В материальном мире люди объединяются только под угрозой внешнего врага. Единственный принцип по которому люди объединяются в материальном мире - это когда на них давит что-то извне, им нужно объединиться, их что-то объединяет, и они пытаются сопротивляться этому внешнему давлению, и страх есть та сила, которая помогает им сбиться в кучу.
Но это не имеет никакого отношения к общине вайшнавов. Община вайшнавов основана на том, что мы понимаем, что причина номер один, по которой общность вайшнавов разрушается - это зависть. Лекарство от зависит - любовь, в высшем смысле этого слова. Но, так как вначале мы ещё не способны на любовь в высшем смысле этого слова, то неким бледным проявлением любви и в первом приближении является уважение.
Уважение значит, что мы не распространяем дурные сплетни друг о друге, не говорим какие-то глупости. Мы просто, если что-то нам непонятно, мы открыто подходим к другому человеку и спрашиваем: «Почему ты это сделал? Почему ты это сказал?» И один очень важный принцип, о котором мне хотелось сказать: если мы хотим сохранить общину, если мы хотим чтобы действительно этот драгоценный дух общины, эта ткань общины постепенно начала ткаться очень важно чтобы мы не хранили обиды на сердце.
В некоторых христианских общинах, по крайней мере в одной, о которой я знаю, есть замечательный принцип, которым мне хотелось поделиться с вами: не хранить обиду больше чем один день. Мы не сможем не обижаться друг на друга. Всегда будут какие-то недоразумения, всегда люди будут что-то не так делать, что-то не так говорить, что-то мы будем неправильно воспринимать, но очень простой принцип заключается в том, что вечером, прежде чем лечь спать, я вспоминаю обо всех взаимодействиях, которые случились у меня на протяжении дня, я думаю о том, что произошло со мной, я благодарю всех тех людей, которые сделали для меня что-то хорошее, которые улыбнулись, которые воодушевили меня, и я прощаю всех тех людей, кто меня обидел.
Я не засыпаю до тех пор, пока я не простил их, пока я не отпустил это. И даже если не удалось отпустить полностью, по крайней мере попытайтесь отпустить хотя бы чуть-чуть. Самый крайний срок - два дня. Ну точно не более трёх дней. Мы не должны носить в себе эти обиды, не должны носить на сердце эту чёрную энергию, которая только подпитывает нашу зависть, и которая в сущности возникла в результате зависти.
Потому что наши обиды это результат нашей завистливой природы, но сейчас не время для того, чтобы объяснять связь одного с другим. Поверьте мне на слово: эти два проявления человеческой природы неразрывно связаны друг с другом. И это фундамент, ещё раз - уважение, отсутствие сплетен, то что мы не обижаемся на других. Обижаемся, но ненадолго. Это очень важная вещь, о которой мне хотелось сказать в самом начале. И теперь дальше возникает следующий очень важный вопрос: а как действительно мы можем совсем разных людей свести воедино?
Потому что, опять же, как правило люди, пытаясь объединиться друг с другом, часто совершают одну и ту же ошибку. Эта ошибка заключается в том, что они начинают бояться что другие люди думают по-другому. Что у другого человека немножко другие представления, или ещё что-то… Всегда, когда люди объединяются есть один соблазн, которого нужно избегать: это соблазн всех подстричь под одну гребенку, всех сделать одинаковыми, всех уровнять.
Это, к сожалению, та самая ошибка, которая была заложена в грандиозный эксперимент, творившийся на протяжении семидесяти лет в Советском Союзе. В принципе, в Советском Союзе было много замечательных вещей, и ценности, которые были заложены, были хорошими: уважение друг к другу, там говорилось об этом, говорилось о каких-то ещё важных вещах…, о том, что нужно быть вместе, о том, что мы хорошие, но при этом не учитывалась одна очень важная вещь - то, что люди всегда будут разные.
Попытка ровнять всех, сделать всех абсолютно одинаковыми, она, в конце концов, послужила тому, что эта грандиозная идея, грандиозный эксперимент закончился неудачей, и весь Советский Союз развалился. Так вот, ещё раз, уважение означает уважение того, что другой человек разный. Но тогда, если все люди разные, и главное - у всех людей разные желания, правильно?
У нас же разные желания? Как же нам можно быть вместе? Как можно на самом деле людей с разными желаниями свести вместе, и сделать так, чтобы они существовали вместе. Мы знаем: желания растягивают нас. Желания - та самая центробежная сила, которая заставляет людей разбегаться: у меня одно желание, у него другое желание. Что тогда будет нас объединять? Если мы признаем разнице друг друга, разницу в образах мыслей, разницу во взглядах, если мы признаем что у разных людей разные желания, разные потребности, они разные…
У людей разных возрастных групп разные потребности: детям нужно одно, пожилым людям нужно другое, молодым людям нужно третье… Что же тогда будет объединять? Что тот клей, который нас объединяет? И вот тут хотелось сказать одну очень важную вещь: на основании чего мы можем объединиться. Прежде всего этой объединяющей силой, скрепляющей нас должно быть очень ясное понимание духовной науки.
В пределах этого ясного, единого понимания духовной науки, и ясного понимания нашего равенства, которое вытекает из духовной науки, а на основании духовной науки вытекает то, что мы все равны, мы все души, мы все - одна десятитысячная часть кончика волоса, и один не лучше другого. Мужчины не лучше женщин, женщины не лучше мужчин, потому что у всех одна и та же душа. Кто-то более умный, кто-то совсем не грамотный, разницы никакой нет.
Бхакти Вигьяна Госвами.
Ценность правильных отношений, 24.04.2016