Вопрос: Скажите, пожалуйста, как быть с таким явлением как искусство? С одной стороны оно часто создается не вполне святыми людьми, а с другой стороны через стихи, песни можно соприкоснуться с красотой, вечностью. Как правильно соприкасаться с этим, не впадая в материальное наслаждение?
Ответ: Любое настоящее искусство - это Бог, это проявление Бога - это несомненный факт. Бог действует через какого-то человека, который создает красоту. И любой человек, который создает ее, на вопрос - кто это сделал, ответит - это не я сделал. Если вы возьмете хорошего поэта (если у вас есть какая-то чуткость), то поймете, что любой хороший поэт - он профессионал в том числе. Профессионал - значит, что он может вам сварганить неплохие стихи на заданную тему.
Но читая его стихи, вы всегда отличите - это вот он написал с помощью своего профессионализма, а это к нему «пришло». Оно пришло через него потому, что у него есть определенное качество. Как Кришна говорит - нимитра бхава савья сачим, ты меткий стрелок из лука, поэтому
я буду пользоваться тобой как инструментом. Для достижения определенной миссии Кришна пользуется и другими как инструментом в том числе.
И всегда можно понять - читаешь Ахматову, и видно - хорошо придумано, отлично придумано - ничего нет, а это вот - «пришло», это не придумано, это настоящее что-то, что через неё «пришло». Точно также тут, когда мы говорим - мы говорим от себя, и даже хорошо говорим - материальная харизма, красноречие, еще что-то такое - никакой ценности нет. А иногда Кришна через нас ничтожных тоже говорит, через нас недостойных, через любого может это делать.
Поэтому надо понимать, что Бог может проявлять Себя везде и надо научиться отличать - когда это Он, а когда это просто некая материальная вещь. Какие-то вещи приходят и приходят непонятно откуда. Ну, можно что-то придумать, это будет придуманной вещью, даже профессионально, хорошо придуманной.
Так что искусство - это хорошая вещь, и да, к сожалению, оно далеко не всегда святыми людьми на свет производится. Настоящее искусство - это искусство. И, в конечном счете, в настоящем искусстве всегда есть духовная основа. Есть картина, которая всякий раз, когда я ее вижу - поражает меня, правда я давно уже ее не видел. Это «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Если кто-то скажет, что там нет Бога, то это будет большая ошибка. Там есть очень много всего и Бог там проявился через эти краски
Б.В. Госвами. Даршан для учеников, 24.5.2015