Вопрос плохо слышен
Бхакти Вигьяна Госвами: - Нет, всё что касается духа... Дух обладает качеством абсолютной свободы и поэтому всё то, что касается духа никоим образом не предопределено. Освобождение не предопределено. Хотя некоторые астрологи говорят, что у тебя тут прописано освобождение или ты освободишься в следующей жизни или через 100 жизней или ещё когда-то.
Но освобождение не предопределено. Каждый человек может обрести освобождение. Если он просто вспомнит о Кришне в последний момент по неизъяснимой милости Кришны, если он служит Кришне, то Кришна может войти в его разум в самый последний момент.
И Он войдёт в его разум в самый последний момент и никакой астролог не знает это, потому что Кришна не обязан отчитываться перед астрологами: "Я собираюсь войти в ум такого-то человека - это там у тебя записано". Нет.
Дух это сфера свободы. Сфера несвободы, сфера жестких законов, которые соответственно можно прочитать по определенным признакам будь то признаки отраженные на небе или на нашей ладони или нашем лбе или ещё где угодно - это сфера материи. И в материи всё очень чётко - там есть причина и следствие, но дух капризен по самой своей природе, дух может захотеть сделать что-то, что никоим образом невозможно будет предугадать и будучи абсолютным духом Кришне совершенно всё равно - Он абсолютно не обращает внимание на законы материальной природы.
Естественно, будучи Творцом этих законов, Он до определённой степени их соблюдает, но это не значит, что он связан ими и в большинстве случаев есть также определённые духовные закономерности, которые можно понять как они отражаются в материи, но всё равно это не связывает Кришну. Кришна может нарушить эти законы в любой момент, Кришна может спасти любого человека, Кришна может освободить любого человека если видит искорку и когда Кришна вмешивается в жизнь этого человека, это не предопределено кармой.
***
Когда мы обращаемся к Богу как к Сверхдуше, мы остаёмся в пределах нашей кармы, потому что Сверхдуша это элемент кармического мира. Сверхдуши нет в духовном мире, но как только мы поняли, что Бог это личность и личность значит непредсказуемость. Почему нам так нравится общаться с личностями и почему общение с компьютерами не доставляет такого удовольствия? Потому что компьютер очень сильно предсказуем. Поэтому люди закладывают туда какую-то непредсказуемость в него - все эти дурацкие игры. Но личность обладает этим качеством. Мы никогда не знаем чего ожидать.
Даже хотя до определённой степени, ибо мы обусловлены, можно предсказать что сделает человек, всё равно свобода остаётся - он может выкинуть какой-нибудь фортель и это делает жизнь такой интересной. Когда мы понимаем, что Бог именно такая личность, что Он абсолютно непредсказуем, абсолютно свободен. Иногда Он может откликнуться на наши желания, а иногда не откликнуться на наши желания. Он может исполнить - может не исполнить. Иногда может ни с того ни с сего прийти к нам, а иногда может не показываться перед нами и мы начинаем ценить Его как личность и тогда Кришна обращается к нам как к личности
Шримад-Бхагаватам 5.18.21 17 июля 2000, Пермь
***
В этом на самом деле прелесть. Дух непредсказуем. Дух вообще в принципе непредсказуем. Материя предсказуема, там есть какие-то законы, дух непредсказуем и возможности духа тоже абсолютно непредсказуемые
Литва (1.08.2009)
Даршан Диск 122, л. 8
***
Мы знаем, все предсказуемо, Кришна непредсказуем. Кришна непредсказуем! Одно мы очень хорошо должны понять - что в конечном счете Кришна желает нам только добра. Кришна непостижим и никто не может до конца понять Его плана. Поэтому Шрила Прабхупада пишет в комментарии очень интересным образом: что здесь Бхишма говорит, что никто не может понять замысел Кришны, даже если напрягается.
Джигйясу. Даже если человек хочет понять, все время хочет понять, ничего страшного в этом нет. И даже если он [I]кавайа[/I], если Он очень мудрый человек, он будет пытаться понять, но все равно он останется с носом - мухйанти кавайо апи - все равно он ничего не поймет. И Шрила Прабхупада пишет, что этими словами Бхишма опровергает сомнительные предположения Юдхиштхиры.
Исходя из чего Юдхиштхира горевал? Он говорил: “Мы виноваты, я виноват, все виноваты, вернее никто не виноват, я один виноват, все мои грехи, грехи, грехи.” Здесь он говорит: Если бы все было в грехах дело, трудно было бы это понять или нет? Не нужно быть большим мудрецом, чтобы понять, что это грехи наши, правильно.
Если бы все так просто объяснялось, что в случае с преданными это их грехи, то тогда бы Бхишма не говорил здесь, что все равно, если мудрецы пытаются понять, они все равно ничего не понимают. Потому что это простое и понятное объяснение - это грехи. Но здесь Бхишмадев говорит: “Не объясняется все грехами, есть еще воля Кришны и воля Кришны непостижима, Кришна непостижим, Кришна необъясним, Кришна нелогичен. Потому Кришну нужно просто принимать таким, как Он есть.
Евпатория (13.9.2007)
Шримад-Бхагаватам 1.9 (семинар «Почему беды случаются с преданными?», л. 3)
***
Я слышал одну лекцию, где человек объяснял почему так трудно понять Кришну. Ученые спросили: «Почему Кришна синий?». И он стал объяснять: «Он синий, потому что Его трудно понять». Это одно из объяснений Его цвета, Он загадочный, он непонятный. И одна из причин почему Его так трудно понять, как это ни странно, заключается в том, что Он непривязан. Так как Он непривязан, Он непредсказуем.
Человек, который привязан, всю его жизнь можно предсказать с точностью до минуты, все будет ясно, что он будет делать. Будет абсолютно ясно как он будет реагировать на ту или иную обстановку. Человек непривязанный - непредсказуем. Он может смеяться, когда все остальные плачут и плакать, когда все остальные смеются. И точно так же Кришна, Он абсолютно непредсказуем.
Он делает что-то и ты думаешь: «Ну, надо же». Он - Бог. Он абсолютно непривязан. При этом Он следует закону, но прелесть Его, и в этом суть индийского…. «Индийского». Все время с антисектантскими писаниями встречаюсь (смех) и мне приходится какими-то этими категориями изъясняться. Не индийского. В этом суть той концепции Бога, которую мы разделяем. Говорится, что Бог, Кришна, Его высшее проявление Бога есть лила-пурушоттама. Что значит лила-пурушоттама? Что такое лила?
Из зала: - Игра
Бхакти Вигьяна Госвами: - Лила это игра. Но что такое игра? Игра значит непредсказуемость. Игра значит полная свобода и непредсказуемость. Когда я заключен в рабство, я не играю, ту не до игры. Я могу играть только тогда, когда у меня есть эта внутренняя, абсолютно полная свобода и абсолютно полное счастье. И такова природа Бога. Он лила-пурушоттама, Он высшее проявление этой непредсказуемой реальности, которая постоянно удивляет нас.
И наша с вами задача, здесь даже, постоянно пребывать в этом удивлении лил Кришны. Мы сейчас тоже в лиле Кришны находимся. И если мы обретем эту природу, божественную природу, природу сердца. Если сердце наше будет закалено вовне всех этих испытаний, то тогда….
Первое качество, которое приходит, еще раз, с которого Кришна начинает описание божественной природы - абхайам, я становлюсь бесстрашным. Я становлюсь странным человеком, потому что бесстрашный человек - странный человек, он странные вещи делает.
Москва (18.12.2005)
«Бхагавад-Гита» 16.1 ***
Если у демонов сердце становится пустым, пустым и унылым, то у людей, которые почувствовали хотя бы маленький вкус, хотя бы тень вкуса, намек на вкус чистой преданности, у них сердце всегда полное, и Кришна удивляется им, Кришна радуется им.
И Кришна щедро иногда посылает им несчастья. На самом деле, Кришна непредсказуем, это одна из характеристик личности. Личность непредсказуема. Полубоги, в каком-то смысле, не личности, полубоги функции. Они личности, когда они наслаждаются сами, а когда речь идет об их взаимодействии с преданными, там нет места непредсказуемости.
Если полубог должен что-то дать, он даст. Его преданный просит у него и тот дает. Ашутоша - Шиву легко удовлетворить: преданный подходит к нему и говорит: “Ашутоша, дай мне что-то” - он дает. Хиранйакишипу идет к Брахме и говорит: “Брахма, дай мне что-то” и Брахма дает ему, Брахма исполняет все их желания. Кришна - Личность, и когда Он встречается со Своими преданными и с любовью Своих преданных, Он действует как Личность.
А Личность значит непредсказуемо. И даже, если я чисто обращаюсь к Нему и чисто у Него прошу что-нибудь, Кришна может дать, а может не дать. Шрила Прабхупада был чистым преданным, но Кришна не торопился дать ему. Сколько нужно было пройти Шриле Прабхупаде через потерь, страданий, невзгод, и потом, вдруг, Кришна начал давать! Кто может понять почему? Никто, кроме Самого Кришны.
Кроме Самого Кришны и чистого преданного. Чистый преданный знает: это любовь Кришны. И Бхишма будет объяснять все эти истины в своих наставлениях Махараджу Юдхиштхире. Отец Шрилы Прабхупады, Гоур Мохан, любил говорить ему: “У Бога десять рук, а у тебя только две. И если Он своими десятью захочет отнять у тебя что-то, что ты держишь своими двумя, как бы ты ни держал, Он отнимет.
Но если Он Своими десятью захочет дать тебе, то ты своими двумя не сможешь все это взять.” И в каком-то смысле эта бенгальская поговорка эпиграф к жизни Шрилы Прабхупады. Сначала Кришна отнимал, отнимал, а потом стал давать, давать, давать. Но и в том, и в другом случае чистый преданный - и это признак чистого преданного - остается счастлив и былагодарен Кришне.
Когда Кришна отнимал у Шрилы Прабхупады что-то, когда его предприятие, в которое он вложил все свои деньги, множество сил, времени, вдруг сгорело, что Шрила Прабхупада сказал? “Ясья хам ану грихнами харише тад даная шанай - тот, кого Кришна любит, у того Он что? - забирает все.” Потому Его зовут как?
Из зала: - Хари.
Бхакти Вигьяна Госвами: - Хари! А вы знаете, кого вы зовете, когда повторяете Харе Кришна мантру? Вы зовете Хари, который все отбирает. Который отбирает все ненужное, но который также может дать. Кришна - Личность, и Он непредсказуем. И когда Он отбирает - Он отбирает на всю катушку, по полной программе. И когда он дает, Он дает щедро. Главное, что для преданного и то и другое - проявление Его любви, проявление Его Личности.
Семинар «
Почему беды случаются с преданными?», лекция 1, фестиваль «Бхакти-сангама», Евпатория, 2007