Как на санскрите будет "фанатики и сентименталисты"?

Apr 27, 2021 16:31



Вопрос: - Из какого источника Прабхупада взял "фанатиков и сентименталистов" и как это будет на санскрите?

Мадана Мохан Прабху: - На санскрите фанатик звучит как ньямааграха. В зависимости от того, как переводить ньямааграха. НьяньямаАграха похоже сентименталист - человек, который не придает большого значения Священным Писаниям и не придаёт особого значения регулирующим принципам, у которого всё на эмоциях. А ньямааграха - это человек, который им слишком ревностно следует, забывая суть. Я думаю что отсюда можно вывести эти два термина. Может быть где-то ещё эти два термина встречаются, но я не встречал их на санскрите. Ньямааграха - это то, что мне вспомнилось

Продолжение вопроса: - То есть эти две категории (фанатики и сентименталисты) не каништхи и не судурачары?

Мадана Мохан Прабху: - Хороший вопрос. Судурача или нет. Потому что иногда фанатики могут начать оскорблять тех, кто не следует также строго как они. Как в прочем и сентименталисты тоже могут оскорблять почище фанатиков
С них станется с обеих категорий. Поэтому если они начинают оскорблять вайшнавов это становится судурачаром. Без сомнений

Валентин: - Я слышал что в Индии были виравайшнавы и вирашиваиты т.е воинственные группы, которые провозглашали верховенство Шивы или Вишну и даже сражались друг с другом

Мадана Мохан Прабху: - Да, в Южной Индии на счёт превосходства Вишну или Шивы достаточно жестокая была дискуссия
Вообще очень много героизма и жертвенности, крови и смерти в южных традициях. Как-то нам повезло с нашей традицией. Я не помню чтобы у нас кто-то жертвовал. Конечно Харидас Тхакур или вайшнавы в наше советское время.

Но так чтобы разные школы на ножах друг с другом воевали как в Южной Индии в нашей традиции похоже не присутствовало. Я не знаю исторический контекст фанатиков и сентименталистов. Как я понимаю, сказал. Наверняка это есть в наставлениях Бхактивинода Тхакура и Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура. Там например говорится о ленивом читателе и поверхностном критике. Это подходит под фанатика и сентименталиста. Ленивый читатель особенно не вчитывается, не пытается суть понять; а поверхностный критик наоборот - не пытаясь понять суть критикует.

Валентин: - Госвами Махарадж говорит, что последователи большинства религий относятся к этим двум категориям.

Мадана Мохан Прабху: - В православии и у нас это явно проявляется. У нас тоже хватает преданных, которые не могут отделять суть от деталей и которые поэтому оскорбляют друг друга. Когда я говорил что фанатики и сентименталисты оскорбляют друг друга, я ИСККОН имел ввиду, потому что вижу это сплошь и рядом, постоянно, особенно в баталиях в социальных сетях сцепляются и начинают критиковать друг друга, хотя им нужно по разным углам разойтись и заниматься полезной деятельностью. Как детям, которые не могут ладить друг с другом - им нельзя сходится в одной комнате. Игрушки не поделят.

Поэтому Бхактисиддханата Сарасвати говорил, повторяя Дживу Госвами, что каништха не имеет права проповедовать - они не знают как отличать одно от другого, детали от сути, вайшнавов от невайшнавов. Прабхупада говорит, что каништха адхикари это тот, кто не понимает что вайшнав трансцендентен, не видит этого. Хороший вопрос, но я не готов на него исчерпывающе ответить.

Валентин: - То есть от каништхи к уттаме не так легко идти.

Мадана Мохан Прабху: - То что я сказал сегодня в конце лекции должно вдохновить. Шрила Прабхупада в Чайтанья-чаритамрите говорит, что хотя каништха адхикари неофит - он чистый преданный и благодаря его общению люди могут становиться преданными. Это какие-то особые каништхи. Слушаешь например Бхактивинода Тхакура, он говорит:
- Каништха в принципе нама-апарадху повторяет.
Прабхупада говорит: - Нет, повторяет намабхас - освобожденная душа и проповедник

24.04.2021

Бхактисиддханта Сарасвати, Мадана Мохан Прабху, Максим Осипов, фанатизм, Бхактивинода Тхакур, Прабхупада

Previous post Next post
Up