Всего эти два стиха -
4 и 5 стихи - все, что нужно нам содержит, - всю схему, через которую мы должны посмотреть на этот мир, чтобы обрести гьяну - реальную гьяну - опыт лицезрения Бога и, в конце концов, опыт любви к Нему, опыт захлестнувшей нас экстатической любви к Богу - према бхакти. Почему результат или опыт будет разным в зависимости от того каким образом я смотрю на мир? Где Кришна говорит об этой разнице опыта, о том, что если я смотрю на мир по одному - результат будет одним если я смотрю на мир по другом у, то результат будет другой?
В каком-то смысле Кришна постулирует это в начале Гиты. От гьяны, от нашего взгляда на мир, от того как мы посмотрим на мир будет зависеть результат или то, как мир будет относиться ко мне. Где Кришна говорит об этом в Гите? Да, в Четвёртой. "Как человек относится ко Мне, точно таким же образом Я отношусь к нему." йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте та̄м̇с татхаива бхаджа̄мй ахам
Есть некая взаимность. Я проявляю Себя определённым образом». И что Кришна говорит здесь? Если ты будешь относиться ко Мне таким образом, каким Я сейчас тебе объясню.
Если у тебя будет это виденье мира, знание, понимание мира; если ты наложишь на этот мир эту схему, это понимание, то тогда твой опыт достигнет абсолютно полной полноты. Ещё раз. Почему есть разные философии, почему есть разные религии и каждая претендует на исчерпывающее объяснение этого мира? Потому что каждая из этих философий в каком-то смысле является истиной. Что нам даёт основание, что каждая из этих философий является истиной?
Из зала: - Кришна говорит: «Все идут путём Кришны»
Да, все идут путём Кришны. Любая философия является объяснением некоей субъективной реальности. Эта субъективная реальность для данного человека становится реальностью.
И можно сколько угодно спорить: - Моя реальность лучше твоей реальности! Мир, в котором я живу лучше, чем твой! Моё объяснение лучше чем твоё объяснение мира! Все, в конце концов, будут правы. Как в Брихадараньяка упанишад есть история как мудрецы спросили у Ягьявалки: - Сколько богов есть в этом мире?
Ягьявалки ответил, что есть 3003 бога, есть 303 бога, 33 бога, 3 бога, 2 бога, один Бог и нету Его вообще :)
На один вопрос он дал один ответ, но есть: 3003, 303, 33, 3, 2, 1…
Иначе, что он сказал? Что в каком-то смысле если человек говорит 3003 бога, то он прав.
Есть знаменитая история про Шрилу Прабхупаду, когда Ямуна с Мадхудвишей спорила.
Они поспорили из-за Господа Баларамы. Мадхудвиша сказал, что Баларам неотличен от Кришны.
Прабхупада сказал: -Ты прав.
Ямуна говорила, что нет, Баларам полностью отличается от Кришны, потому что Кришна - это Кришна, а Баларам - это Баларам.
Шрила Прабхкпада подумал и сказал: «Она права».
Тамал Кришна сказал, но как это может быть, если они говорят разные вещи?
Шрила Прабхупада посмотрел на него и сказал: «И ты тоже прав!».
И Кришна о том же самом говорит: - Все правы. Не нужно спорить.
йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте
та̄м̇с татхаива бхаджа̄мй ахам Каждый идёт Моим путем, как кто Мне предаётся так Я ему… Но это не значит что все одинаковы, что все пути равны и именно об этом Кришна говорит здесь: гухья тамам - сейчас Я объясню тебе самый высший путь, сейчас я объясню тебе самую сокровенную истину, сейчас Я объясню тебе то знание, которое приведёт тебя к самому полному опыту.
Иначе говоря, любое знание, которое у нас есть, любая гьяна; любая ментальная схема, которую мы накладываем на этот мир, в конце концов, отразится в виде какого-то реального опыта и в этом смысле она будет правдой, но вся эта правда не будет полной и поэтому, в конечном счете, не будет правдой.
И Кришна говорит, что если ты хочешь полную правду, если ты хочешь полное понимание, полное знание, то вот тебе это полное знание, которое Я изложу здесь в этой главе. И если ты посмотришь на мир сквозь это знание, то только тогда твоя вигьяна будет полной. И как я уже говорил, в чем заключается эта вигьяна? Эта вигьяна будет заключаться в том, что я увижу Кришну и не просто увижу Кришну, а у меня появится сарахасья - према бхакти или полная абсолютная любовь к Нему.
Ещё раз буквально в двух словах несколько вещей по поводу этого стиха. Кришна объясняет нам здесь сейчас, что если ты поймешь эту очень важную вещь, то все твои проблемы решатся: ты избавишься от всех своих грехов; ты вернёшься ко Мне; ещё в этой жизни ты увидишь Меня; ты получишь реальный духовный опыт. Слушай Меня очень внимательно! Теперь если мы посмотрим на эту главу и зададим вопрос: - А собственно о чём говорит Кришна в этой главе?
Да, в
4, 5 стихе Он объясняет взгляд на мир - философию ачинья бхедаабхеда таттва, потом Он говорит как ведут себя люди, у которых есть это знание и как ведут себя те, кто не имеет этого знания. Откуда это должно возникнуть? Что это за знание, если одним словом его назвать? Шрила Прабхупада объясняет об этом в комментарии к этому стиху. Какое знание Кришна здесь даёт? Знание о чём, даже если взять понимание
4-5 стихов? Это знание о чём в целом? О могуществе, о величии.
А каким образом это знание о величии Бога может ко всем этим результатам привести? Мы все знаем, что знание о величии Бога оно в каком-то смысле даже мешает возникновению любви. Почему Кришна здесь об этом говорит? Почему Он не описывает Свою сладостную форму?...
Далее с 54:43. Бхакти Вигьяна Госвами. Бхагавад-гита 9.1, 09 июля 2005, Сочи
***
Мадана Мохан Прабху: - Вы объясняли по поводу пути, который создан Кришной, что все идут Его путём и что все философии в каком-то смысле истинны. Я слышал ещё одно нетривиальное объяснение, что путь есть, но идти по нему можно в разные стороны - можно по этому пути идти к Кришне, а можно от Кришны.
Бхакти Вигьяна Госвами: - Естественно, что Кришна не говорит, что все философии одинаково истинны или одинаковы, равны и приводят к одному и тому же результату. Но так или иначе всё это есть скол или слепок его реальности, где Кришна говорит, что если ты хочешь так видеть, то ради Бога, пожалуйста, ты будешь это видеть и в этом будет определенная истина Но естественно глупо утверждать, что все они одинаковы, находятся на одном и том же уровне. Кришна утверждает принцип взаимности.
Я это говорил именно в связи с зависимостью нашего опыта от наших представлений, от наших концепций. У нас есть какие-то концепции, и они будут подтверждаться нашим опытом. И мы можем видеть, что люди разными путями идут и все подтверждают это. Один говорит: - Работает! Другой говорит: - И это работает! Сейчас преданные находятся на эзотерическом фестивале «Жизнеград» и там тоже огромный спектр представлений и всё вроде бы работает до какой-то степени, но очень важно при этом понимать иерархию.
Об этой иерархии говорит здесь Кришна: вот она - гухьятамам - сейчас Я тебе расскажу самое сокровенное, которое приведет тебя к тому опыту, который ты ни в каком ином месте не получишь. И само понятие иерархии вытягивает почву из-под ног тех, кто говорит, что всё одно и тоже и всё, в конце концов, к одному и тому же приводит. Есть иерархия, и есть разные результаты
с 01:16:06 до 01:18:07