В конечном счете Господь независим и в конечном счёте всё зависит не от того, как произносить мантры. Эта философия и теория, что все объекты наших чувств, все объекты наших материальных желаний можно получить с помощью мантры в конечном счете привела к возникновению теории карма-мимансы, когда люди говорили: - Какой смысл думать о Боге? Неважно есть Бог или нет.
***
...Он создал материальные законы, Он создал этот мир по строгим законам, поэтому главное изучить эти материальные законы, главное правильно понять как произносить мантру. Если правильно произнести мантру можно получить всё. Так зачем мне Бог? Если я буду соблюдать определённые принципы, которые описаны в Ведах, то зачем мне думать о Боге? Я буду просто соблюдать эти принципы, произносить мантры, проводить жертвоприношения и у меня будет всё что мне нужно. Мне не нужно думать о Боге, мне не нужно Ему молиться, мне достаточно просто всем этим заниматься.
Философия карма-мимансы на самом деле очень въедлива. Люди не знают того, что в неклассическом варианте эта философия существует на протяжении всей истории. Говорится, что шесть ведических философий как бы отражают состояние оскверненного сердца. Сердце обусловленной души осквернено материальными желаниями и существует шесть уровней этого осквернения. Именно в соответствии с этими шестью уровнями материального осквернения возникли шесть ведических философий. Философия карма-мимансы в различных видах существовала и существует даже сейчас.
Не нужно думать что карма-миманса это преданья старины глубокой, дела давно минувших дней. Философия карма-мимансы возникла где-то в конце XVII - начале XVII-го века в Европе под именем философии физического детерминизма или философии деизма. Истоком этой философии опять же было то, что Бог находится где-то очень и очень далеко от материальной вселенной, что Богу нет никакого дела до этой вселенной.
Этот взгляд разделяли многие философы и теологи эпохи Ренессанса или эпохи Возрождения до возникновения философии деизма. Эпоха Возрождения это именно то время, когда Кали-юга в Европе действительно начала набирать обороты и основным положением доминирующем в философии Ренессанса являлось то, что Бог находится где-то очень и очень далеко. В конце-концов Бог находится в физическом пространстве.
Опять же эта философия возникает из-за того, что люди не понимают этот стих Шримад Бхагаватам, который мы объясняем сейчас. В этом стихе говорится что материальное пространство или эфир было создано Богом после того, как Бог уже существовал. Иначе говоря, Бог находится вне материального пространства, поэтому Он не подчиняется законам материального пространства. даже приходя в этот мир Кришна не подчиняется законам материального пространства - Кришна находится вне его.
Бог действительно находится очень далеко, но при этом Он очень и очень близко. Он самый далекий и самый близкий. Он видит всё, что мы делаем и если мы думаем что Он очень далеко и Ему нет до нас никакого дела, то мы в конечном счёте стоим на позициях философии карма-мимансы. Многие люди хотят избежать этого ощущения того, что Бог находится внутри нас и видит то, что мы делаем.
Потому что они совершают грехи и им хочется избавиться от этого лишнего Свидетеля. Это естественная психология преступника. Человеку, который совершает преступления хочется, чтобы этого никто не видел. Если ему говорят, что Бог рядом с тобой, что Бог находится рядом и всё видит, то ему это очень не нравится. Обычно люди что говорят?
Обычно они говорят: - Какой смысл Богу наблюдать за всем этим? Неужели Ему интересно смотреть как я совершаю грехи?
Ему не интересно, но тем не менее, Он смотрит, потому что Он находится везде. Он находится в каждом атоме и является Свидетелем - упадраштой и анумантой. Эту философию в своё время очень замечательно в своё время сформулировал Том Сойер. Он вырос в религиозной семье, где соблюдали посты, где не ели мяса по пятницам.
И Том Сойер, так как ему очень хотелось есть мясо в том числе и по пятницам, удивлялся: "Неужели Богу есть дело заглядывать во рты каждому человеку по пятницам и смотреть была там колбаса или нет? Неужели Богу нечего делать как ходить к каждому и заглядывать в рот? То есть в конечном счете смысл этого всего то, что Бог некая материальная сущность и если мы говорим что Бог - Личность, то значит у Него есть материальная форма и если у Него есть материальная форма, то значит Он ограничен, значит Он должен находиться где-то в каком-то месте материального пространства и значит, мы по крайней мере теоретически можем спрятаться от Него и совершать свои грехи так, чтобы Он этого не заметил.
***
Бог обладает независимостью, Бог создал материальные законы и обладает полной независимостью, но до тех пор, пока мы отождествляем себя с материей мы будем стоять на позициях физического детерминизма. Эта философия в сущности переформулирует теорию карма-мимансы другими терминами. Они говорят, что в конечном счёте всё предопределено.
Они оперируют третьим законом Ньютона, что действие равно противодействию. Любая физическая система развивается по своим строго детерминированным физическим законам и если мы зададим начальные условия для этой системы, то всё остальное пойдёт само собой, всё остальное от нас не будет зависеть, потому что эти законы строго детерминированы. Тогда возникло представление о вселенной как о большом часовом механизме. Вся вселенная просто большие часы, а Бог это часовщик.
Богу было скучно и Он пришел, завёл эти часы и ушел спать пока эти часы не зазвенят. Бог запустил эти физические законы, эти часы крутятся и в этом единственная роль Бога. У него нет никакой другой роли - только запустить физические законы - остальное происходит само собой. Таким образом они практически иллюминируют Бога.
На словах они признают, что Бог есть, но потом говорят: - Какая разница есть Он или нет? Всё равно Он не вмешивается в эти дела. Он просто запустил механизм. Ему не нужно молиться, потому что молитва если принесет плоды уже заложена в начальных условиях. Если моя молитва приносит плоды, то это уже было заранее заложено в механизме. Если она не принесёт плодов, значит это было изначально заложено. Бог не может нарушить физические законы.
То есть они стоят на позициях детерминизма. На самом деле Бог является Творцом физических законов и Он создал физические законы, чтобы у нас создалась иллюзия. Мы пришли в материальный мир, чтобы избавиться от Бога. В конечном счёте мы не хотели помнить о Боге, мы хотели забыть о Нём, плюнуть на Него. И Он создал материальный мир в полной иллюзии, что Бог тут не нужен. Бог создал материальный мир таким образом, что если мы просто живём в материальном мире, то кажется что он действует сам по себе. Кажется, что всё происходит само по себе и вмешательство Бога не нужно, что есть просто физические законы.
Он создал их исключительно из милости к нам, чтобы мы в течении миллиардов лет могли оставаться в иллюзии если мы не хотим вспомнить о Нём мы никогда не вспомним. Но при этом Он присутствует в каждом атоме и если мы хотим восстановить отношения, то тогда Он откликается на наши молитвы и даёт возможность осознать Его. Единственное, что нам нужно - это вспомнить о Боге.
Но до тех пор, пока мы будем отождествлять себя с грубым телом и умом, мы никогда не вспомним о Боге, а всегда будем находиться на позициях детерминизма, всегда будем думать что всё предопределено; что в конечном счёте ничего от меня не зависит и во всём, что происходит нет никакого смысла.
Бхакти Вигьяна Госвами.
Шримад-Бхагаватам 3.26.34 17 октября 1995