Какой смысл в долгой жизни, если она проходит впустую и прожитые годы не прибавляют опыта?

Jun 11, 2023 16:13

Какой смысл в долгой жизни, если она проходит впустую и прожитые годы не прибавляют опыта? Лучше прожить один миг, но в полном сознании, ибо с этого момента начинаются поиски высшего блага жизни.

КОММЕНТАРИЙ:  Шрила Шукадева Госвами объяснил Махарадже Парикшиту, как важно для любого цивилизованного человека повторять святое имя Господа. Чтобы воодушевить царя, которому оставалось жить всего семь дней, Шрила Шукадева Госвами сказал, что лучше прожить один миг, полностью сознавая необходимость достижения высшей цели, чем потратить впустую сотни лет, оставаясь глухим к проблемам жизни. Высшая цель жизни - достичь вечности, знания и блаженства.

Те, кто сбит с толку внешними проявлениями материального мира и занимается удовлетворением своих животных потребностей, то есть живет по принципу «ешь, пей, веселись», растрачивают жизнь впустую, не замечая, как пролетают драгоценные годы. Необходимо понять, что человеческая жизнь дарована обусловленной душе для того, чтобы она могла достичь успеха на духовном поприще, и самый простой путь, ведущий к нему, - это повторение святого имени Господа.

В предыдущем стихе мы уже касались этой темы и теперь более подробно остановимся на оскорблениях святого имени. Шрила Джива Госвами собрал много цитат из подлинных священных писаний, которые подтверждают то, что уже было сказано об оскорблениях стоп святого имени. Ссылаясь на «Вишну-ямала-тантру», он доказывает, что одного повторения святого имени Господа достаточно, чтобы искупить любые грехи.

Цитируя «Маркандея-пурану», Шри Госвамиджи говорит, что мы ни в коем случае не должны поносить преданного Господа или слушать, как его унижают другие. Услышав хулу в адрес преданного, нужно остановить хулителя, отрезав ему язык, а если это невозможно, то лучше совершить самоубийство, чем слушать оскорбления в адрес преданного Господа. Таким образом, нельзя слушать, как оскорбляют преданного Господа, и нельзя позволять другим оскорблять его. Что касается различия между именем Господа и именами полубогов, то в богооткровенных писаниях (Б.-г.,10.41) говорится, что все существа, наделенные необычайным могуществом, - не что иное, как составные частицы верховного повелителя всех энергий, Господа Кришны.

Все, кроме Господа, занимают подчиненное положение и, в конечном счете, зависят от Него. Поскольку никто не может превзойти Верховного Господа или сравниться с Ним в могуществе, то не существует имени, обладающего такой же силой, как имя Господа. Повторение Его святого имени дает энергию, равную суммарной энергии всех источников вместе взятых. Поэтому между святым именем Господа и каким-нибудь другим именем ни в коем случае нельзя ставить знак равенства.

Ни Брахме, ни Шиве, ни другим могущественным богам никогда не сравниться с Верховным Господом Вишну. Сила святого имени Господа, безусловно, избавляет человека от последствий всех грехов, но тот, кто хочет использовать трансцендентное могущество святого имени Господа в своих низменных целях, - самый падший из всех живущих в этом мире. Таких людей не прощают ни Господь, ни Его представители. Поэтому нужно посвятить свою жизнь прославлению Господа, тщательно избегая любых оскорблений святого имени. Такая деятельность, даже если она продолжается всего лишь миг, гораздо ценнее долгой жизни, проведенной в невежестве. Жизнь в невежестве подобна жизни дерева и других живых существ, которые могут тысячи лет влачить жалкое существование, не имея возможностей для духовного развития.

***

Харе Кришна!  Шукадева Госвами в этом и в двух следующих стихах будет воодушевлять Махараджа Парикшита и нас с вами, говоря о том, что: «У тебя целых семь дней есть!» У Махараджа Катванги была одна мухурта, чтобы предаться Кришне. Ему удалось. И поэтому здесь он говорит ким праматтасйа бахубхих  парокшаир хайанаир иха - какой смысл, если у нас много лет, и при этом мы не понимаем, что происходит. Это, в сущности, означает простую вещь.

Как Прабхупада говорил: «Ешь, пей, веселись». То есть человек пытается, так или иначе, выжать какие-то крохи счастья из этого мира. «Eat, drink and be merry» по-английски.  Я помню, с этим английским выражением случилась одна курьёзная вещь. Его произнес Харикеша Махарадж. Он сказал эту фразу, как бы говоря, что мы eat, drink and be merry в процессе киртана. Дескать, мы едим, пьем, веселимся, и наше счастье здесь - в процессе киртана. Одна матаджи, она, по-моему, была немкой, и английский язык был не её первый язык, перевела в уме. Eat, drink - понятно «ешь, пей», а be marry значит «женись».

Потому что  be merry значит «веселись» через «е», а через «а» be marry значит «женись». И она очень хотела узнать у духовного учителя как это жениться во время киртана. Очень её этот вопрос заинтересовал, потому что он сказал, что мы тут во время киртана eat, drink and be merry :) Не важно, be merry или be marry. И в том и в другом значении это не то, что человек должен пытаться делать, потому это - праматтасйа.

нунам праматтах куруте викарма
йад индрийа-притайа априноти
на садху манйе йата атмано ‘йам
асанн апи клешада аса дехах
(Бхаг., 5.5.4)

Перевод: Человек, который видит смысл жизни в чувственных наслаждениях, лишается рассудка. Словно одержимый, он бросается в омут материальной жизни и, не задумываясь, совершает самые тяжкие грехи. Он не знает, что получил свое тело в наказание за прошлые прегрешения и что именно это тело, хоть оно и не вечно, является причиной всех его страданий. На самом деле душе лучше было бы не воплощаться в материальном теле, но она все же получила его, чтобы испытывать в нем чувственные наслаждения. Поэтому Я считаю, что разумному человеку не подобает предаваться чувственным наслаждениям, ибо, стремясь к ним, он обрекает себя на бесконечные рождения в материальных телах.

Ришабха Дэв говорит: «Поистине живое существо - праматтам, сумасшедшее».  Я вчера только читал дневники Толстого. И он говорит, что эгоизм - это сумасшествие, когда человек думает о себе и о своих собственных наслаждениях. Он говорит, что сумасшествие - это эгоизм, а эгоизм - это сумасшествие. И говорит: «Я, правда, не знаю, есть ли другие формы сумасшествия или нет, но точно одна форма сумасшествия, которая распространяется на всех, есть». Это - эгоизм, когда человек пытается есть, пить и веселиться здесь в этом мире, не понимая как потихонечку-потихонечку-потихонечку срок его жизни сокращается, как незаметно время с каждым днём сокращает его жизнь.

Поэтому Шукадева Госвами говорит варам мухуртам видитам. Мухурта строго говоря - это 48 минут. Ну, или одно мгновение тоже значит мухурта, то есть незначительный срок. Варам - лучше. Мухуртам видитам - прожить с полным сознанием или с понимание того, что мы напрасно живём.  Вишванатха Чакраварти Тхакур интерпретирует этот стих именно таким образом, что лучше прожить короткую жизнь с пониманием того, что ты её напрасно тратишь.

Почему? Потому что гхатате шрейасе. В этом случае человек йатах. Из этого понимания того, что жизнь проходит напрасно, что время проходит напрасно, что время уходит, из этого понимания гхатате шрейасе человек может отправиться на поиски высшего блага - шрейас. Шрейас, не прейас. И это не простая вещь на самом деле. Она может прийти только к человеку, который реально осознаёт: жизнь сокращается, сегодня на один день меньше. Семь дней нам осталось с вами, одна неделя с небольшими вариациями в сроке: кому-то больше недели, кому-то меньше недели. Но, в конечном счёте, одна неделя нам осталась, как Махараджу Парикшиту. Мы умираем сейчас.

Есть знаменитая цитата Стива Джобса. Он в своём бестселлере - огромном томе автобиографии - рассказывает цитату, которую прочитал в семнадцать лет, и которая перевернула его жизнь и привела к успеху. В семнадцать лет он прочитал, не помнит где, не помнит даже точно, как звучала эта цитата. Но она звучала примерно так: «Если ты будешь жить каждый день как последний, то в какой-то момент так оно и будет. В какой-то момент твой день будет последним». И он говорит: «С того самого времени я стал утром подходить к зеркалу и спрашивать у самого себя: „Стал бы я делать то, что я собираюсь сегодня делать, если бы это был мой последний день?“» Он говорит: «Если слишком много дней подряд ответ был „Нет“, я понимал, что что-то надо менять в своей жизни».

Полностью: Бхакти Вигьяна Госвами «Шримад-Бхагаватам», 2.1.12, Ковалам, 12.12.2017

Лев Толстой, Бхакти Вигьяна Госвами, Прабхупада, Стив Джобс

Previous post Next post
Up