Я не удержусь. У того же Гумилёва есть потрясающее стихотворение или поэма "Сон Адама". Она имеет глубокий философский смысл в отношении к этому ко всему. Адам заснул под деревом добра и зла и ему приснилась вся современная цивилизация. И потом он проснулся и услышал как ему Ева кричит: - Ада-а-ам! Хари бол! И смысл очень глубокий. На самом деле потрясающая поэма, очень сильная, очень мощная.
И смысл очень простой, что этот отход или утрата райской жизни она идет от того, что люди изначально утратили некую невинность, то есть развили в себе эту жажду чувственных наслаждений и из этой жажды, из этого ядовитого корня жажды чувственных наслаждений произошла вся современная цивилизация. И невозможно остановить современную цивилизацию до тех пор, пока мы не вырвем с корнем эту жажду чувственных наслаждений.
Все остальные рецепты не сработают, никогда никакие революции, ни какие утопии не сработают, до тех пор пока это желание наслаждаться независимо от Бога не вырвется из сердца человека. Очень мощная поэма, где очень ясно всё это видно и вот этот вот изначальный контакт между мужчиной и женщиной, который является основой человеческой цивилизации и порождает всё то, что мы видим.
Из зала: - Кто автор?
Бхакти Вигьяна Госвами: - Николай Гумилёв "Сон Адама". Посмотрите, очень страшная вещь, но очень мощная. И 6-й стих как бы завершает собой всё это. Тоже очень интересный, очень важный. надхайо вйадхайах клеша надхайо - у людей не было тревог вйадхайах - у них не было болезней клеша - у них не было страданий, которые причиняют жара и холод даива-бхутатма-хетавах - вызванные дайвой, бхутами и атмой т.е три вида страданий.
Какие три вида страданий? Адьяхьятмика, адхибхаутика и адхидайвика даива-бхутатма-хетавах - трёх видов страданий не было. Не было страданий, не было беспокойств То есть три вида страданий, которые перечислены в первой строчке: адхайах - беспокойства, которые причиняют нам другие. вйадхайах - болезни и клеша - страдания, которые причиняют нам внешние силы, силы природы. Почему? аджата-шатрав абхаван
Потому что Махараджа аджата-шатру, потому что у него не было враждебности в сердце, потому что у него самого не было враждебности в сердце, соответственно, вся природа и всё общество откликались на это. джантунам раджни кархичит - соответственно никто никогда не враждовал, так как у царя не было врагов. И Шрила Прабхупада потрясающую вещь тут пишет. То есть он говорит здесь, что смысл этого стиха в том, что когда у человека нет зависти, то всё нормально, особенно у лидера.
Иногда мы сокрушаемся или пытаемся обвинять других, своих подопечных, что они ругаются друг с другом, но вместо того, чтобы обвинять других нужно поискать в своём сердце откуда всё это идёт и мы сможем обнаружить какую-то зависть в своём собственном сердце, которое так или иначе на подопечных в том числе распространяется.
Тут говорится - один человек смог установить полный мир. Настолько велико было его влияние, потому что у него совершенно не было зависти в сердце, поэтому он - аджата-шатру, у него врагов не было. И Шрила Прабхупада пишет тут: "
Придерживаться принципа неприменения насилия к людям и убивать бедных животных или быть их врагами - это философия Сатаны."
Опять Шрила Прабхупада перечисляет это. И, естественно, я должен сказать, для того чтобы некий баланс сделать, что агрессивные последователи современного индуизма, индуистские фундаменталисты делают тоже жуткие вещи. Сейчас из-за раздирающей всех вражды, последователи индуизма защищают коров, но пытаются убивать людей.
В Бенгалии было страшное преступление, когда люди из числа агрессивных последователей индуизма ворвались в женский монастырь, спросили где у вас самая старая монахиня и изнасиловали групповым образом самую старую монахиню. Чтобы опять же, так сказать, чужую религию выгнать. И это делается под вывеской или под соусом того, что "мы религию свою утверждаем".
До какой степени сознание у людей может быть извращено! Именно из-за того, что сейчас всё целиком пронизано враждой. И тут говорится, что люди не страдали в царстве Махараджи Юдхиштхиры, потому что сердце его переполняла любовь. И тут Шрила Прахупада приводит пословицу "плохой царь губит царство, а плохая хозяйка - семью. Эта истина применима и в данном случае".
И он возвращается в самое начало главы и говорит каким качествам должен обладать царь: царь должен быть "праведен и послушен Господу и мудрецам". Это его послушание т.е покорность или желание исполнить волю Господа, приводит к тому, что Бог, человек и природа начинают сотрудничать друг с другом и это сотрудничество приносит мир, покой и процветание. Это, в общем-то социальная программа.
И наконец, 7-ой стих, последняя вещь, касающаяся милости, когда атмосфера мира, любви, помощи друг другу устанавливается, то сам Кришна находится в этой атмосфере.
***
Когда Кришна доволен, Он сам приходит.
***
Фундаментом того идеального состояния, которое описано в первых стихах является понимание того, кто такой Бог. Если у нас нет очень ясного понимания кто такой Кришна, то не возникнет эта ситуация, - всегда будет жадность в нашем сердце проявляться и эта жадность будет разрушать очень многое, в конце концов разрушать нас самих. Поэтому основной центр
этой главы это всё таки десять главных стихов произнесённых женщинами с крыш домов Хастинапура, которые прощались с Кришной.
Обзор Шримад-Бхагаватам 1.10.
Идеальное царство Махараджа Юдхиштхиры и беды современной цивилизации. 20 июня 2016