Что отличают сектантское учение от настоящей науки?

Jul 11, 2021 12:41

...Мне хотелось, чтобы мы с вами заново открыли для себя эту книгу. Это  -  поразительная книга, не знающая себе равных.  И нет смысла ее прославлять. Нужно ее открыть и попытаться погрузиться в те идеи, которые описывает Кришна на ее страницах. В сущности Шрила Прабхупада говорит удивительную вещь, которую мы часто забываем.

Не здесь, но он достаточно часто повторяет одну и ту же вещь: то, что «Бхагавад-гита»  -  это духовная наука. И мне хотелось сегодняшнюю лекцию начать с того, чтобы объяснить, чем наука отличается от некоего сектантского учения. Когда я говорю, что нам нужно вернуться к истокам, я имею в виду, что нам нужно попытаться снова прочесть «Бхагавад-гиту» не просто как кришнаитскую книгу, не просто как кришнаитское Писание, (как иногда говорится «Библия кришнаизма»), не просто как Библию кришнаизма.

Чтобы попытаться прочесть Бхагавад-гиту, как науку и понять в чем, собственно, ее научность. Почему это не есть некая сектантская книга для какой-то определенной группы людей, для какой-то определенной категории людей, которые сошли с ума определенным образом. О чем Кришна хочет нам сказать? И мы начнем именно с этого.

На мой взгляд, есть три вещи, которые отличают некое сектантское учение от настоящей науки. Три характеристики. И первая из них - это рациональный подход к подаче материала. Если мы возьмем любое, скажем так, мистическое или религиозное учение, то там всегда есть некая примесь чего-то, что нужно принимать на веру.

И если нам нужно нечто принимать на веру, слепо, и если вера является условием принятия этого учения и вхождения в эту вещь, то это не наука. Наука заключается в том, что там все рационально. Все основано на каких-то вещах , которые в высшей степени рациональны. Так вот в «Бхагавад-гите» Кришна подает материал, и я сейчас расскажу вам сюжет «Бхагавад-гиты», историю «Бхагавад-гиты».

Не предысторию, а именно сюжет «Бхагавад-гиты». Именно таким образом Кришна ничего не предлагает принимать на веру. И соответственно «Бхагавад-гита»  не требует от человека фанатизма. Фанатизм порождается или возникает, когда человек, так или иначе, отключает разум. Когда на него давит некое представление: «Ты должен поверить! Ты должен поверить! Чтобы спастись ты должен поверить!».

И для этого мне нужно выключить разум. Для этого я должен, так или иначе,  заставить себя забыть о неких вещах, которые как бы очевидны, не задавать этот вопрос.  Но не в этом дело. Дело в том, что «Бхагавад-гита» - это универсальная наука. Универсальная наука, значит, она справедлива всегда и везде. Когда мы принимаем лекарство, нас же не очень интересует, в какой стране было произведено это лекарство.

Мы знаем, что лекарство на то и лекарство, что оно должно подействовать на нас. Когда речь идет о каких-то религиях, то люди спрашивают: «Откуда это? Это не наше». Но если речь идет о чем-то, что универсально, то это подход неправильный. И первая вещь, которую мы должны помнить, читая «Бхагавад-гиту», - это то, что каждое из положений «Бхагавад-гиты» имеет рациональную основу.

Человек должен, не просто может, а должен подумать над этим и проверить это.  И  должен усомниться. И должен задать себе вопрос: «А так это или не так?». Подтверждает ли это мой опыт и моя жизнь? Или это нечто, что мне, как лапшу очередную, на уши вешают? Кришна не просто позволяет это - Кришна требует этого.

Шрила Прабхупада говорит, что в конце Кришна спросит: «Ну, теперь твое сознание очистилось? Теперь ты услышал? Ты понял это?». Это первая вещь, и мы должны думать об этом, помнить об этом. Когда разум работает, это значит, что у нас должны быть сомнения. И мы должны пытаться свои сомнения рассеять, а не просто загнать под ковер. Это первая характеристика.

Вторая характеристика - это практичность. Экспериментальная проверяемость. Возможность верификации этого всего. И Кришна сам говорит об этом. Сначала, с одной стороны,  учение «Бхагавад-гиты» дает некие универсальные логические основания. Оно не основано на каких-то аксиомах, которые нужно принять просто на веру. Оно основано на логике, на рациональном понимании того, что мы видим вокруг.

И второе - Кришна дает нам способы проверить это. Он говорит: «Не нужно ничему просто верить. Попробуй. Сделай это». Поэтому «Бхагавад-гита» называется йога-шастрой.  Стандартный колофон, которым заканчивается каждая глава «Бхагавад-гиты», стандартное завершение каждой главы на санскрите звучит именно так «йога шастре» - так в йога-шастре  заканчивается такая-то глава «Бхагавад-гиты».

«Бхагавад-гита» относится к йога-шастре. И что значит «йога» на санскрите? ( Ответ из зала: «Связь»)  Все говорят: «Связь».  Йога  безусловно означает связь. Но на самом деле у глагола [йудж], от которого происходит слово «йога», есть три значения. И одно очень важное значение, про которое мы забываем, когда в «Бхагавад-гите» каждая глава называется йогой. Так?

Первая глава «вишада-йога», вторая глава «санкхья-йога», третья глава «карма-йога». В данном случае «йога» не означает «связь». В данном случае слово «йога» означает «метод». Иначе говоря, «Бхагавад-гита» представляет собой описание неких процессов или методов. «Бхагавад-гита» дает методологию проверки всех этих положений. Именно поэтому она называется йогой.

Мы чуть позже будет говорить, о каких йогах говорит «Бхагавад-гита». Это второй аспект, то есть, первый - это рациональность, второй - проверяемость или практичность.  И третий аспект, о котором Шрила Прабхупада говорит в комментарии, который также отличает некое сектантское учение от научного учения,  - это то, что сектанское учение всегда неполно.

Само по себе слово «секта» означает «часть целого». Секта не потому секта, что она проповедует не истину. Секта потому секта, что она проповедует частичную истину. Когда некую частичную истину выдают за что-то полное…  В чем разница между частичной истиной и полной? Как правило, многие вещи, о которых говорится в различных сектантских учениях, они правильны. Беда в том, что не складывается полноты.

Если у нас нет полноты, то очень велика вероятность того, что поняв какую-то часть истины, мы не сможем соблюсти равновесие в своей жизни. Полная истина поможет нам функционировать полноценно в этом мире. Если мы понимаем эту истину. Если мы восприняли эту истину духовную, то признаком этого, тестом на то, что я действительно воспринял эту истину, является то, что я нормально функционирую в этом мире.

Полноценно. Я соприкасаюсь со всеми аспектами. Я не пытаюсь обрезать что-то. Как некоторые люди сходят с ума, когда встречаются с какой-то духовной наукой, начинают бросать все, убегать от семьи, еще что-то такое… и становятся абсолютно дисфункциональными.  Но это признак того, что они не поняли полноты истины. Даже если они читают «Бхагавад-гиту».

Это значит, что они взяли какую-то часть, и эта часть приводит к тому, что их жизнь становится уродливой. Некая кособокость, которая возникает в нашей жизни, некий дисбаланс - это результат того, что мы не поняли полноты, поэтому не можем правильно функционировать в этом мире. И мы можем видеть это. В сущности, люди которые не понимают реально полноты истины, они, очень однобокие. Они никак не могут  совместить это.

У них нет этой гармонии или многосторонности. Т.е., на мой взгляд, эти три вещи, их вполне достаточно для того, чтобы описать различия между наукой и неким сектантским учением. И нам нужно обязательно помнить, когда мы читаем «Бхагавад-гиту», об этом. Что нам нужно подвергнуть сомнению все то, о чем говорит Кришна в «Бхагавад-гите».

Нам нужно попытаться применять на практике то, что Он говорит, а не просто довольствоваться тем, что мы отчитали какое-то количество страниц или, что мы выучили какие-то шлоки. Нам нужно понять - а что это значит? Стал ли я счастливей или нет?  И, в конечном счете, самый главный тест или самая главная вещь - это то, что в результате освоения этой науки я должен стать гармоничнее. Моя жизнь должна стать уравновешенней.

Я должен почувствовать опору. Я должен почувствовать, что у меня под ногами появилась опора, и я должен избавиться от страха. Потому что когда человек живет неполноценной жизнью, его всегда преследует страх. Он всегда не уверен. Он всегда боится, так или иначе. Это три вещи,  о которых человек должен помнить, когда он читает «Бхагавад-гиту».

Бхакти Вигьяна Госвами. Семинар «Обзор Бхагавад-Гиты», Москва, 10.01.2016

Бхакти Вигьяна Госвами, Бхагавад-Гита

Previous post Next post
Up