Click to view
Я вспомнил о своей первой поездке в Америку. Эта первая поездка в Америку произошла в 1990 году, - целую вечность назад, когда я, прожив к тому времени около двух лет в Швеции, ну да, практически ровно два года, вырвался из своего заточения в Швеции. Мне было сложно потому что и климат другой и люди другие, общение другое, много всего другого. И поехал в Америку и в Америке я встретился с очень странными вещами.
В то время Швеция, часть Севера Европейской зоны, находилась под руководством Харикеши Свами и Харикеша Свами во всех отношениях держал эту зону в то время образцовой: сотнями тысяч распространялись книги, в храмах были брахмачари, храмы хорошо содержались, Божествам поклонялись, новые люди присоединялись, - пусть не так много, но присоединялись.
Только что открылась Восточная Европа где люди потоком пошли в сознании Кришны и это все очень сильно оживило всех, но в Америке ИСККОН переживал страшный кризис и первое место в которое я приехал было Сан-Франциско. В Сан-Франциско я поселился в маленьком храме ИСККОН. Это был полутораэтажное здание: цокольный этаж и первый этаж. В этом здании жили два человека: один саньяси и один брахмачари.
Саньяси был, может быть известный кому-то из вас, -
Хануматпрешака Свами; брахмачари был бхакта Грэг, который потом стал Грантараджем. Вот. Я был в полном шоке от этого храма. Все пуджи вёл саньяси. Хануматпрешака Свами просыпался раньше всех и он же сам их пел, он же проводил пуджу, он пел всё, начиная с "Самсара-даванала-лидха-лока". Все службы он делал один и я приехал в Швеции где сознание Кришны ну в общем-то по-шведски бурлило.
Может быть это не было так как в России, но тем не менее она было там очень живым. Я встретился с очень печальной картиной, когда храмы запущены, в них никого нету. Я отправился на поиски первого храма. Этот храм находился на Карл-стрит, который тогда функционировал, а первый храм как я знал из Третьего тома Шрила Прабхупада-лиламриты, находился на Фредерик-стрит и всё это было в районе Хейт Эйшбери, которая в 1967-68 году бурлила.
Туда съехались 100.000 хиппи. 67 год был "Летом любви", который устроили хиппи и Шрила Прабхупада попал в их гущу, он там проводил Mantra-Rock Dance. Я отправился искать этот храм на Фредерик-стрит и я обнаружил к своему разочарованию...
Я думал, что там музей, что там бережно сохранена память Шрила Прабхупады и обнаружил там унылую автоматическую прачечную в этом здании и отправился в Голден Гейт парк Третий том Прабхупада-лиламриты был второй книгой, которую я перевел за свою жизнь и в этом третьем томе Прабхупада-лиламриты были фотографии Господа Джаганнатха в Голден Гейт парке и хороводы хиппи, которые они водят и Шрила Прабхупады, который ну видно, на полном пределе выкладывается, поет Харе Кришна мантру, ну и там действительно толпы хиппи вокруг него.
Я увидел пустой, красивый, ухоженный Голден Гейт парк, где пенсионеры выгуливают своих собак. Потом я пошел в храм в Беркли и там мне стало ещё тоскливее, потому что по-крайней мере первый храм в Америкe, который я увидел на Карл-стрит в Сан-Франциско был маленьким, ну хорошо - два человека там жило. А Беркли это город-спутник Сан-Франциско, буквально может быть в получасе или в часе езды от Сан-Франциско. Роскошный мегаполис Беркли и там был огромный, гигантский храм. Там были установлены те самые изначальные Божества Джаганнатха, которые сделал Шьямасундра и этот храм обнаружить пустым было еще больнее.
Там вообще никого не было. Этот храм, который явно знал лучшие времена производил до такой степени удушающее, угнетающее впечатление что я подумал куда все делось? Шрила Прабхупада приехал сюда и все куда-то растворилось. И потом я проехал по всей Калифорнии, доехал до Сан-Диего Там все было, может быть, не так плохо, особенно в Лос-Анджелесе, но тем ни менее ИСККОН тогда в конце 80-х начале 90-х годов переживал в Америке очень серьезный кризис.
Я проехал по всей Калифорнии, потом оказался в Вашингтоне и там я тоже увидел картину достаточно угнетающую. Но я сейчас рассказываю не об этом. Я сейчас вспоминаю чувство, с которым я уезжал из Америки. Чувство это был очень светлым. У меня было воодушевление очень большое. И я сейчас хочу сказать почему. Не смотря на эту картину внешней разрухи и несмотря на мое очень угнетающее первое впечатление,несмотря на то что мне поначалу показалось что как бы холостой выстрел получился.
Шрила Прабхупада вложил столько сил и на внешнем уровне ничего не осталось: ни храмов, ни каких-то былых толп, которые за этим идут; ни людей, которые живут в храмах, бегают распространяют книги. Всё как будто бы ушло, кануло, как будто бы Кали-юга на минуточку отступила и потом опять полностью собралась, перегруппировалась, заняла новые позиции и всё - не осталось ничего. Где всё?
Так вот, это удивительное чувство, с которым я уезжал из Америки о том, что все нормально, все будет нормально, что ничего ровным счетом, что всё это ерунда, оно сложилась у меня потому что я встречался там с несколькими учениками Шрилы Прабхупады и встречи их зародили в меня такую уверенность, которую не смогли победить тысячи внешних впечатлений.
Я увидел что выстрел Шрилы Прабхупады был не холостым что он оставил после себя удивительных преданных, которые будут идти за ним во что бы то ни стало, чтобы не случилось, они абсолютно нормальные, они очень чистые в своих устремлениях и я понял что бхакти никуда не ушло, оно находится там где оно должно находиться, потому что оно ни в каком другом месте не может находиться, ни в каком другом месте жить не может.
Бхакти не живет в зданиях кирпичных как бы они ни назывались - храмом или не храмом. Бхакте не живет в каких-то внешних проявлениях даже в фестивалях, хотя конечно фестивали нельзя называть внешними. Бхакти живет в сердце и это светлое чувство которое у меня осталось... Да, я увидел там еще, тоже любопытная деталь... Я увидел там саньяси из тогдашнего Нью-Вриндавана, облаченных в какие-то францисканские или доминиканские робы с капюшонами, в каких странных одеждах.
Но несмотря на массу этих внешних впечатлений, которые как бы свидетельствовали о болезни или о кризисе, тем не менее я почувствовал что-то другое. Это что-то другое, эту уверенность в меня вселили встречи всего с несколькими людьми. Я даже со многими-то людьми такого уровня не встречался.
Я встретился с Дравидой прабху в Сан-Диего, с Натараджем прабху и потом с Анутамой прабху в Вашингтоне и буквально еще с несколькими преданными - даже просто с обычными грихастхами и каким-то чудом Кришна дал мне почувствовать что вот оно бхакти и что Шрила Прабхупада оставил след и этот след внешне проявится, причем очень скоро проявится и мы видим что прошло 27 или 28 лет с тех пор как я там был и ИСККОН там по-прежнему жив, он оживает, открываются какие-то новые храмы, приходят новые люди, распространение книг в Америке живет, но критерий не этот.
Критерий это та самая решимость в сердце и в тот самый момент когда я стал анализировать все это и я, собственно, понял почему в нашей философии так подчеркивается служение вайшнавам и каким вайшнавам мы должны служить. По очень простой причине, потому что когда мы служим вайшнавам, мы служим не вайшнавам как неким материальным телам или еще чему, - мы служим бхакти, которая живет в их сердце и так как эта энергия бхакти, внутренняя энергия Кришны неотлична от самого Кришны, то это самое могущественное служение.
По сути дела, служа вайшнавам, которые полностью посвятили свою жизнь служению великим вайшнавам, великим ачарьям прошлого, в нашем случае Шриле Прабхупаде, - мы служим Кришне гораздо более прямым способом чем когда мы служим Ему в образе мурти, потому что мы служим его внутренней энергии и Кришна здесь говорит об этом. Кришна говорит что если ты увидел такого человека, преисполненного решимости, это значит что так или иначе,
йадричхайа как говорится в Одиннадцатой Песне Шримад Бхагаватам, по той или иной причине, иначе говоря по беспричинной милости Господа, этот человек получил порцию внутренней энергии бхакти, сердце его поменялось, сердце его перевернулось на 180 градусов.
И так как его сердце перевернулось, если мы искренне служим такому человеку, то в конце концов станем похожими на него и тот же самый переворот произойдет в нашем сердце. Рано или поздно, постепенно-постепенно мы придем к этому состоянию, как Шрила Прабхупада объясняет в конце комментария, что в общем-то очень быстро, достаточно быстро, человек сможет сосредоточиться на Кришне если он будет служить бхакти в сердцах других вайшнавов
Бхагавад-гита 9.30.
Лекция 2 30 июля 2017, Магдалиновка