- промолвила женщина, уже удаляясь от фургона «Пища жизни» и тех, кто ещё ожидал своей очереди для получения помощи от донецких волонтёров. Я раздал последнюю кашу из своего бака и успел догнать женщину, чтобы познакомиться и немного пообщаться… Это Нина Петровна, ей 87 лет и она действительно пережила блокаду во время Великой Отечественной войны: - В 1941 году мне было 8 лет. В одну блокадную зиму мы жили не в самом Ленинграде, а в деревне Разлив. Во дворе росли сосны.
Мама с бабушкой пилили эти сосны, заваривали, мы пили иголки и кору ели. Это нас спасло. Может, если бы жили тогда в самом Ленинграде, то и не выжили бы. Потом мама работала в Ленинграде токарем. Трудится у станка, отходит и тут же спит, а на смену заступает её напарница. И так по кругу, чтобы оборудование не простаивало. За такой труд им давали дополнительное питание. Пережито много, спасибо, что мы были детьми. Как-то выдали мне мою положенную дневную норму - малюсенький кусочек хлеба стограммовый.
Иду я домой, и какой-то парень его выхватил у меня. Я раскричалась, люди выбежали из домов и отобрали у него хлеб, вернули мне. Все ведь были голодные, но хлеб вернули… Покойников, конечно, убирали. Иду и вижу, кляча везёт на возу гору трупов. Одна женщина, видно, замерзла, а потом под телами отогрелась. Смотрю, она вниз головой лежит, глазами моргает, а её уже везут в общую могилу…
Ещё я переболела ветрянкой, и как-то мать привезла мне в больницу гостинец - разведенную банку дрожжей. - А что вы с ней делали? - я переспросил Нину Петровну, потому что и правда в этот момент недоумевал, что это за гостинец такой для ребёнка - разведённые дрожжи.
- Как что? Ела, конечно. Это же хоть какое-то питание…
Нина Петровна вспоминает, что когда блокаду прорвали, их эвакуировали, перевезли на баржах через Ладогу. 2,5 года они прожили в Сибири, а затем снова вернулись в Ленинград.
На Донбасс она приехала в 1960 году к мужу, так и осталась здесь жить и трудиться. У Нины Петровны 52 года стажа. Работала и училась: в вечерней школе, потом в техникуме. Была машинисткой, потом перешла на завод: инженером-конструктором в техотдел.
- Не горько, что после стольких лет снова переживаете войну, вынуждены приходить за бесплатными обедами?
- Жизнь есть жизнь, приходится. Ваша помощь очень нужна. Прихожу, беру хлеб и кашку: что сразу не съем, в морозилке храню.
Напоследок я спросил у Нины Петровны, как она относится к тому, что её история попадёт в интернет (люди обычно избегают такой о себе огласки, стесняются, боятся, стыдятся). Нина Петровна ответила без смущения или вызова, а спокойно и просто: - Мне нечего стыдиться, я прожила достойную жизнь.
P.S Эта бабушка около трёх лет приходила на пункт раздачи "Пища жизни. Донецк" в селе Пастуховка, г. Макеевка. (разговор состоялся в 2019 году).
беседовал Михаил Родченков