Чайтанья Махапрабху в своей Шикшаштаке, в восьми стихах вместил всю суть своих наставлений.
тринад апи суничена тарор апи сахишнуна аманина манадена киртанийах сада харих
Я попытаюсь дать небольшую интерпретацию. Смирение приходит к человеку, когда он перестаёт отождествлять себя со своим телом. Так как мы отождествляем себя со своим телом и с тем, что связано с этим телом, с нашими достижениями, с нашими богатствами, ещё чем-то, то мы становимся гордыми. Природа гордыни именно в том, что я достиг чего-то, я - то, я - сё, я - пятое, я - десятое.
Ещё в большей степени терпение приходит к человеку когда он перестаёт отождествлять себя со своим умом. Терпение это особенное качество и в чём, собственно, суть терпения или терпимости? Что лежит в основе этого качество терпения? Если в основе смирения лежит понимание того, что я маленькая крошечная вечная душа, связанная с Богом вечными отношениями, то что лежит в основе терпения или терпимости? Что позволяет человеку быть терпимым и выносить всё что угодно, любые испытания?
Ответ от паломников: - Вера, что я не есть это тело.
Бхакти Вигьяна Госвами: - А ещё что? Всё-таки Какое философское понимание даст нам безграничный запас терпения? Что-то происходит не так, что-то плохо, какие-то страдания я выношу...
Паломники: - Всё пройдёт. Я под защитой.
Бхакти Вигьяна Госвами: - Это уже ближе. Эти две вещи практически формулирует это философское понимание. Это то, что всё здесь происходит по воле Бога. Эти качества являются проявлением глубинного философского понимания или глубинной реализацией нашей истинной природы. И их невозможно имитировать, им невозможно подражать. Можно изображать из себя смиренного, можно изображать из себя терпеливого, но до поры до времени.
На самом деле, когда настоящее испытание придёт всё напускное смирение также как и напускная терпимость куда-то пропадёт. Можно до какой-то степени ради почёта изображать из себя смиренного, изображать из себя терпеливого, но настоящее испытание этих качеств очень ясно может проявить нам насколько мы на самом деле понимаем то, что я душа. И в основе терпения лежит понимание того, что всё происходит по воле Бога. Что в конце концов виноват не он, не она, не ещё кто-то, не правительство, не погода. Что виноват...
Причиной всех причин является кто? Бог, а Его винить нельзя, не положено, грех, неправильно, потому что Он, помимо того, что Всемогущий, Он также и Всемилостивый и всё то, что Он делает, делает ради блага. И если у меня есть это глубинное понимание, глубоко-глубоко в сердце, то я буду терпеливым. Потому что на всё, что случится со мной, что я буду говорить?
Паломники: - На всё воля Божья
Бхакти Вигьяна Госвами: - Что не делается всё к лучшему. Я просто буду улыбаться и говорить: - Вот, вот оно! Но это возможно, опять же, ещё раз, только тогда когда я действительно до конца понял, что я душа и слуга Бога и то, что Бог всемогущ
Данда-бханга. Лекция 2. 20 марта 2005, Джаганнатха Пури, с 1:03:27