло с Авраамом. Бог ему дал на старости лет сына, тот обрадовался, а потом Бог сказал: «А теперь, принеси его в жертву».
И тот пошел, тот переварил это как-то, пошел его приносить в жертву. Ну ладно, все, в конце концов, счастливый конец. Хотя, может оно и лучше было бы, если он…. (смеется).
Ну ладно, в общем, короче говоря, читайте сами эту книгу, если хотите, но очень интересные вещи он говорит там, много интересного.
По сути дела, это приводит к тому, что у человека возникает ужас, ужас перед этим миром, он не понимает, и перед Богом, в конце концов, он отрицает Бога, он пытается исправить этот мир, он не понимает вообще пружин того, что происходит в этом, именно потому, что все линейно. И он любопытно, еще буквально несколько слов я скажу, он говорит, что возникло христианство и в христианстве человечество движется по прямой линии, от изначального грехопадения к финальному искуплению.
Бог создал шесть или семь тысяч лет назад эту Землю, с грехопадением, все к финальному искуплению, один раз живем. Иногда преданные пытаются сказать, что ранние христиане верили в перевоплощение души, да не верили. Потому что, это нечто фундаментальное, противоречащее, наоборот отцы церкви, у кого-то там были какие-то заблуждения, но отцы церкви боролись с этим.
Христианство очень сильно основано на понимании того, что живем только один раз, Иисус Христос пришел только один раз, искупление единично, все единично, ничего не может быть. Христос отдал жизнь за наши грехи только один раз, раз и навсегда, и есть только одна религия, которая этому учит, и соответственно, поэтому все остальные хуже, они язычники. Мы язычники с вами. Язычники или еще, как там еще по-другому язычники называются? Ну, в общем, не важно. Он, собственно, цитирует там это, он цитирует то, что сказал - это фраза из Послания Петра: «Христос отдал жизнь за грехи наши только один раз», раз и навсегда, он подчеркивает этот момент. При этом, он говорит, что даже в истории христианства….
Да, и, соответственно, время необратимо, время истории жизни необратимо. Он говорит, что, невзирая на все условия отцов церкви, теории циклов и астральных влияний на судьбу человека, исторические события постепенно опять туда входили, потому что, это же факт, это реальность, мы можем видеть это. Но тут на помощь линейному времени пришли уже современные мыслители, начиная с Лейбница. Лейбниц провозгласил теорию линейного поступательного движения и веру в бесконечность прогресса человечества. Мы с вами живем в этом мире, где прогресс уже вот, тут вот, уже в печенках сидит (смеется).
И, собственно, век просвещения подхватил это, вера в прогресс какой-то, в триумф. И только за последнее время мыслители снова возвращаются к плодотворности этой идеи, цикличности всего сущего, и, по сути дела, именно потому что, историчность от Гегеля до Маркса…. Гегель был сторонником этого линейного времени, Маркс был сторонником, все они. Историчность полностью себя дискредитировала в результате.
Современные достижения, люди говорят, что, даже, в общем-то, они признали, что есть последняя теория сотворения мира, она называется «Принцип пульсирующей вселенной» или «Циклическая космология». Думали, думали, думали и придумали наконец. Нет бы «Шримад-Бхагаватам» почитать, там все написано. И там говорится, что вселенная возникает, она выходит из черной дыры, потом в черную дыру возвращается. Что это за черная дыра? Поры на коже Маха Вишну, мы все знаем.
Из черной дыры вселенная вышла и туда вернется. Причем, там говорится, для чего она возвращается - чтобы энергией новой насытиться и опять выйти оттуда. В принципе, все так оно и есть. Это последний сюрприз от наших ученых. И, собственно, на цикличности времени, на ритмичности всего, все построено: киртаны наши построены на цикличности, экадаши, движение Луны, то, что ум имеет определенные циклы у нас, то, что мы встаем рано, построено на этом принципе, на принципе цикличности времени.
Каждый день есть особая форма времени, особый час - брахма-мухурта. Я все равно завтра расскажу вам, мне хочется про экадаши поговорить, насколько важно поститься на экадаши, но это уже будет завтра, потому что, сегодня мое время истекло.
Еще один очень важный момент, касающийся цикличности - это, собственно, наши праздники, весь наш календарь - понимание цикличности или признание цикличности нашего ума. Этот календарь, какой он? Лунно-солнечный, правильно, наш календарь. Христиане живут, по какому календарю? По солнечному. Мусульмане живут по лунному календарю.
У нас лунно-солнечный календарь, потому что, и тот, и другой циклы, важны. Один умный человек сказал: « Как же так, чтобы что-то было плодотворно, нужно, чтобы были отец и мать. Солнце - это отец, Луна - мать. Я думаю, что истоки гомосексуализма где-то там коренятся (смеется). Лунно-солнечный календарь - самый естественный, самый правильный.
ЕС.Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махарадж