Инициация: мужественные обеты и героическая духовная практика Сознание Кришны по самой своей природе это большой праздник. Всё то, что связано с Сознанием Кришны, вся практика Сознания Кришны - это в высшей степени естественная и праздничная деятельность. Сам Кришна говорит об этом, что сознание Кришны это не есть какой-то крайний путь.
Любые методы духовной практики, сопряженные с какими-то крайностями это всего лишь поблажка нашему ложному эго. Ложное эго любит крайности, потому что ложное эго любит всегда быть самым-самым: первым или последним в крайнем случае. Если не удалось быть быть первым, то я буду последним. Главное - самым-самым. Ложное эго любит метаться в крайности.
И мы знаем: сначала мечемся из одно крайности в другую, сначала мы становимся фанатичными преданными, потом мы становимся такими же фанатичными непреданными. Неважно. Всё это так или иначе проявление ложного эго. И любые проявления ложного эго с его крайностями противны природе души. По самой своей природе душа не самая-самая.
И это на самом деле удачная и очень хорошая новость. Это хорошо быть не самым-самым. Это легко быть не самым-самым. И Кришна говорит, что на самом деле духовная практика должна проходить где-то посередине. Она не должна метаться в крайности. И когда человек делает нечто естественное, отвечающее его природе, то каждый день для него будет праздник.
И сегодня несколько удачливых преданных, семь человек будут давать духовные обеты, обеты которым они будут следовать всю свою жизнь. И, разумеется, для большинства так сказать нормальных людей эти обеты никак не являются нормой. Для большинства людей эти обеты покажутся чем-то в высшей степени противоестественным. Всю жизнь до конца своих дней не есть мясо.
Ну ладно Господь с этим. До самого интересного мы ещё дойдём. Всю жизнь до конца своих дней не играть в азартные игры. С этим ещё тоже как-то можно смириться. Всю жизнь до конца своих дней не пить водки? Ну вот это уж никак естественным, по крайней мере для русского человека назвать нельзя. По легенде Россия приняла христианство именно потому, что в христианстве можно было водку пить.
В мусульманстве это нельзя было делать, поэтому они сделали очень разумный и грамотный выбор. Но люди, которые сегодня будут давать обеты они будут в том числе обещать что они не будут употреблять никаких наркотиков. Потому что в сущности, употребление наркотиков и состояние сознания, которое обретает человек употребивший те или иные возбуждающие средства - это неестественное сознание.
В конце концов оно приносит только одни мучения. Самым естественным и радостным является состояние трезвости, когда человек глубоко духовно трезв. И наконец самый страшный обет, который будут давать сегодня все эти шесть или семь смельчаков - это не заниматься незаконным сексом. Если бы у меня было достаточно сил объяснить мужество людей, которые этот обет дают, я бы рискнул это сделать. Так как у меня нет достаточно сил...
Говорится, что когда Бхишма дал этот обет, когда Бхишма сказал: - Никакого незаконного секса до конца своих дней. То полубоги понявшие, что он в отличие от некоторых людей этот обет никогда не нарушит, пришли в такое необычайное воодушевление и возбуждение что стали осыпать его лепестками цветов.
Как это ни странно, ни на одной церемонии инициации, на которой я был, такого не происходило, несмотря на то, что преданные давали этот обет. Судя по всему полубоги были не очень впечатлены обетом, которые давали преданные в ИСККОН. И да, на пути соблюдения этого обета люди часто сталкиваются с трудностями. Но трудности в конце концов не такая уж большая беда, это естественная вещь.
Потому, что мы должны понимать что давая обеды, мы в каком-то смысле объявляем войну своей материальной природе. И победить свою материальную природу очень не просто. Естественно мы призываем на помощь Кришну. Как Сам Кришна говорит: мама майа дуратйайа Мою материальную природу очень трудно преодолеть, но если человек предаётся Мне, то тогда Я прихожу ему на помощь, тогда он может преодолеть.
Но даже с учётом этого преодолеть материальную природу нелегко. Практика йоги, а мы все с вами йоги, требует очень большой дисциплины и очень большой решимости. Для того, чтобы человек достиг успеха в практике йоги, ему необходимо настроить себя на то, чтобы он смог дойти до конца. И для этого ему нужно обладать огромной решимостью.
Далеко не все люди этой решимостью обладают. Многие люди дают обеты, но, к сожалению, далеко не все люди эти обеды соблюдают. Его святейшество Шрила Мукунда Махрадж, ученики которого получают сегодня посвящение, очень хорошо знает об этом обстоятельстве.
Поэтому он, с присущей ему мудростью, даёт посвящение не раньше чем лет через 10-15 постоянной практики. Сегодня мне хотелось немного поговорить об этом. О том, что значит духовная практика и какими качествами человек должна обладать чтобы духовной практики достичь. Кришна говорит в 6-ой главе Бхагавад-гиты, в самый момент когда Арджуна признаётся Ему в невозможности совладать со своим умом. Кришна говорит: - Да, это трудно. Да, ум постоянно будет метаться, ум постоянно будет подводить нас.
Потому что йога, это одно из значений и смысла слова йога, означает обуздание ума. Теперь, сам Арджуна объяснил какими качествами обладает ум. Ум носится быстрее, чем скорость света. Можно ли контролировать кого-то кто обладает способностью носиться больше чем скорость света? Ум бегает с совершенно бешеной скоростью. И вы попытайтесь его обуздать. И пока вы пытаетесь его обуздать, он уже убежал. Вам его даже не поймать. Вы пытаетесь его вернуть и как будто он тут, рядом и ж-ж-ух - он улетел куда-то!
Кришна говорит: - Да, это трудно. Да, очень трудно. Очень трудно поставить под контролем ум, но это возможно, если человек будет применять в своей жизни две вещи. Кришна говорит: абхйасена ча ваирагйена ча - с помощью практики и отрешенности человек может в конце концов достичь цели йоги.
И мне хотелось сегодня несколько слов сказать об этой практике, чтобы настроить людей, принимающих сегодня посвящение, несмотря даже на то, что я знаю что у них за плечами уже довольно большой опыт практики. Тем не менее, мне всё-таки хотелось повторить эти вещи, чтобы люди настроились правильно. Объясняя само понятие практики или абхьясы, Патанджали Риши, говорит, что пратика имеет три аспекта.
Первый аспект практики это то, что она должна проходить в течение долгого времени: диргха кала. Никто не должен думать что он сможет достичь цели йоги очень быстро. Нужно настраивать себя на то, что мне потребуется много, много, много лет борьбы со своими чувствами, со своим умом, борьбы с окружающими меня преданными, борьбы с другими какими-то вещами.
Диргха кала - должен быть настроен, что мне понадобиться долгое время. Дальше он говорит следующее обстоятельство - нирантарья(нарантарья), что значит непрерывность. Для того, чтобы практика была успешной, человек должен заниматься ей каждый день. Даже если я один день перестал тренироваться, сразу же моё сознание будет откинуто на много-много лет назад.
Если я каждый день тренируюсь, если я каждый день делаю свои упражнения, я могу поддерживать своё сознание как минимум на том же самом уровне. Но стоит мне один день пренебречь чем-то и сразу же я откинут далеко-далеко назад. И снова мне нужно опять преодолевать это расстояние.
Потому что ещё раз - материальная энергия, в которой мы находимся постоянно разъедает наше сознание и один день без духовной практики равен не одному дню, равен иногда многим-многим неделям практики, которые нам потом нужно будет навёрстывать и восстанавливать. Поэтому следующее условие духовной практики - это непрерывность.
Я даю обеты - каждый день я это делаю. Каждый день я стараюсь повторять 16 кругов. Каждый день я стараюсь очищать своё сознание. И, наконец, третий аспект называется саткара, что значит прилежность, или почтение, уважение, благоговение или внимательность. Саткара, значит что я должен заниматься духовной практикой с необычайным тщанием, с прилежанием.
Не думая, что: "Сегодня я, ладно, так как нужно хорошо для галочки в течение долгого времени непрерывно это делать, сегодня я сделаю это для галочки. Сегодня просто так, где-нибудь за рулём я со счётчиком. Между прочим мы сегодня будем раздавать чётки, а не особые счётчики. Это тоже важно.
И саткара означает, что я каждый день не просто должен это сделать, просто потому что я пообещал и вообще мне всё это самому мне вот тут вот уже всё в печенках, но так как я это пообещал, то я это сделаю. так и быть. В надежде, что когда-нибудь я пред смерть скажу: "Харе Кришна!"
Нет, чтобы духовная практика увенчалась успехом каждый день я должен делать это так как будто бы я делаю это первый день с огромной свежестью, с огромной верой в это во всё. И это переводит нас к другим качествам практики, о которых тоже повествуется в Йога-сутре, где Патанджали Муни объясняет пять качеств человека, приложение и постепенное развитие которых к духовной практике, приводит к успеху.
Мало просто установить свою духовную практику на этом уровне, о котором я сказал сейчас рассчитывая на долгий путь, заставляя себя делать это каждый день и стараюсь делать это как можно более тщательно и внимательно. Есть ещё 5 качеств, которые человек должен сознательно развивать в себе для того, чтобы его духовная практика привела к успеху.
Эти качества в высшей степени важны. Давайте с вами послушаем и помедитируем на них, поразмышляем над тем, каким образом мы можем употреблять это в своей жизни. Он говорит, что первое качество успеха это шрадха. И шрадха в данном случае значит уверенность в том, что это верный путь.
Уверенность в том, что занимаясь этой духовной практикой я смогу обрести нечто в высшей степени ценное. Если человек потерял шрадху, он не сможет... Даже если он по инерции продолжает заниматься духовной практикой его духовная практика не будет приносить ему ни удовлетворения, ни каких результатов.
Шрадха - необходимое качество и человек серьёзно практикующий бхакти-йогу должен заботиться о том чтобы его в шрадха не только оставалось в неприкосновенности, чтобы она не была уничтожена какими-то оскорблениями, но чтобы она остановила всё глубже, и глубже, и глубже. И для этого человеку обязательно нужно читать книги Шрилы Прабхупады и слушать лекции Шрилы Прабхупады, слушать лекции своего духовного учителя, лекции других духовных учителей.
Это первое и самое главное обстоятельство и условие для того чтобы шрадха становилось глубже, и глубже, и глубже. Если мы потеряем шрадху по той или иной причине, все наши попытки достичь чего-то на духовном пути будут напрасными. Дальше Патанджали Муни говорит: "Следующее качество или следующее условие - вирья.
Вирья значит я должен практиковать с силой, даже в каком-то смысле с героизмом. Потому что вирья значит героизм. Я должен каждый раз, когда я беру чётки я бросаться как на амбразуру. Иначе говоря, как бы тяжело мне ни было, я должен прилагать усилия. Ни в коем случае не давать волю своей расслабленности, потому что по природе своим или ленивы. Кто заметил это своё качество?
Материальная природа значит лень, материальная природа значит инерция. Материя это тупость, не подвижность и нас постоянно влечёт в это состояние тупости и неподвижности. Поэтому Патанджали Муни говорит: "Вирья". У души есть сила и сила может в конце концов преодолеть эту инерцию материальной природы. И дальше, следующее качество, о котором он говорит называется смрити.
Смрити - значит ясная память. Чтобы правильно практиковать, заниматься духовной практикой человек должен очень хорошо помнить зачем я это делаю. Если я забыл об этом, если я забыл об обетах, которые дал, если я забыл о цели, которую я преследую, опять же моя духовная практика будет напрасна или будет очень неэффективна.
И опять же снова моя материальная природы будет постоянно подводить меня и это память, ясность памяти будет уходить. И два последних качества, которыми должен обладать человек называется самадхи и прагья. Самадхи значит сосредоточенность. Самадхи значит концентрированность сознания. Иначе говоря снова и снова когда я занимаюсь духовной практикой я должен бороться с рассеянностью присущей моему материальному сознанию.
Сознание будет постоянно рассеиваться, постоянно ослабляться, но мне нужно сжимать его в кулак и ещё раз прилагать его с огромной силой к тем обетам или к той духовной практике, которую я дал. Как каждый день мы поём когда мы проводим гуру-пуджу: Гуру-мукха падма вакья, читете кория айкья - Пусть всё моё сознание сосредоточиться на словах или станет единым со словами, которые сходят из уст моего духовного учителя.
Я должен взять своё сознание слить его со словами, которые исходят из его уст. И савадхана мате - я делаю это с огромным почтением, с огромной внимательностью, с огромной сосредоточенностью. Сосредоточенность это качество сознания, тогда как рассеянность - это качество материальной природы. И, наконец, последнее качество - прагья. Прагья значит осознанность.
Прагья значит глубокое ясное знание, которое приходит в результате размышления. Человек ни в коем случае не должен заниматься духовной практикой механически, не имея глубокого понимания что он делает, зачем он делает, в каких отношениях он находится с Богом.
Это обстоятельство или память о том, кто я такой и кто такой Бог и почему я повторяю мантру: Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе, Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе. Это ясное сознание или ясное знание должно присутствовать в нас в тот момент когда я занимаюсь духовной практикой. Без этого моя духовная практика будет неким механическим ритуалом и я буду полагаться на ритуал, буду удивляться что ритуал не приводит к тому результату, который мне обещали.
Это всё не такие уж простые качества и Патанджали Муни объясняет в этой сутре, что если человек обладает этими качествами, то только тогда он сможет преодолеть препятствия в своём сердце. Потому что если этих качеств нет, если он их не развивает, и да здесь в обществе преданных мы можем или имеем возможность все эти качества развить.
Мы можем развить в себе веру развить, мы можем развить в себе память мы можем развить в себе сосредоточенность, можно развить в себе ясное знание, можем развить в себе даже силу. В обществе ИСККОН мы можем это сделать, но если человек не пользуется этими возможностями, возможностями которые предоставляет нам общество преданных, иначе говоря если он пренебрегают какими-то аспектами духовной практики, которые дали великие ачарьи прошлого, то тогда его материальная, инертная природа будет оказывать слишком большое сопротивление, он не сможет ничего сделать с ней.
Ему будет очень трудно преодолеть её. Эта материальная природа, которая слишком сильна для нас, будет говорить: "Нет, нет я не могу, я не хочу, я не буду. Это слишком, это чересчур". Но если человек находится в обществе преданных, если он пользуется теми возможностями, которые общество преданных предоставляет, то он наверняка сможет преодолеть свою обусловленную материальную природу, то он сможет выйти победителем в этой борьбе.
Я знаю, что один из обетов, который Его Святейшество Мукунда Махарадж просит давать преданным, когда они получают посвящение, это обет оставаться в обществе преданных, оставаться в ИСККОН и никуда не уходить. Естественно, у него обычно очень долгий испытательный срок и люди, которые выдержали этот испытательный срок они сами по себе уже великие йоги. Так что сегодня мы присутствуем на очень замечательном событии, когда несколько великих йогов начинают свой духовный путь, вернее, продолжают его. Ещё мне хотелось несколько слов сказать о самом Мукунде Махарадже...
Бхакти Вигьяна Госвами,
Инициация, 13 марта 2006