Есть такая история про отождествление себя со своим телом и то, к чему приводит отождествление себя со своим телом. Это история про некоего фермера, у которой было много свиней. Этот фермер выращивал свиней где-то в Индии, в индийской деревне. И он постоянно был озабочен тем, как прокормить этих свиней. Естественно, человек который заботится о свиньях, он думает о свиньях и, соответственно, сознание у него приобретает определённые формы. И он постоянно думал: "Как же прокормить этих свиней? Где найти достаточно корма, чтобы мои свиньи были хорошими, жирными, чтобы они росли как следует?"
И однажды он проходил мимо небольшого песчаного поля и увидел совершенно удивительную вещь, которая его поразила. Он понял что этим небольшим полем в соседней деревне все жители пользовались как большим общественным туалетом. Они ходили туда и отправляли свои естественные потребности.
И тут же блестящая идея пришла ему в голову так как он постоянно думал как прокормить своих свиней. Он подумал: "Надо же столько бесплатного корма для моих свиней бесплатно пропадает". Он быстренько побежал домой, схватил огромную корзину, побежал на это поле и стал с огромным упоением накладывать в эту корзину все кучки, которые там были. Наложил целую корзину, поставил к себе на голову и был в полном восторге от этого. Он думал: "Господи Боже мой! Столько бесплатного корма! Он шел и сердце его радовалась, душа у него радовалась, всё у него радовалось. Это был самый счастливый день в его жизни.
Очень счастливый он нёс эту большую корзину с испражнениями, однако к сожалению в этот момент солнце закрыли тучи и стал накрапывать дождь и дождь стал всё сильнее, сильнее и сильнее. В конце концов ливень, но он очень решительно бежал к своим свиньям. И постепенно-постепенно коричневая жижа стала стекать с этой корзины и коричневая жижа стала обтекать всего его, но он не замечал этого абсолютно. Он думал: "Надо же - корзина становится ещё тяжелее - ещё больше корма становится!" Он только радовался, он не замечал этого.
И люди, которые укрылись от дождя под большим банановым деревом увидели эту совершенно жуткую картину. Бежит человек, у него корзина с испражнениями, потоки жижи текут по нему, а он при этом совершенно блаженно улыбается. Они подозвали его и говорят: - Что с тобой? Ты не видишь что ли - ты весь в дерьме товарищ дорогой! Когда он это услышал он страшно разозлился.
Он закричал: - Это не дерьмо, это корм для моих свиней! Как вы смеете оскорблять! Это моё, моё!
И побежал дальше чтобы кормите своих свиней.
Смысл этой дурацкой истории в том, что когда человек привязывается к чему-то... Что он может привязаться к чему угодно даже к дерьму. И если он привязался к этому, если он отождествил себя с этим, если это стало частью его самого, то он уже не понимает насколько это всё отвратительно, насколько это всё плохо. Ему кажется это совершенно замечательным. "Это часть меня самого!" Точно также мы тут - мы отождествили себя с этим телом, со всеми его недостатками, со всем что есть в этом теле и, в частности, с этим замечательным качеством - выискивать недостатки в других.
И мы любим это. Мы любим себя совершенно бескорыстно и совершенно безусловно. У нас нет никаких условий. Мы принимаем себя со всеми потрохами и мы любим свои недостатки ещё даже больше, чем свои достоинства. И мы думаем, что раз это я, значит это так и должно быть. Мы отождествили себя со всем и, соответственно, мы совершаем один за другим эти ужасные грехи - мы ищем недостатки в других и мы смотрим на других как на материальные тела.
Суть в том, что прежде всего человек должен научиться не видеть в себе материального тела и потом он должен научиться не видеть в других материальных тел, особенно, прежде всего в вайшнавах.
Говорится что вайшнава-апарадхи состоят из того, что мы смотрим на вайшнава как на материальное тело. Как в Шри-вайшнава сампрадайе перечисляются 12 вайшнава-апарадх, которые можно совершить. Это деха-апарадха или ашрама-апарадха или ещё что-то. Все апарадхи так или иначе связаны с тем, что на другого вайшнава смотрят как на материальное тело.
Если мы смотрим на другого вайшнава как на тело, то это уже само по себе апарадха. Если вы например говорим: - Ха! Посмотрите - она женщина! Поэтому, соответственно, она непонятно кто. М-м-матаджи, м-м-матаджи - как это произносят некоторые брахмачари. Это вайшнава-апарадха.
Это деха апарадха, потому что мы судим о других. Или например кто-то говорит: - Хануман? Какой же он преданный? Он же обезьяна!
Если мы отождествляем вайшнава с его телом, то это апарадха.
Если, например, мы смотрим на вайшнава по его происхождению - говорим, что настоящие вайшнавы только индейцы - только индусы могут быть вайшнавами. Все остальные - не вайшнавы. Это тоже вайшнава-апарадха.
Или в зависимости от того, откуда происходит этот вайшнав - из святой он Дхамы или ещё откуда-то.
В Шри-вайшнава сампрадайе есть история про Гаруду. Как однажды Гаруда, великий преданный Господа увидел какую-то простую женщину, преданную откуда-то из трущоб. Она жила в каких-то трущобах, но она была вайшнави. И он увидел эту женщину и сказал: - Фи, фи! Кто это такая? Вайшнави она что ли? Непонятно вообще кто. В трущобах живёт, у неё только одно сари да и то грязное. И говорится, что когда Гаруда это произнёс у него выпали все перья. Гаруда вдруг оказался лысым неожиданно для себя. Этой вайшнави стало его очень жалко. Она увидела этого лысого Гаруду, подошла, стала гладить его, сказала: - Бедный Гаруда. И у него стали потихоньку отрастать перья, потому что она его простила.
Дальше говорится, что другой вид апарадхи это когда мы говорим: "О, это мой гуру, а все остальные гуру плохие, все остальные гуру - фи. Что это за гуру? Вот мой гуру - это гуру. Или: вот это великий вайшнав, а все остальные вайшнавы непонятно кто.
Если мы начинаем судить о вайшнавах и начинаем говорить это великий вайшнав, а это маленький вайшнав. Этого вайшнава можно пинать, а этого нужно превозносить, то это тоже вайшнава апарадха. Если мы начинаем различать между вайшнавами таким образом и по-разному относиться к разным вайшнавам, то это тоже вайшнава апарадха.
Мы должны радоваться каждому вайшнаву независимо от того, великий он вайшнав, сидит ли он на вьясасанах или он маленький вайшнав - самый последний вайшнав, который позавчера вайшнавом стал. Мы должны ко всем ним относиться одинаково, ибо иначе это тоже будет вайшнава апарадха.
Еще одна апарадха. Самая последняя, двенадцатая апарадха. Удивительная апарадха, она называется доша нирупанам. Доша нирупанам это значит, что когда мы видим какие-то доши в вайшнавах, когда мы видим какие-то изъяны в вайшнаве и указываем на эти изъяны. Даже если эти изъяны есть.
Даже если этот вайшнав наслаждается и мы говорим: - Ха-ха-ха - он наслаждается - посмотрите на него кто он такой.
Бхакти Вигьяна Госвами.
Бхагавад-гита 9.30 18 ноября 1998