Лучше избегать участия в политических дрязгах

Jul 08, 2023 06:42

В Песни Пятой Шримад Бхагаватам есть знаменитый стих, где говорится: "Ясьятма буддхи кунапетри дхатуке... - мы не должны привязываться к земле, на которой родились". Это всё одна и та же привязанность - к родственникам, общине, стране, в целом... Я помню, что еще будучи ребенком читал про войну за независимость Америки от Британии. Был такой Натан Хэйл, который шпионил в пользу Америки. В конце концов англичане его поймали, и тот был казнен. И непосредственно перед повешением он сказал: "Я жалею лишь о том, что могу умереть за свою страну только один раз".

Конечно, тогда, когда я впервые это прочитал (мне было лет 17), я ничего не знал о переселении души, и я думал, что да, это, наверное, очень хороший и преданный человек, раз он так готов умирать за Америку.  Уже став вайшнавом, позже, я понял, что Хэйл был очень привязан к стране, в которой родился и считал себя американцем, у него была эта обусловленность.  Иногда между странами вспыхивают войны, и гибнут люди.

Например, когда мне было 14, в школе учили, что все русские - плохие парни. Я помню, у нас были такие учебные воздушные тревоги, чтобы знать, как поступить в случае настоящей воздушной тревоги. Когда включалась сирена, мы все должны были в классе залечь, чтобы уберечься от атомной бомбы.  Уже став вайшнавом, я понял, что все это, в общем-то, иллюзия и игры майи. Столько людей умирает во время войны, особенно если вспомнить Вторую Мировую войну - сколько погибло со всех сторон!

И когда мы слишком отождествляем себя с какой-то страной - это просто политика.  В то время, в 60-е, когда Шрила Прабхупада приехал в Америку, там как раз шла призывная кампания в связи с войной во Вьетнаме. Американцы очень боялись, что русские захватят Вьетнам. Многие вайшнавы были призваны в армию, но, насколько я знаю, большинство все-так смогли туда не поехать. И потом вайшнавы стали известны вот таким сопротивлением и неповиновением той призывной кампании.

Примерно в 1944 году лидер национальной индийской армии Субхас Чандра Бос начал военную кампанию против британцев. Но еще раньше был прецедент, когда активисты Боса пришли в гаудия-матх и просили Бхактисиддханту Сарасвати (духовного учителя ачарьи-основателя Общества сознания Кришна - Ред.). Свами Прабху отправить кого-то из его учеников в армию, на что Бхактисиддханта возразил: "Зачем вам эти мальчишки? Ну посмотрите, какие они тщедушные!"

Когда Шрила Прабхупада впервые встретил Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, он усомнился в том, что есть какой-то смысл в проповеди миссии Чайтаньи, пока Индия находится в зависимом от Британии положении: "Сначала нужно обрести независимость, а потом уж проповедовать миссию Шри Чайтаньи". Но Бхактисиддханта Сарасвати возразил, что движение и миссия Господа Чайтаньи настолько важны, что мы не можем ждать, пока изменится геополитическая ситуация.

Мое мнение таково, что вайшнавы должны избегать участия в политических дрязгах. Это политика, и вайшнавам лучше в нее не встревать. Бывали случаи, когда вайшнавы начинали заниматься политикой. Например, известен случай, когда вайшнавы общины в Нью-Вриндаване (штат Вирджиния, США - Ред.) голосовали за какого-то определенного кандидата, поскольку тот дружелюбно относился к ним. Но то было исключением. В целом же, вайшнавам нужно стараться избегать политики и национализма.

Шрила Мукунда Госвами,  22 марта 2014

Бхактисиддханта Сарасвати, политика, война, Мукунда Госвами, Прабхупада

Previous post Next post
Up