Духовная практика (садхана), препятствия и методы их преодоления 2

Feb 22, 2022 16:02

image Click to view



Продолжение. Начало

Поверхностный киртан, поверхностное понимание философии, поверхностные отношения основанные на каких-то очень схематичных вещах. Вот и собственно что должно произойти в процессе бхакти или в процессе анартха-нивритти. Эти анартхи, которые заложены очень глубоко и в которых, мы как правило, не отдаем себе отчета, должны уйти. Мы как правило даже не знаем до какой степени мы недоформированы, потому что мы не понимаем или всё равно не понимаем эту вещь до конца.

Как у Равиндры-сварупы прабху был семинар "Лечение душ в общинах вайшнавов", где он говорил как раз об этом. Анартха-нивритти - это лечение души нашей, избавление от ненужного; от того, что приносит страдания. Беда в чем заключается? В том, что все наши анартхи для нас субъективно являются артхами. Это некая ценность, они доставляют нам страдания - несомненный факт, но при этом они создают нам зону комфорта. Мы не знаем как действовать вне и помимо этих анартх и поэтому мы любой ценой держимся за них.

Почему так сложно этому проходить? Мы говорим: - Харе Кришна! Забери Кришна! Хари, забери! А Хари не забирает и мы думаем почему Он не забирает? А Он не забирает, потому что мы говорим забери, но при этом don't minend - не имеем это ввиду, не подразумеваем это. На самом деле мы не хотим чтобы он забрал, потому что мы не знаем как действовать без этого. Забери у нас наши анартхи и что останется? Ничего не останется! Хотя бы анатхи есть сейчас, а так ничего не будет. Анартхи для нас артхи, анартхи для нас являются ценностью, потому что они помогают нам хоть как-то действовать в этом мире, хоть что-то получать, хоть какое-то счастье получать.

Поэтому что должно в конце концов произойти в процессе этого анартха-нивритти? В процессе анартха-нивритти эти программы должны замениться. Они очень сложно уходят, потому что еще раз - мы держимся за них. И держимся по-разному. Мы держимся за свои программы по разному. Есть разные способы удержаться на каком-то уровне. Один способ, ну скажем так самый доступный, - это оправдать себя: все нормально, все хорошо, я не хуже других.

Посмотреть вокруг и подумать, что не все так уж у меня и плохо: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама, - ну и в принципе все нормально. (Повторяет скороговоркой шёпотом в спешке, бум!) Шестнадцать кругов, - всё в порядке, все хорошо. Очередной кандидат в вечные возлюбленные Кришны свой долг на сегодня выполнил - шестнадцать кругов прочитаны, не приставайте больше ко мне с вашими вещами.

Ну или один из способов это сделать - зафиксировать свой уровень и продолжать практиковать сознание Кришны на этом уровне в зоне своего комфорта, - то есть, в сущности, в царстве своих анартх; и где-то между анартхами, вместе с анартхами мы практикуем. Анартхи тоже практикуют, все в порядке - мир, тишь и благодать Божья, все хорошо все нормально.

Ну и так можно дожить и мечтать что вот в конце жизни я скажу: - Харе Кришна! - и вь-ю-х, как ракета моя душа полетит к Кришне! С космодрома произошел запуск очередной ракеты прямо в духовный мир! Это один способ хороший, нормальный. Есть другой способ это так или иначе представить себе что я уже свободен от этих анартх, что их нет. Как страус зарывает голову в песок или кролик закрывают ушами глаза. Какая-нибудь лиса или змея, а кролик: "У меня всё в порядке".

То есть человек так или иначе делает вид, ему сложно соприкоснуться со своими проблемами по-настоящему, ему сложно посмотреть им глаза, страшно. Реально страшно. Представьте себе столкнуться с этой пустотой, столкнуться с ещё чем-то, с какими-то другими вещами. Поэтому не хочется это делать, сложно это делать. Поэтому гораздо легче сделать вид что все нормально и что вот я люблю Кришну и в принципе можно до какой-то степени практиковать сознание Кришны на этом уровне тоже, но беда заключается в том, что все равно эти нерешенные проблемы будут оттягивать энергию.

Если мы посмотрим на людей, которые достигли чего-то, мы можем увидеть, что у них энергия которую они направляют в практику сознания Кришны её много. Её реально очень много и у них все эти глупости энергию не оттягивают, а у нас мы слышали об этом идеале безоговорочного предания себя, полной шаранагати, когда человек отдает себя, но очень сложно, отдавать себя, если я не знаю кто я такой. Ничего я дать-то не могу и непонятно за что держишься - за какие-то обрывки.

Этой внутренней щедрости нет и очень часто попытки это сделать вид что этого нет очень часто оканчиваются достаточно трагически. Они оканчивается тем, что человек перегорает, он опять же не получает то, что нужно. Он не получает того удовлетворения, которое по идее он ждет и которое придет если его не ждать. Удовлетворения нет, полноты нет и люди разочаровываются.

Что ещё происходит? Они начинают смотреть вокруг, они видят других людей и при этом они слышат эти разговоры, люди становятся циниками. Я к сожалению видел это. Это на самом деле наша беда, потому что у нас очень много возвышенных разговоров. Эти возвышенные разговоры - хорошая вещь с одной стороны, но с другой стороны, когда человек слышит слишком много возвышенных разговоров неподкрепленных реальным опытом, висящих в каком-то безвоздушном пространстве и красивых самих по себе, до поры до времени ему хватает и его удовлетворяет сама красота того, что рассказывают, но если он не видит как эта вещь проявляется в его реальной жизни и в реальной жизни других людей он может очень легко стать циником, превратиться в циника.

Сказать: - Да, да, да, мы слышали это. Да, да, да, да, да, да, да... Этот поворот на 180 градусов... Причем очень часто, человек говорит тут о возвышенных вещах и вдруг он... Сейчас у меня перед глазами один очень интересный пример. Человек потрясающе говорил, он раскрывал такие тонкости философии, которые ну просто прям, вот дух захватывало.

Иногда можно присутствовать при этом и повторю ещё раз, что иногда поначалу этого хватает, - когда мы просто слышим эту красоту, или от описания этой красоты у нас захватывает дух. Что случилось с этим человеком? Действительно, его катха было поразительной. Реально, я немного слушал, но я слушал несколько вещей, я поражался его глубине, его пониманию, его всему остальному.

Вдруг этот человек ни с того, ни сего, неожиданно, на 180° переворачивается и начинает катить бочку и одно из его обвинений по отношению к Гаудия-сампрадае...

Слушайте, очень важное обвинение, потому что оно как раз этот момент иллюстрирует. Его обвинение по отношению к Гаудия вайшнава сампрадае в чрезмерной высокопарности, что люди много высокопарных вещей говорят. Что это реально значит? Реально это означает, что человек находясь здесь слушал это, его тоже это наверняка резало, но он, подчиняясь некой общей культуре, пытался говорить, может быть даже превзойти других в высокопарности или в каких-то вещах, но потом в конце концов ему стало не хватать чего-то, какой-то реальной жизни во всем этом и, не получив этой реальной жизни, он стал обвинять других в высокопарности.

Он, тем самым, говорит - у них тоже нет никакого опыта, это все ни на чем не основано.

Это конечно же глупость. Естественно, что все эти вещи они не на пустом месте возникли. Это не просто некая выдумка какого-то праздного высокопарного ума, который придумал возвышенные вещи. Нет, это отражение реального опыта, но человека этот реальный не получил сам по той или иной причине, в силу тех или иных вещей, а прежде всего именно потому, что он не прошел какие-то вещи, не заделал какие-то дырки в своем сознании, или заделав дырки в своем сознании, не получил удовлетворения и не получив удовлетворения, он компенсирует этот недостаток удовлетворения за счет оскорблений.

Почему? Это тоже поразительная вещь. Я не знаю как в других сампрадаях, в христианстве или еще где-то, но столько оскорблений, сколько среди Гаудия вайшнавов, я нигде в другом месте не слышал. Может потому что я не был мусульманином или христианином или еще что- то, но этот факт - столько оскорблений, столько грязи и столько попыток так или иначе погружаться в какие-то чужие недостатки я не знаю нужно поискать другое место, где это всё плодиться. При том, что мы слышим снова, снова и снова: "Оскорблять нельзя!".

Почему? Потому что удовлетворения нет. Оскорбление это же удовольствия очень большое. Когда мы унижаем других, оскорбляем других, опускаем других и это делают кто? Это делают люди, у которых вакуум внутри. Их вакуум внутри так или иначе не заполнился несмотря на попытки заниматься духовной практикой и он не заполнился в других каких-то сферах и собственно что я постоянно пытаюсь сказать и никак не дойду до этого момента все время возвращаюсь на описание проблемы. Надо же решение дать этому всему, а не просто проблему описывать.

Собственно, хочу я сказать только то, что спасение утопающих дело рук самих утопающих
Что надо понимать, что ситуация сложная и что не выйдет просто довольствоваться тем, что у меня есть, - это иллюзия и не получится просто притворяться что проблем нету надо попытаться помочь друг другу решить эти проблемы и собственно для этого надо попытаться помочь друг другу стать более зрелым человеком. К Кришне могут попасть только зрелые люди.

В нескольких Евангелиях есть Нагорная проповедь, где Иисус Христос говорит о том, кто может попасть в Царство Божье: "Не попадёте туда, пока не станете как дети". Я добавлю: - Пока не станете как взрослые тоже не попадете. То есть и то и другое нужно. Стать как ребенок, значит обрести некую простоту и бесхитростность, невинность, чистоту.

Стать как взрослый, значит приобрести некую внутреннюю зрелость, ответственность и нежелание обвинять других в своих недостатках, желание принять ответственность на себя, потому что Царство Бога - это царство служения и все служат, а простой факт заключается в том, что пока у меня нету внутренней опоры где-то глубине, я служить не могу, потому что меня самого нет. Еще раз - мой сат, тот самый сат, который есть душе превратился в асат.

Вернее программы в моем уме пытаются этот сат превратить в асат и современное общество, повторяю еще раз, не знаю в который раз, но оно целенаправлено на то, чтобы сильных людей убрать, чтобы как можно больше таких вирусных программ в сознании человека было, асат,- программ на несуществование, программ на недосуществование, на недоделанность. И нам нужно здесь попытаться вырасти. Каким образом люди растут? Если взять для начала как материальный пример общество варнашрамы, то это общество, в котором у каждого человека есть ясное место, ясная ответственность и главное - есть ясные отношения, которые связывают его с другими. Этот - старший. Он - всегда будет старшим, чтобы не случилось.

В Махабхарате есть разные эпизоды, когда Бхима кричит: - Да этот ачарья Дрона давно уже перестал быть ачарьей и надо его убить! И да, в каком-то смысле да, но если вернуться, чисто сам конфликт почему возникает? Для нас с вами ачарью, не ачарью убить вообще никаких проблем нет - кого угодного убьём - не физически, так на Фейсбуке. Не проблема: оболгём, обольём грязью, ещё что-то такое. Но у них-то что было? Что у человека есть некий перманентный статус в сознании, поэтому Арджуне так сложно было. Когда мы читаем эту первую главу, эти муки его, они как раз связаны с этим.

Но я сейчас хочу сказать, что нам не нужно торопиться убивать Дрону и Бхишму. Нам нужно сначала вступить в эти правильные отношения, потом бхакти над этим превзойдет, то есть я уже буду относиться к Бхишме не как к Бхишме, а как к тому, кто связан с Кришной определенными отношениями. Но суть-то в том, что моя способность вступать в отношения, в том числе и в отношении с Богом начинается с того, что я правильно могу вступать в отношения с другими людьми.

Это значит, что есть некая стабильность в этих отношениях. Понятно что о стаи-бхаве не может быть и речи. Кришна об этом говорит: "Он сегодня твой гуру, завтра он не твой гуру, потому что он поменяет тело". Там не может быть постоянных отношений, но ровно настолько отношения постоянны, насколько в них нужно вступать, потому что иначе мы не сможем вступить в постоянные отношения с Кришной.

И это реально означает еще раз что у нас есть общество, нас есть отношения, у нас есть обязательства в этих отношениях, потому что каждые отношения это обязательство и в этих отношениях я стараюсь так или иначе свои обязательства исполнять и радоваться этому и получать удовлетворение от того, что я свою часть дела сделал. То что другой не делает - это не моя проблема, - это его проблема. У меня будет проблема, если я не буду действовать сам в соответствии с этим долгом или с этими представлениями, потому что всякий раз когда я действую таким образом, я укрепляю самого себя, я укрепляю свой ум, ум становится сильнее. Сильный ум - это важная вещь. Сильной в хорошем смысле этого слова. Сильный не значит капризный ум, ум с которым разум не может совладать.

Сильный ум, значит который действительно понимает свое место и понимает что вот тут он может говорить, тут он не должен говорить. Вот и собственно в этом суть. В процессе анартха-нивритти мы должны эти программы преодолеть. Программы на некую постоянную претензию к другим, к обществу вайшнавов: "Почему обо мне не заботятся?", "Обо мне не позаботились", "Почему вы мне не написали письмо, когда я больше всего в этом нуждался?" Я сидел в нуждался, а мне письмо никто не написал. Есть правильный этикет или правильная форма поведения, которая помогает нам стать сильнее.

Один из элементов этого заключается в том, что если младшему что-то нужно от старшего он должен прийти и сказать это старшему. Он не должен ждать когда старший догадается что ему что-то нужно. Он не боится сказать: - Мне это нужно, я нуждаюсь в этом. Он не не комплексует по этому поводу, но инициатива должна исходить от него. Точно так же как в отношениях с Кришной инициатива должна исходить от нас.

Кришна не навязывает Себя. Кришна ждёт. Кришна говорит: само ’хам сарва-бхутешу на ме двешйо ’сти на прийах йе бхаджанти ту мам бхактйа. Он ждёт, когда кто-то начнет бхаджан, когда кто-то начнет поклоняться Ему с любовью, чтобы начать по-другому проявляться в Его жизни, но начать должны мы. Первый шаг должны сделать мы. Это важный момент. Кришна не будет делать шаг. Он будет говорить: само ’хам сарва-бхутешу на ме двешйо ’сти на прийах - не хочешь иметь ко Мне отношения никакого, - ради Бога, у Меня никаких проблем нет. У тебя есть полное для этого право.

Ну то есть я не знаю наверно много еще можно говорить по этому поводу. Мне хотелось сказать несколько слов потому что в конце концов от этих ложных программ и ожиданий человек должен избавиться. Эти ложные программы должны замениться на правильные программы, но для того чтобы это произошло... Это очень важный момент. Человек должен на каком-то очень глубинном уровне почувствовать и осознать что Кришна уже дал ему то, что нужно. Почему у нас эти программы возникают? Потому что нам кажется что нам недодали, но Кришна нам дал всё что нужно и если мы поймем этот момент что Кришна даёт нам то, что нужно. Если мы как Общество будем помогать другим получать то, что нужно, остановиться зрелее и взрослее, то тогда все будет гораздо веселее.

Аудио: Садхана, препятствия и методы их преодоления 15 апреля 2018, Говардхан

Бхакти Вигьяна Госвами, Христос, Кришна

Previous post Next post
Up