Этимология слова поражение

Mar 05, 2022 07:02

...Если кто-то побеждает, то это благодаря только Твоей милости. Если кто-то терпит поражение… санскритское слово поражение - параджайа. Теперь ясно, откуда русское слово поражение. Джайа - значит победа, параджайа - значит поражение. Русские не знают, когда его произносят. Кродха тава параджайа, если кто-то терпит поражение, то это результат Твоего гнева.

Тот же самый стих произносит Санджая в самом конце «Бхагавад-гиты», где он говорит, что там, где Ты, там, где Кришна и где Арджуна, всегда царит победа. И когда Юдхиштхира произнес эти слова, характерен ответ Кришны на эти слова. Кришна сказал: «Я так и знал, что ты это скажешь. Только преданный может говорить такие вещи. Только преданный никогда не приписывает победу самому себе, но всегда винит себя в чем-то плохом, что случается с ним».

И поэтому Юдхиштхира был безутешен. Он все время перебирал в своей памяти события минувшие, и винил себя в том, что произошло. И даже Кришна не мог утешить его. Разумеется, мы знаем, что Кришна сознательно сделал так, что Арджуна не утешал, Юдхиштхира не утешался. Он хотел предстать перед Бхишмой, он хотел увидеть Бхишму в момент его ухода, чтобы таким образом проявить свою милость по отношению к своему преданному.

И ради этого была устроена вся эта история. И поэтому, чтобы утешить Юдхиштхиру, они все вместе из Хастинапура отправились снова на Курукшетру. Проехали большой путь. И замысел Кришны гениальный. Юдхиштхире множество людей говорили: «Ты ни в чем не виноват». Даже его собственная жена, что очень редко. Обычно нашей совестью бывает наша жена. Она все время говорит нам: «Ты во всем виноват». Даже Драупади говорила ему: «Ты ни в чем не виноват! Муж мой, не кори себя. Какой смысл тебе есть себя поедом? Ты безгрешен».

Вьясадев пришел к нему. Вьясадев - духовный учитель. Вьясадев говорил ему: «Ты ни в чем не виноват». Юдхиштхира не слушал этого… потому что он слушал, но разум не проявлялся в нем. На самом деле что происходит сейчас, или произойдет сейчас, через некоторое время, когда Бхишмадев начнет говорить, разум Юдхиштхиры, погруженный сейчас в скорбь, прояснится.  Мы знаем, что Кришна в самом начале «Бхагавад-Гиты» осудил Арджуну за то, что он погрузился в скорбь, потому что скорбь бесплодна.

Но в то же время в данном случае, эта скорбь, она имеет достаточные основания. И Кришна для того, чтобы избавить Юдхиштхиру от этой скорби, парализовавшей его и мешавшей ему действовать, Он повез его к Бхишмадеве. И логика была такова: «Хорошо, Юдхиштхира, ты не слушаешь меня, ты не слушаешь Драупади, ты не слушаешь Вьясадева, ты не слушаешь своих братьев. Понятно, почему ты не слушаешь их, - потому что они сражались на твоей стороне».

И, как правило, последователи всегда оправдывают своего лидера. Ученики всегда оправдывают своего духовного учителя. Он ни в чем не виноват, ясное дело. Все остальные виноваты. Юдхиштхира, будучи честным человеком, его эти аргументы не убеждали. Какой смысл, это мои челы. Ясное дело, что им еще говорить. Они будут говорить, что… мои приспешники… они будут говорить: «Да, конечно, все хорошо».

Кришна ведет его к Бхишме, потому что Бхишма сражался на другой стороне. И он знает: если Бхишма скажет: «Ты ни в чем не виноват», Юдхиштхира не может не услышать это. Он знает, что слова Бхишмы прозвучат гораздо более убедительно для Юдхиштхиры, и именно Бхишма сможет просветлить его разум.

Как говорится здесь, в «Шримад-Бхагаватам», разум, или способность различать хорошее от плохого, может быть покрыт эмоциями. Иногда эмоции тоска, страсть, или еще какие-то сильные вещи, закрывают, или затмевают разум, способность человека видеть: это хорошо, а это плохо. И здесь Бхишмадева должен будет сделать это по отношению к Махарадже Юдхиштхире...

Полностью: Бхакти Вигьяна Госвами, Шримад-Бхагаватам 1.9.6-7, Юрлово (5.7.2007) Диск 91, л. 7

Бхакти Вигьяна Госвами, Арджуна, Кришна, Юдхиштхира

Previous post Next post
Up