Возможно ли оправдание Бога из-за наличия зла?

Apr 14, 2022 10:31

Прежде чем начать говорить на эту тему, надо сказать, что тема эта вечная, и в какие-то моменты она становится очень актуальной. В какие то моменты мы разрешаем её легко, потому что у нас всё хорошо, и вокруг нас всё хорошо, и тогда мы очень легко откидываем эту проблему - проблему зла в этом мире, проблему страданий, проблему бед.

В религиозных кругах эта проблема называется проблемой теодицеи, и она считается практически неразрешимой. Теодицея - буквально значит «оправдание Бога». Почему столько зла в этом мире, почему столько боли в этом мире, почему люди страдают и иногда невинные люди, дети и так далее?  И я меньше всего хотел бы, чтобы мы давали некие штампованные ответы.

У нас есть хорошие отштампованные ответы: карма, хороших людей нет, невинных людей нет. Но эти ответы, когда они идут из какого то такого забюрократизированного теологического пространства, они обычно никого не утешают и не убеждают. И поэтому мы постараемся насколько это возможно честно говорить на эту тему, и не на основании просто каких то теоретических установок, а на основании опыта.

Слава Богу или не слава Богу, но какой-то опыт страданий у каждого из нас есть, и каждый из нас так или иначе отвечал на этот вопрос себе в разные моменты своей жизни. Иногда он браковал этот вопрос до лучших времён. То есть мы попытаемся с Ватсалой или с вами вместе говорить на эту тему, опираясь на какой то собственный опыт.

Но тут, конечно, нельзя в самом начале не вспомнить Ивана Карамазова с его слезинками детскими, его рассказ, раздирающий душу, про девочку, которую её собственные родители - пятилетнюю маленькую девочку - её собственные родители запирали в нужнике в качестве наказания, мучили. И долго Иван Карамазов рассказывает эту историю про то, как эта бедная девочка, не понимающая вообще, почему с ней так обходятся, плакала там долгими ночами и при этом молилась Богу.

И эта история со слезинками девочки с точки зрения Ивана Карамазова была достаточным основанием для того, чтобы отвергнуть Бога полностью.  Это один из выходов, один из возможных вариантов разрешения проблемы зла. И очень часто люди прибегают именно к этому выходу, они говорят: «Бога нет». Ну и как бы немножечко спокойнее становится на сердце. Ну если Бога нет, будем как то разбираться с этим безобразием сами.

И, соответственно, будем искать виноватых здесь, будем искать тех, кто ответственен за все эти страдания, и будем наказывать, разбираться с ними, и таким образом, в общем то, по сути дела, увеличивать количество зла. Потому что все эти самосуды или не самосуды - неважно, попытки навести справедливость здесь, своими средствами, они, как правило, только ещё бОльшую несправедливость городят.

Это один возможный вариант.  Другой вариант, к которому прибегают люди, верующие в Бога и пытающие Его защитить, - это то, что да, Он хороший, ну вот просто не может Он. Он благонамерен, Он вместе с нами страдает, мучается, но положить конец этому не может. Это решение до какой то степени тоже утешает, но, естественно, что не до конца, и как то всё равно остаётся некая неудовлетворённость.

Естественно, Бог, который может, но не хочет избавить нас от страданий - это уж совсем какой то архаический Бог, в которого могли верить люди в доисторические времена, но мы с вами просвещённые люди, ну никак в такого Бога верить не будем.  И, наконец, есть ещё какой вариант из этого из всего? То, что Бог всемогущий, Бог справедливый, Он милосердный, Он есть, но страдания почему-то тем не менее происходят.

То есть мы как бы защищаем Бога, говорим: «Нет нет, у Него всё в порядке, Он и всемогущий, и милосердный». - «А почему они происходят?» - «Ну, вот давайте отложим этот вопрос на потом. Когда нибудь, может быть, мы на него ответим».  Ещё раз, почему приходят такие периоды в нашей с вами жизни, индивидуальной жизни человечества, в жизни наших стран, в каких то больших коллективах, когда вот этот вот последний вариант не проходит, отвечать как то надо. И желательно найти ответ не просто в книжке, а внутри у себя в сердце. Это, собственно, та проблема, вокруг которой вертятся все вопросы, заданные нам, в связи с этим.

Бхакти Вигьяна Госвами, Встреча СИНДУ 27.03. «Как относиться к тому, что случается в этом мире с нами и с другими людьми?»)

Бхакти Вигьяна Госвами, теодицея, Достоевский

Previous post Next post
Up