Бхишма говорит: "Дхарму очень сложно применять". Это Бхишма говорит. У нас есть хорошее оправдание. Если Бхишме сложно было, то что с нас взять? Я сегодня думал над этим, чтобы сформулировать некий алгоритм, каким образом человек может попытаться применить всё таки принципы высшей религии, когда он, сталкивается в реальной жизни с проблемой, с необходимостью принять трудное решение. Потому что сплошь и рядом мы подвергаемся этим испытаниям.
Когда преданный выходит на санкиртану, подходит какой-то человек в рясе с бородой и начинает кричать. Это - испытание. А если ещё это Дворкин подойдёт - это испытание в квадрате. Он подходит к вам и начинает кричать и что с ним делать? Понятно что - сарва-дхарман паритйаджйа - да я за Кришну тебе сейчас!
И на самом деле чтобы реально быть честным, а что нам собственно мешает применять дхарму в своей жизни - это отсутствие честности у нас. дхармах проджджхита-каитаво тра
Эта кайтаво или склонность к обману, которая есть у нас внутри и является самым большим препятствием. Потому что, ещё раз, сплошь и рядом люди применяю дхарму ради самих себя. И уверены при этом, абсолютно уверены сами внутри себя, что они следуют дхарме. Я видел преданных которые оскорбляли других и при этом ссылались на указания Священных Писаний. В частности этот стих очень хороший: брахма-бандху. Кто это такой? Какой-то брахма-бандху. Шнур на себя нацепил. Знаем мы таких брахма-бандху!
Множество примеров этому есть. Ашваттхама прежде чем убить, цитирует Священные Писания. Когда Ашваттхама не мог заснуть и когда он видел как филин убивает ворон на дереве, то ему пришли подходящие стихи из смрити-шастр. И в смрити-шастрах было написано, что с врагом что нужно сделать? Даже если он спит, даже если он ест, даже если он непонятно в каком состоянии - убить его надо.
Потому что в Шастрах тоже есть противоречивые указания. Сплошь и рядом. В карма-мимансе эти вопросы очень хорошо разбираются, потому что карма-мимансаки это люди которые очень строго должны следовать Шастрам. В тоже время в Шастрах сплошь и рядом есть противоречия. В одном месте говорится это, в другом месте говорится нечто прямо противоположное. Но нам легче, потому что мы Шастры не знаем хорошо
Поэтому нас трудно с толку сбить Шастрами.
Но в Шастрах сплошь и рядом есть это. Там есть специальная процедура которая описывает каким образом нужно поступать если сталкиваешься с противоречивыми указаниями в Шастрах. В карма-мимансе это называется балабал-вичар - рассуждение или размышление о том, какое утверждение сильнее, какому утверждению стоит отдать предпочтение.
Шрила Прабхупада объясняет это в комментарий к первой главе Бхагавад-гиты, где он говорит что если есть одно утверждение в Дхарма-шастрах и другое утверждение в Артха-шастрах и они противоречат друг другу, то какому утверждению надо отдать предпочтение?
Из зала: - Дхарма-шастрам
Бхакти Вигьяна Госвами: - Да, Дхарма-шастрам потому что Дхарма-шастры по уровню выше. Если есть два противоречивых утверждения одно в Смрити, а другое в в Шрути, то какому надо отдать предпочтение? Шрути. Шрути выше по порядку. И есть эта процедура разработанная каким образом нужно применять в конце-концов Шастры в жизнь. Проблема, ещё раз заключается в том, что кайтава - внутри есть механизмы обмана и поэтому я всё равно, даже цитируя Шастры, даже если я буду знать все Шастры, я не защищен от того, чтобы попытаться использовать Шастры в своих собственных целях.
Поэтому в сущности если речь идёт о каком-то алгоритме, о том как я должен думать когда я нахожусь перед испытаниями, причём мысли должны очень быстро работать. Не то что в реальной жизни у нас есть время, чтобы я подумал, почесал в затылке. Как правило, его нет - Дворкин уже тут перед тобой стоит и нужно реагировать на него. И он раздражает тебя, он является возбудителем, он пытается сознательно спровоцировать тебя на эту реакцию. Он профессиональный провокатор.
Мы живём в окружении этих провоцирующих факторов, которые будут провоцировать нас на то, чтобы мы проявили свою низшую природу.
Вся эта жизнь только к этому и сводится. Она постоянно побуждает нас, воодушевляет нас проявить свою низшую природу. И, собственно, как я должен при этом рассуждать, о чём я должен думать, как я должен действовать и принимать решения. Большая часть людей даже не задумывается об этом.
Сразу: раздражитель - рефлекс, как собаки в опытах Павлова. Никаких проблем нет. У нас уже есть все ответы внутри. Но если говорить как я должен поступать, то первый вопрос, который я должен себе задать это: "Что я хочу в этой ситуации?" Потому что это очень хорошо нужно знать, чтобы не действовать руководствуясь этим.
Сначала я должен честно задать тебе вопрос: - А что я хочу?
Потому что если я не отделю и не увижу очень ясно в себе желание, то дальше всё очень легко. Я просто думаю что вот моё желание и просто нужно найти соответствующие цитаты из священных Писаний или лекций моего Гуру Махараджа. В уме очень быстрый процессор, там фолио есть всех лекций Гуру Махараджа
Включается поисковая система и сразу находятся подходящие цитаты из лекций. Всё что нужно будет.
Поэтому сначала я должен очень хорошо спросить себя: - А чего я хочу в этой ситуации? Чтобы не дай не спутать. Следующий вопрос, который должен задать себе человек в сложной ситуации. Чем обычно мы руководствуемся?
Ответ из зала: - Социум
Бхакти Вигьяна Госвами: - Да, общество. Социальное давление. Второе - это что от меня люди хотят, что они ждут от меня в этой ситуации, как я буду выглядеть в их глазах. Потому что это тоже сильный фактор, который влияет на наши поступки и это - ложный фактор. Хотя с другой стороны общество преданных само по себе это более высокий фактор.
Самый низкий фактор - чего я хочу. Следующий фактор чего от меня люди ждут, как я буду выглядеть в их глазах. Но всё равно в этом соображении есть корысть, правильно? Всегда есть соблазн попытаться выглядеть чем-то или сделать что-то, потому что этого люди ждут от меня. Потому что там есть своя социальная динамика, к сожалению, далеко не самая лучшая.
Как например когда мы принимаем какое-то сложное решение, особенно если вы лидер или руководитель всегда есть этот вопрос я сейчас приму это решение и люди будут меня критиковать. Сплошь и рядом. Должен открыть секрет. Когда на Джи-би-си возникает какая-то сложная проблема, когда нужно то и то, сразу же находится кто-то: - Есть мы это сделаем нас будут критиковать!
Сейчас интернет и сейчас возможности критиковать в Кали-югу возросли во много-много раз. Какой-нибудь дурак где-нибудь там сидит и у него много свободного времени и доступ к компьютеру, и он будет критиковать: - Гав, ав, ав, ав, ав, ав, ав, ав, ав, ав, ав....
Но человек должен понять что я хочу сам, чего мне хочется, и увидеть свою трусость. А чего нам хочется? Нам хочется, чтоб полегче всё было, нам хочется, чтобы сложно всё так не было. Человеку всегда хочется идти по пути наименьшего сопротивления. Ещё что нам хочется? Нам хочется быть хорошим. Вернее даже не хорошим, а хорошеньким. Нам хочется, чтобы нас никто не критиковал. Иногда мы делаем что-то такое исходя из ожидания, чтобы женщины в воздух чепчики бросали и радовались чему-то или кому-то.
И дальше следующий вопрос, который я должен задать себе, самый сложный, но на который должен научиться получать честный ответ: - А что в этой ситуации хочет Кришна?
И если я не отделю эти три вещи или если я не знаю, что хочет Кришна... Мне легче знать, что хочет духовный учитель в этой ситуации, потому что у нас пока нету непосредственной связи с Кришной, то эквивалентом этого ответа на этот третий вопрос будет ответ: "Что хочет от меня мой гуру? Как он бы хотел, чтобы я в этой ситуации поступал?"
И какой мы должны выбрать ответ из этих трёх? Я понял что я хочу, я понял что ждёт от меня народ, толпа, социум и Кришна. И что я должен выбрать, если они приходят в противоречие? А, к сожалению, в реальной жизни, особенно первый и третий ответы никогда не совпадают
Почему-то так уж получается
Почему-то они хотят от меня совсем другого - не того, что я сам хочу. Что касается социального давления, то оно может сыграть положительную или оно может сыграть отрицательно роль. Далеко не всегда ответ в данном случае однозначный. То что хотят люди, то что хочет толпа... Особенно если толпа подчинена какому-то инстинкту толпы. Толпа всегда пытается не понятно что заставить нас делать.
Я должен знать что люди от меня ждут, но я также должен знать что Кришна от меня ждёт; что Кришна хочет; как духовный учитель хочет чтобы я поступил. И, соответственно, я должен найти компромисс если компромисс возможен, либо если компромисс невозможен в принципе, то я должен не задумываюсь поступить так, как хочет Кришна. И тогда Кришна поставит хорошую оценку в нашей зачётке.
***
И даже если мы не знаем точно, что хочет... Если мы не уверены, если мы не знаем как поступить есть ещё один хороший принцип, которым в данном случае руководствуется Арджуна. Если мы просто слепо будем применять законы, а соблазн велик. Кто может нас упрекнуть: вот закон, вот всё написано, вот так оно и есть.
Но неправильно это. Если мы не знаем в какую сторону поступить, в какую сторону склонить чащу весов, то лучше ошибиться в сторону милосердия. Если ошибаться, то лучше ошибаться в эту сторону. Почему эта история находится у самого истока Шримад Бхагаватам? Потому что Шримад Бхагаватам это - религия любви - Према-дхарма.
Есть много разных дхарм и как мы уже говорили, если Артха-шастра говорит одно, а Дхарма-шастра - другое, то нужно поступить в соответствии с Дхарма-шастрой. Но у нас ещё есть Према-шастра или Према-дхарма и если ошибаться или действовать в соответствии
с чем-то, то утверждения которые так или иначе продиктованы любовью, они имеют самую большую силу.
В конце концов именно любовь внутри может нам открыть что я должен и чего не должен делать в этой ситуации.
Я должен без колебаний отвергнуть то, что я хочу.
С некоторыми колебаниями я могу отвергнуть то, что хотят от меня люди.
Но если я знаю, что Кришна чего-то хочет и Кришна в конце концов хочет от нас милосердия и любви.
Не просто сентиментальности, но любви.
Но иногда они не так уж сильно отличается друг от друга...
Шримад-Бхагаватам 1.7.35 19 апреля 2007, Юрлово