Вопрос: Мой духовный наставник, прежде чем дать рекомендацию, просил узнать Ваши требования к выполнению Вашими учениками четвертого регулирующего принципа - не заниматься незаконным сексом.
Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: У меня нет особых правил. В нашем обществе основные фундаментальные правила установил Шрила Прабхупада. Шрила Прабхупада принял этот принцип, как условие для того, чтобы человек мог получить первое посвящение. До первого посвящения человек должен испытать себя и понять, что он действительно сможет следовать этому принципу как следует. Однако нужно понимать также, что особенно этот принцип - это некий идеал. И люди иногда оступаются, потому что импульс сексуального наслаждения очень силен в нашем сознании и особенно силен в нашем подсознании. Так или иначе, иногда люди падают жертвой этого очень сильного импульса.
Шрила Прабхупада объясняет, что некое случайное падение не является проблемой. Человек просто пал жертвой каких-то очень сильных тенденций в своем уме. Что отличает случайное падение от неслучайного падения - некая регулярность или закономерность в этих падениях и философия, которую мы подводим. Если мы начинаем подводить под наше нарушение регулирующего принципа какую-то философию, что все мы люди, ничто человеческое нам не чуждо, все этим занимаются, никто не способен этому следовать и так далее (я слышал очень много различных форм самооправданий, касающихся этого принципа), то, естественно, это нехорошо. Это уже не случайное падение, это некая философия, и это, в общем-то, является оскорблением.
Если человек искренне стремится, одновременно с этим он иногда падает жертвой сильных тенденций в своем уме, но, тем не менее, он решительно настроен и всячески показывает Кришне, что он хочет справиться с этим, то это нормально. Но желание справиться с этим проявляется, прежде всего, в правильном общении, в очень строгой садхане, которой он следует, в том, что человек постоянно предается на милость Господа и просит Кришну, чтобы Тот очистил его от этих тенденций.
Есть одно исключение из этого правила. И я в этом смысле следую по стопам своего Гуру Махараджа. Гуру Махарадж иногда, в каких-то случаях, если нарушение этого принципа сопряжено с более серьезными вещами, такими как разрыв отношений между мужем и женой, он позволял людям в течение какого-то времени нарушать этот принцип в браке.
Опять же, это не должно быть просто дешевым самооправданием. Но иногда, в каких-то ситуациях, если мы не можем наладить свои отношения и свою семейную жизнь идеальным образом, так чтобы следовать всем принципам, и кто-то из партнеров настаивает на том, чтобы этот принцип нарушался - в качестве какого-то исключения, личного исключения, с разрешения духовного учителя практикующий преданный может это делать в течение какого-то срока. Но в конечном счете идеал есть идеал. И ни в коем случае этот идеал не должен принижаться в нашем сознании. У нас должно быть чёткое понимание того, что если мы нарушаем этот принцип, то мы постоянно подтверждаем свое отождествление с телом.
Чем плох секс, секс плох не сам по себе, секс плох тем, что получать удовольствие от секса может только человек, который полностью отождествил себя с материальным телом. А отождествление себя с материальным телом в конечном счете не позволяет нам осознать себя душой, не позволяет нам по-настоящему развить отношения с Кришной. В конце концов вопрос стоит именно так: либо Кришна, либо секс. И это суровая дилемма.
И каждый человек должен в какой-то момент сделать безоговорочный выбор в пользу Кришны. В противном случае Кришна по-прежнему будет давать ему возможность снова и снова заниматься сексом без особой выгоды или без особого какого-то результата. Потому что существует достаточно бессмысленная вещь: мы продаем свою душу за, прямо скажем, достаточно сомнительное удовольствие.
Вебдаршан для учеников из Крыма, 22.3.2014