Встреча с окружающими

Feb 19, 2022 14:16

image Click to view



Я думал над какими-то очень важными вещами благодаря тому, что принял на себя обязательства рассказать о трёх встречах, которые должны состояться на нашем духовном пути: встреча с собой, встреча с Богом и встречи с другими людьми. И эти размышления, изучение каких-то книг, лекций дали очень много мне самому. Сегодня у нас с вами третья встреча, третья встреча с вами на этом ретрите и третья встреча - встреча с другими людьми, о чём мы будем рассказывать. Но в начале мне хотелось в двух словах напомнить о чём шла речь в первых двух лекциях. Я понимаю, что может быть для вас это не так актуально, вы совсем недавно прослушали их.

Я рассказал этот материал уже давно, мне нужно самому напомнить себе о чём шла речь там, но я думаю что и вам, слушателям тоже будет полезно оглянуться немного назад.  Мы говорили с вами в первом нашем разговоре, в первой беседе о том, что человеку очень трудно по-настоящему соприкоснуться с самим собой именно потому, что он привык проецировать вовне какие-то образы самого себя. Он толком не знает кто он, он запутался во всех этих играх, потому что с самого детства он пытался подстраиваться под мнение других, он утратил некую невинность. На самом деле человек рождается невинным.

Понятно, что в соответствии с законом кармы невинных в полном смысле этого слова нет, но, тем не менее, Кришна даёт каждому человеку некий период невинности, когда карма ещё не действует очень сильно на него, и в этом состоянии человек просто играет. Это, на самом деле, естественное состояние души. Ребёнок счастлив, он естественным образом счастлив, он играет, он изображает из себя иногда что-то, он примеряет на себя какие-то роли, но делает это в высшей степени невинно, не пытаясь никого обмануть и в том числе не пытаясь обмануть самого себя. К сожалению, потом происходит приручение этого естественного ребёнка, который естественным образом счастлив.

И взрослые, к сожалению, несчастные как правило (все взрослые несчастные, каждый по-своему), начинают вытравливать в этом маленьком существе его естественное счастье - начинают дрессировать его, начинают требовать от него что-то, чтобы он соответствовал каким-то их представлениям об идеале, о том каким должен быть человек. Так что очень скоро маленький ребёнок забывает о том, кто же он такой, разлучается со своей этой естественной радостной счастливой природой.

И разлучившись с собой, он превращается в некоего человека, с какими-то паразитическими программами внутри. Это проявляется самым разным образом, но одна из таких паразитических программ - это то, что мы постоянно судим сами себя.   Мы столкнулись с этим суждением со стороны взрослых, которые осуждали нас, говорили, - «так нельзя, это - плохо, это неправильно», без бескорыстного принятия.

Мы недополучили в самом начале, к сожалению, этой энергии бескорыстной любви, бескорыстного приятия и уважения к себе как к личности. Это, к сожалению, то, что отсутствует во взаимодействии между людьми. Мы не можем видеть в другом человеке полноценную личность и уж тем более мы не можем видеть полноценную личность в ком-то, кто по определению зависит от нас, кто более слаб, кто менее развит, в маленьком ребёнке. Мы начинаем смотреть на него свысока, начинаем спускать на него некие нормы, правила.

Мы его судим и приучаем  человека самого судить себя. На самом деле, мы - самый беспощадный судья самих себя. Мы постоянно судим, мы постоянно бьём самих себя, потому что мы привыкли к такому обращению. И какая-то часть в нас является этим беспощадным судьёй в соответствии с каким-то немыслимым идеалом, который мы сами себе придумали - некий перфекционистский образ того, какой я должен быть. И мы могли это взять откуда угодно, в том числе из религиозных книг, ещё из чего-то.

Мы постоянно сравниваем себя с этим идеалом и постоянно видим болезненное несоответствие этого, и не понимаем, что, на самом-то деле Бог не так смотрит на нас, Бог не судит нас в соответствии с этим высочайшим идеалом. Этот высочайший идеал дан нам для того, чтобы могли дотянуться до него. Не судить себя, потому что когда мы судим себя, мы, наоборот,  ограничиваем себя. Бог верит в нас, Он знает, что в нас этот потенциал есть. Этот идеал, который мы встречаем, в том числе в духовных книгах Шрилы Прабхупады нужен не для того, чтобы мы осудили себя, не для того, чтобы мы сказали: “Я плохой, я негодяй, я никуда не гожусь, у меня нет никаких надежд”, а для того, чтобы мы обрадовались, что у меня есть такие возможности для роста, что я могу вырасти, что я могу стать таким.

Потому что Кришна видит это, видит, что мы все созданы прекрасными, Он видит нашу красоту. Мы не видим, мы судим. И какая-то часть в нас, как я уже сказал, становится этим судьёй, суровым, немилосердным, и мы проецируем эту часть себя на Бога. Мы думаем, что Бог - судья. Бог не судья. Да, Бог справедлив. Он даёт нам то, что нам нужно, даже не то, что мы заслужили. Он даёт нам, как Шрила Прабхупада говорит, гораздо меньше, чем мы заслужили. Он не судит нас этими категориями, но Он даёт нам возможность вырасти, потому что Он видит этот скрытый потенциал, который мы не видим из-за привычки судить себя, осуждать себя.

И вторая часть нас - это жертва. Судья и жертва, они живут в нас одновременно и мы думаем: «Да, так и нужно, я не заслуживаю быть счастливым». Иногда, когда естественное счастье вырывается из нашей души, когда мы хотим любить всех, когда мы хотим играть, когда мы хотим обнимать всех, все эти концепции нас тянут назад: «Ты куда? Ты должен оставаться в этом аду, в этом котле, который ты сам себе придумал». Мы становимся этими заложниками в эмоциональной тюрьме, которая возникла в результате неправильных отношений.

И я сегодня буду говорить об отношениях, о том как нужно пытаться строить отношения, чтобы человек не оказывался этим узником в одиночной камере эмоциональной тюрьмы, где он не понимает кто он, что он и только страдает там. На самом деле мы счастливы и эта естественная природа проявляется в человеке. Мы должны раскрыть эту естественную природу. И в этой естественной природе мы будем любить Кришну естественным образом, потому что Он - Кришна, Он - центр притяжения. Он счастлив, я счастлив, мы вдвоём ещё более счастливы.

Как говорится, что Один захотел стать Многим - экохам бахусьям. Для чего? Для того, чтобы делиться своим счастьем и для того, чтобы получать это счастье, которое в Нём внутри есть от других, и таким образом ещё больше радоваться и наслаждаться. Это- проблема. Это зияющая дыра, эти какие-то страдания, на которые мы сами обрекаем себя, какие-то вирусные программы, которые в нас есть. Непонимание что мы чувствуем, что мы на самом деле хотим, в чём мы нуждаемся мешает нам служить, потому что служение это, на самом деле, естественное радостное счастливое состояние души человека - прахаршаишйами санатха-дживитам [Стотра-ратне (43) Шри Ямуначарья, Ч.-ч., Мадхйа, 1.206].

Ямуначарья говорит в этом стихе, где он даёт определение дасья-бхавы или дасья-премы. Он говорит: «Когда же настанет такой день, когда я смогу прахаршаишйами - радоваться от того, что у меня есть такой хозяин - санатха-дживитам. Когда я буду нирантарах - постоянно служить Тебе и без каких-либо ожиданий». Это наша естественная природа и это, собственно, был первый урок - каким образом достучаться до своей природы и каким образом стать слугой.

Слуга это, на самом деле, естественное состояние живого существа от полноты, от свободы, не от того, что «нужно». К сожалению, то, что мы называем служением, это не служение, это прислуживание. Как говорит Грибоедов: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Служить мы все рады, потому что служение радостно само по себе, это некое естественное, ещё раз, радостное свободное состояние души. Мы все счастливы, когда мы служим по-настоящему, но мы были приручены прислуживать, выслуживаться, пытаться получить что-то взамен за своё служение и оттого мы несчастны, и оттого мы не можем служить.

И, когда мы приходим в общество преданных, мы тоже очень часто принимаем одно за другое, путаем служение с выслуживанием, с попытками восполнить свою неполноту и какую-то пустоту внутреннюю за счет одобрения других людей, за счет каких-то подачек, которые другие могут нам дать, не понимая, что на самом деле мы не нуждаемся ни в чём, мы нуждаемся только в любви, в настоящей любви, в чистой любви, в любви Бога и мы нуждаемся в том, чтобы эту любовь в самих себе найти, открыть, проявить. Это была наша первая встреча, где мы пытались понять, что нужно для того, чтобы этот идеал реализовался.

И сегодня будет естественное продолжение нашей первой встречи, потому что мы говорили тогда, что человек никогда не сможет встретиться с собой, если все остальные не будут помогать ему в этом, если в обществе преданных мы не найдём такую сангу, в которой люди будут не мешать нам, не закрепощать нас, а, наоборот, сангу, в которой человек сможет почувствовать настоящую свободу. Это не просто, потому что мы все, к сожалению, привыкли играть эти злые игры, играть в эти жестокие злые игры этого мира, когда мы насилуем других людей и мы будем говорить сегодня об этом очень много. Каким образом эта насильственная природа, болезненная природа человека тоже, к сожалению, проявляется в наших ежедневных взаимодействиях друг с другом. У нас была вторая с вами встреча, я так полагаю, что вчера она состоялась у вас.

В моём случае прошло несколько дней, когда я рассказывал об этом. Я говорил о встрече с Богом, о том, что мы не должны торопиться на встречу с Богом, что Он должен назначить нам свидание. Когда Он назначит, то надо бежать туда, но к этому свиданию надо подготовиться. И эта подготовка к свиданию с Богом, к этой встрече с Богом, означает доверие к Богу, когда мы стараемся это доверие к Богу, опять же, в себе пробудить. Сейчас мы не доверяем. Не доверяем Богу, не доверяем самим себе, не доверяем другим людям именно потому что у нас нет достаточного опыта этой бескорыстной любви и принятия от других людей. Поэтому мы не можем различить эту же любовь Бога, которая проявлена буквально во всём, которая проявлена здесь, в этом мире. Мы не чувствуем её, мы не благодарны....

Полностью текст

Бхакти Вигьяна Госвами

видео, Бхакти Вигьяна Госвами

Previous post Next post
Up