Click to view
Само слово Дхритараштра означает "тот, то привязан". Дхрита значит "тот, то держится"; раштра значит земля. Он был очень привязан к власти и мы знаем что власть, способность властвовать над другими людьми, одна из самых сильных материальных привязанностей. Человеку очень трудно отказаться от наслаждения, которое даёт ему ощущение власти, потому что при этом ему кажется что он стал Верховным Господом. Это ощущение власти или иллюзия власти в этом мире держит человека привязанным к материальному миру до самого конца.
Шрила Прабхупада смеялся над правителями этого мира, которые не уходят в лес в соответствии с ведической культурой, а предпочитают оставаться в своем роскошном Овальном кабинете или ещё каком-то кабинете и править этим миром. Мы все с вами были, или, слава Богу, уже не все, свидетелями того, как несчастный Брежнев, выживший из ума, пришедший в полумаразматическое состояние, правил самой большой страной мира и весь мир не знал что из этого выйдет в конце концов.
Но Шрила Прабхупада смеялся - люди держатся за свою власть до последнего мгновения, до последней минуты своей жизни и Дхритараштра мало чем отличался от таких правителей. Дхритараштра держался за иллюзию власти. Шрила Прабхупада объясняет в комментарии, что он потерпел крах во всех своих планах. Всю свою жизнь так или иначе он пытался утвердить своё господство, но ничего из этого не вышло. Но самое поразительное, что несмотря на полный крах, несмотря на то, что он дошел до какого-то логического конца во всех своих планах, он тем не менее не был разочарован.
Поразительно могущество иллюзорной энергии Господа, потому что люди терпят поражение за поражением, испытывают страдания в этом мире и, тем не менее, никто не просыпается к тому, чтобы постичь высшую реальность. Люди так или иначе всё равно думают: "Я буду счастлив". Эта иллюзия держит людей привязанными к этому миру - надежда на счастье. В этом мире нет счастья, но есть надежда на счастье.
Эта надежда на счастье связывает нас по рукам и ногам, потому что надежда на счастье дает нам какую-то иллюзию того, что да, я сейчас несчастлив, да, все остальные вокруг меня несчастны, но когда-нибудь я стану счастливым! Иначе говоря, у каждого из нас есть надежда - когда-нибудь я стану Кришной. Ничего из этого не выйдет. Проблема заключается в том, что несмотря на бесконечное опровержение, которое мы получаем практически ежедневно, в том, что мы не Кришна и мы не сможем быть счастливы независимо от Него, несмотря на всё это, мы тем не менее лелеем надежду в сердце. И Дхритараштра является самым ярким примером этого.
Шрила Прабхупада пишет, что он потерпел крах во всех своих планах. Наше проявление желания стать Богом заключается в том, что я строю бесконечные планы и я считаю, что так или иначе я достигну успеха. Кришна объясняет в Бхагавад-гите каким-образом думает демон. Он говорит:
ишваро 'хам ахам бхоги
сиддхо 'хам балаван сукхи Демонический образ мысли заключается в том, что человек думает: "Я Ишвара, я повелитель, всё находится под моим контролем". Ахам бхоги - я наслаждающийся; сиддхо 'хам: сиддхо значит успех. Сиддхо можно переводить как совершенство, сиддхо можно переводить как успех. Я тот, кто достиг успеха. Смотрите какой я успешный. Балаван - я сильный; сукхи - я счастливый. Всё это демонический образ мыслей, который держит нас в плену этого мира. И самое поразительное, что несмотря на многочисленные опровержения, которые мы получаем каждый день, мы держимся за эту иллюзию. Дхритараштра влачил жалкое унизительное существование в доме Пандавов, против которых он строил бесконечные козни...
Бхакти Вигьяна Госвами, ШБ 1.13.29, 9.26.2013