Веды очень интересно описывают, что в предыдущие времена гуны материальной природы были разнесены. Они не были так сильно смешаны. Кришна объясняет, что гуны всегда смешанны, в материальном мире они всегда смешанны. Но предыдущие века: Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга, там все более менее ясно и благость - это благость. Если кто-то находится в благости, ясно и невозможно спутать. Если кто-то находится в невежестве, тоже все ясно и трудно спутать.
Если кто-то находится в страсти, то тоже все очень ясно. Иногда когда мы читаем эпос и итихасы, «Рамаяну» и даже «Махабхарату», мы можем видеть эти типы, хотя в «Махабхарате» все уже гораздо перемешано. Но в Рамаяне это кажется даже каким-то гротеском. Если Рама, то он совсем хороший. Если Равана, то уж такой, что уж печать негде ставить, - ну такой плохой. Но такова характеристика века. В предыдущие века именно такие люди порождались.
Сейчас в Кали-югу все смешалось, все стало серым. Нет ни сильных, ни красивых людей, демоны, конечно, есть, но тоже нечета Раване, не дотягивают они до этого. Стараются конечно, но не получается, все смешалось. Заметили, да? Что все смешалось, все сблизилось, и человеку очень сложно отличить одно от другого, все стало серым. Собственно наш век именно этим характеризуется, характеризуется полным стиранием каких-то границ. И чем дальше Кали-юга идет, тем больше стираются границы. Чем дальше идет Кали-юга, тем всё серее становится.
Хорошее уже непонятно, хорошее оно или не хорошее, может хорошее, а может плохое. Плохое, ну тоже вообще непонятно, смотря как назвать, так. И в демократии, в конце концов, все решается голосованием. Если проголосуем и назовем хорошее плохим, то хорошее станет плохим, а плохое станет хорошим, потому что, в конце концов, главная ценность - это демократия. Демократии, не в какие другие века не было, это изобретение или прерогатива, исключительная привилегия Кали-юги.
Бхакти Вигьяна Госвами,
Рамаяна (2.4.2009)