В концентрационных лагерях во время Второй мировой войны или в других концентрационных лагерях в сталинской России, в сталинском Советском Союзе, где были невыносимые условия, выживали только те люди, которые пытались помочь другим. В самых невыносимых условиях выживали только эти люди.
Никто другой выжить не мог, потому что когда человек оказывается в такой ситуации, его эго схлопывается, и он думает только о себе самом. И в результате этого ему становиться так плохо, что он очень быстро умирает. Когда человек пытается принимать на себя тяготы других людей, когда человек действует ради другого человека, он в какой-то момент начинает понимать: «А мне ничего не нужно, я и так счастлив!»
Потому что в этом акте, как объясняет Кришна, находится Бог. Он получает соприкосновение с вечностью таким образом. И он понимает, что все эти сглазы, все эти черные силы, все эти страшные вещи, под влиянием которых, как ему кажется, он находится, на самом деле, к нему никакого отношения не имеют.
Весь этот мир на самом деле - сон, мы находимся с вами в виртуальной реальности, но эта виртуальная реальность будет либо длиться как бесконечный кошмарный сон, с огромным количеством серий, никогда не кончающихся, знаете, бывают сериалы, где что-то идет, идет, и ничего не происходит, и это настолько ужасно, и все хуже и хуже становится, и наша жизнь превратится в этот бесконечный сериал.
Но мы можем выйти за пределы этой странной реальности, если мы поймем, что на самом деле мне-то тут ничего не нужно. Все, что мне нужно, у меня есть - это Бог. И Он доступен, Он уже здесь рядом со мной находится, просто я не вижу Его потому, что я отвернулся от Него. Есть две замечательные истории, они очень похожи. Одна про китайского императора, другая про индийского императора. Сначала про китайского расскажу, потому что она короче.
Джуан Джу по-моему, ну в общем какой- то император Джуан Джу однажды увидел сон, что он стал бабочкой, что он порхает и порхает с цветка на цветок и нектар пьет, и так ему понравилось быть бабочкой, что когда он проснулся, он стал думать: «Интересно, кто я? Император Джуан Джу, который видит сон, что он стал бабочкой, или бабочка, которая видит сон, что она стал императором Джуан Джу?» Я думаю, что он до сих пор думает над этой проблемой, потому что он так и не мог понять кто он - бабочка, которой приснилось, что она император, или император, которому приснилось, что он - бабочка?
Так вот, точно та же история, очень похожая история приключилась с императором Джанакой, которого Кришна упоминает здесь, в этой главе «Бхагавад-Гиты». Однажды Джанака засиделся у себя во дворце, были важные дела какие-то, и он поздно пришел домой очень уставший, засиделся в тронной зале, и он вернулся в свои внутренние покои, и жена тем временем его ждала, она приготовила ему роскошный ужин, а он, от усталости, прилег на софу и уснул.
И во сне, так как он голодный был, он увидел очень яркий сон. И в этом сне он увидел, как на это царство напал другой царь. Этот царь выгнал его из своего царства, и он остался один без всего, он идет полностью нищий, голодный, и он воет от голода, воет от голода, просит что-то: «Я голодный, я голодный, дайте мне поесть!» И тем временем, он видит каких-то разбойников. Разбойники сели, разложили перед собой еду.
Эти разбойники увидели голодного человека, который идет по лесу. и они позвали его и сказали: «Ладно, хорошо, садись с нами» И Джанака думает: «Как же так, я царь, я не могу есть с этими разбойниками» Но голод, как известно, не тетка, он садится рядом с ними, они накладывают ему какую-то свою еду, разбойники, чего у них там есть, шашлык какой-то наверное, и Джанака думает: как, неужели я буду это есть?
Но в то же время ему очень хочется есть, и он садится перед ними. И в том самый момент, когда он уже готов это съесть, в этот момент выбегает на поляну тигр, все разбегаются в разные стороны, и тигр съедает все то, что они должны были есть. Джанака, убежавший от этого тигра, идет и кричит: «Я голоден, я голоден, я хочу есть!» И в этот момент он просыпается, просыпается у себя в роскошных покоях, на роскошной софе, и видит перед собой блюда с яствами, которые приготовила ему жена, и в этот момент он начинает думать: что было реальностью: это или то? Это или то? Где реальность: там ли тут?
Потому что он настолько ярко видел этот сон, в котором он страдал, что он не может сопоставить, он пришел в необычайное беспокойство, и жена говорит ему: покушай. А он ей: «А ты живая или нет? Может, ты мне снишься? Что реальность: это или то?» Так проходит время, жена не может вывести его из этого состояния, он мучается этим вопросом: где реальность: там ли тут? Там или тут? В конце концов, все в беспокойство пришли, потому что царя мучает только один вопрос: где реальность: там ли тут? Что мне снится? Где сон? Почему одно лучше другого?
В конце концов, его советники вызвали его гуру Васиштху, потому что никто не мог понять, он никому не рассказывал своего сна, просто сидит, и, как сумашедший повторяет один и тот же вопрос: где реальность: эта или та? Эта или та? И Васиштха погрузился в медитацию, в дхйану, и он понял причину произошедшего, причину того, что случилось с царем, и когда царь, в очередной раз обратившись к нему с мольбой, задав тот же самый вопрос: «Где реальность: эта или та?»
Васиштха сказал: «Не та и не та»
Потому что реальность не та, что я кусок мяса, которое хочет съесть другое мясо. Реальность не в том, что я это тело, которое, так или иначе, хочет есть, спать, совокупляться и обороняться, реальность в том, что я душа, реальность другая. Но мне очень сложно понять эту реальность до тех пор, пока я привязан к концепции наслаждения, на самом деле, наслаждение - это всего лишь концепция в нашем уме, ничего другого нет в этом. И так как я привязан к этой концепции наслаждения, я буду здесь страдать.
И как избавится от этого представления, что я - наслаждающийся здесь, которая уберет в конечном счете другую ошибочную концепцию о том, что я здесь действую? Я уже задавал этот вопрос - у кого - то есть представление о том, что я здесь действую? Оно называется аханкара, ложное эго, ложное я, гордость человека. Чтобы избавиться от гордыни, человек никогда не сможет избавиться от гордыни, пока не избавится от привязанности к плодам своего труда. Кто-то из вас пытался избавиться от гордыни?
Мы же знаем:
тринад апи суничена, тарор апи сахишнуна, аманина манадена, киртаниах сада хари. А никакой киртаниах сада хари не происходит. Не происходит этого постоянного обращения к Богу в молитве своей. Почему? Крипана пхала хетаваха. Потому что мы привязаны к плодам своего труда, к этой концепции, что я наслаждаюсь здесь.
И поэтому у меня остается эта аханкара, или ложное эго: я здесь действую, я буду наслаждаться плодами своего труда, и поэтому никакой киртаниах сада хари нет! Мы не помним о Боге, мы помним все время о себе! Ничего не меняется в нашей жизни! Поэтому Кришна объясняет здесь постепенный путь, когда он говорит человеку: не действуй ради себя, не действуй ради того, чтобы наслаждаться плодами своего труда, действуй ради других, действуй, чтобы другим было лучше, служи так или иначе людям, помогай людям, и только этим способом ты сможешь избавиться от всех проблем своего бытия. Только этим способом ты сможешь избавиться от привычки действовать неправильно.
Бхакти Вигьяна Госвами,
«Бхагавад-Гита» 3.25, Днепр, 06.08.2016