Кришна говорит: "Я очень доволен вами, о сыновья Прачинабархи, царевичи, принцы, потому что вы делали одно и тоже, потому что ваша природа стала одинаковой, потому что вы любите друг друга, потому что вы дружите друг с другом. И Я готов любые ваши желания исполнить." В сущности, ведическая культура учит именно этому. Это центральный момент момент ведической культуры.
Если мы посмотрим на ведическую культуру как на явление, мы увидим, что эта тема или эта идея, которая пронизывает красной нитью всю ведическую культуру. Люди собираются вместе на большие праздники и устраивают праздник. Что такое праздник? Праздник значит сотрудничество. Все знают - на большой фестиваль нужно собрать много людей: кто-то на кухне, кто-то ночами не спит и всё организует, кто-то за закупками ездит, кто-то вьяса-асану привозит. А чему мы должны в результате научиться?
Сотрудничеству, чтобы в конце праздник получился. На самом деле, когда люди собираются, у них есть единая цель и они делают каждый своё небольшое дело. В результате получается праздник, все счастливы. Если каждый знает своё место, каждый делает то, что он может, каждый вкладывает всё своё сердце ради всех остальных и делает всё, что он может для других, возникает атмосфера праздника
Почему ведическая культура такая праздничная? Почему там так много радости и праздников? Потому что эта тема главная в ведической культуре - людей с самого начала учили сотрудничать.
Западная культура с самого начала и сейчас это достигло абсурда, апогея, - индивидуалистическая. Западная культура учит людей быть индивидуалистами. "Будьте сами по себе, не обращайте внимания ни на кого другого! После нас хоть потоп, не важно что будет!". Это ужас, это раковая опухоль, которая уничтожает и почти уничтожила весь мир. Почему? Потому что нету этого в основании, в фундаменте. Ведическая культура основана на этом - мы части целого, мы единое целое, мы неразрывные части целого. С самого начала Кришна учит этому: "Ты частичка, частичка, частичка, ты не есть Целое".
На Западе человека учат: "Ты сам по себе, ты - целое". Детей учат с самого начала: "Только об этом нужно думать, только о собственных интересах. Всё остальное разрушается и из-за этого индивидуализм. Ведическая культура всегда говорит: "Ты всегда часть, ты никогда не Полное Целое, ты зависишь от всех остальных".
Мы должны очень хорошо помнить об этом - я не Целое. И это значит так как я не Целое, я завишу от других. В западной культуре само слово зависимость ругательное: "Мы независимы! Мы должны добиться независимости! Но это же бред какой-то. Где вы видели независимость? Нет независимости в этом мире, потому что мы зависимые частичные живые существа.
Единственный, кто не зависим, это Сам Верховный Господь и нам нужно научиться зависеть от Него и от всего остального. Мы постоянно зависим, от всего зависим. От солнца мы зависим, от погоды мы зависим, от всего зависим. От телевизора зависим, и при этом все считают: "Я независим". Это называется даже не майя, это называется полным безумием.
Если люди хотят понять что такое ведическая культура... Сейчас все проповедуют ведическую культуру. Ведическая культура - модное слово. И люди думают, что ведическая культура это по верхам посшибать чего-то связанное с астрологией и потом с вьяса-асаны говорить про экзальтированные Солнце и Луну.
Это не ведическая культура, это не имеет никакого отношения к ведической культуре. Ведическая культура - это культура, в которой людей учат сотрудничать друг с другом ради достижения общей цели. В течение тысяч лет путешественники приезжали в Индию и не могли понять почему там люди дружат друг с другом, хотя кто-то занимает на первый взгляд более высокое положение, кто-то занимает более низкое положение.
Вплоть до последнего времени в ведической культуре не было рабства. Разумеется, в кали-югу очень много нарушений этого, но в основе этого не было эксплуатации человека человеком. Даже Карл Маркс признавал это. Карл Маркс, который построил всю свою теорию на том, что испокон веков человек всегда эксплуатировал человека. Когда дело доходило до ведической культуры, до Древней Индии, он разводил руками и говорил: "Не понимаю".
Во всем остальном мире высшие классы эксплуатировали низшие классы. Он на этом построил свою теорию. В ведической культуре не было этого. Он признавался в этом. Он писал в своих работах - нету там этого. Нету. Не понятно почему, но нет. А по очень простой причине - потому что мудрецы, которые основывали эту культуру, говорили: "Нет ничего более важного для того, чтобы вы стали счастливыми, для того, чтобы каждый из вас стал счастливым, есть только одно условие - нужно научиться сотрудничать с другими.
Нужно научится вступать в отношения с другими, нужно чтобы вы поняли, что у нас есть одна общая цель - служить Богу. Нужно чтобы мы в центр поставили не самого себя, а Кришну. Поэтому Шрила Прабхупада называет это богоцентрическое общество. Богоцентрическое общество - это общество, где мнение Бога поставлено в центр, а моё мнение всего навсего лишь должно соответствовать мнению Бога.
Не моё самоценное мнение как в эгоцентрической культуре Запада, к которой мы привыкли: "А я так считаю!", - а мнение Бога становится центром, вокруг которого всё вертится. Поэтому Шрила Прабхупада говорит: "В обществе сознания Кришны не может быть двух мнений" Потому что мы следуем одному мнению и, к сожалению, это не моё мнение и к счастью для всех вас.
И не мнение любого из вас. Это - мнение Кришны, которое мы узнали через его представителя Шрилу Прабхупаду. Если у нас будет это понимание - всё! И ведическая культура об этом. Кшатрии, вайшьи, шудры, брахманы сотрудничают друг с другом ради достижения общей цели, ради служения Верховной Личности Бога. И все могут сотрудничать друг с другом. Если все понимают, что в центре Бог, то тогда реально может быть сотрудничество и может быть мир, может быть дружба между людьми. Потому что, а что ссориться-то если в центре Бог?
Бхакти Вигьяна Госвами.
Шримад-Бхагаватам 4.30.8, 13 мая 2013, Анапа