В пресс-центре у нас было много событий. Санкиртана каждый день приносит что-то новое. Зарубежные журналисты тоже с удовольствием с нами сотрудничали - за исключением французов. Я тогда вспомнил, как Алексей Павлов в 1988 году вернулся с заграничных гастролей (возможно, ещё с ансамблем «Звуки Му») и сказал: «Самая демоничная нация - это французы». Кстати, Шрила Индрадьюмна Свами Махарадж говорит, что годы, проведенные во Франции, он считает вычеркнутыми из жизни. Это - единственная западная страна, где ИСККОН запрещён.
Правда, там есть храмы, фермы и Ратха-ятры, но всё это - не под эгидой ИСККОН. Есть там и ученики Шрилы Прабхупады, которые проповедуют по мере возможностей, но возможности весьма ограничены, потому что антикультовое движение там было очень сильно И я смог лично убедиться в верности мнения Алексея Павлова. Агентство «Франс-пресс» тогда ляпнула про нас что-то дурацкое. Я позвонил в их московскую редакцию, и француженка на ломаном русском языке у меня спрашивает: «А как Ваше имя?» Я ей выдал своё санскритское имя, а она мне: «Что это за имя такое?» «Это духовное имя». И она с явной издёвкой в голосе спрашивает; «А какое у меня духовное имя?» Я ей ответил: «Его надо заслужить сначала». В итоге никакого контакта у нас не получилось: она не захотела заслуживать духовное имя.
Пожалуй, самая интересная история приключилась с газетой «Гардиан», Английская журналистика традиционно считалась самой выдающейся в мире, а «Гардиан» - это флагман английской журналистики. В один прекрасный день мы обнаружили в "Гардиан" заметку под названием: «Кришнаит Зуев: РПЦ - это деструктивная секта». Я думаю: "Что за чудеса? Как это может быть? Радха-Дамодар прабху обычно политкорректен».
Я звоню в московскую редакцию «Гардиан» и говорю: «Возможно, ваш журналист, который брал интервью у нашего Радха-Дамодара прабху, что-то не так понял». Но вот что значит - профессионалы! Они мне сразу по телефону дали послушать запись интервью. Журналист своими вопросами сначала разозлил Рад- ха-Дамодара прабху, а в конце говорит; «В РПЦ считают, что вы деструктивная секта». И Радха-Дамодар прабху ему в ответ: «Сами они - деструктивная секта!»
Мы стали их просить опубликовать уточнение или разъяснение, и для того, чтобы это опубликовать, мне пришлось звонить уже в Англию, в их лондонскую редакцию, причём - насколько я помню - так ничего опубликовать и не удалось. К счастью для нас, в РПЦ, похоже, «Гардиан» не читают. Но это - журналистское мастерство: довести человека до белого каления… Западным преданным удавалось и удаётся организовывать хорошие публикации в СМИ. Они более опытны в этих вопросах, и у них стаж работы в этой сфере больше. К тому же многие из этих преданных - ученики Шрилы Прабхупады.
Он их лично вдохновлял на это. В «Шикшамрите», собрании писем Шрилы Прабхупады по 50 темам, есть особый раздел по связям с общественностью, в том числе со средствами массовой информации. Этим занимались такие выдающиеся преданные, как: Шрила Мукунда Госвами, Ануттама прабху, Аджа прабху, Шаунака-Риши прабху. Я консультировался также с первой английской ученицей Шрилы Шиварамы Свами Шримати Варшаной. Особенно сильные публикации были, когда действовала «Пища жизни» в горячих точках
Даже в «Нью-Йорк таймс» опубликовали ста- тью об этом. Кстати, что касается освещения чеченских событий, то в этом большую роль сыграл Мадана-мохан прабху. Он побывал в Чечне, лично связался с журналистами, которые тогда работали там, а кроме того, сам написал отличную статью. У нас были хорошие контакты с «Москоу таймс» московской американской газетой. А ещё тогда в Москве выходил американский журнал на русском языке «Большой город», который выглядел как газета формата АЗ.
Там была американская редакция с русскими журналистами, Мы регулярно выступали у них в рубрике "Побойтесь Бога!», причём на совершенно невероятные темы Например, там появилась статья под названием «Санкиртана», в которой приводились воспоминания Мадхусуданы прабху - был такой сильный санкиртанщик в «Сухаревском храме» у Видуры прабху, В статье рассказывалось, как он зашёл в квартиру к одной подслеповатой старушке. Мадхусудана прабху вспоминает: «Я почему-то вдохновился так, что заговорил стихами.
Это такое впечатление произвело на старушку, что она взяла книгу, дала пожертвование и тоже заговорила стиха ми: Живу одна, книг не читаю, Зачем беру - сама не знаю!"». Это было опубликовано в «Большом городе»! По большей части журналисты относились к нам хорошо. Проблемой были только проявления их беспринципной природы: если есть какой-то жареный факт, то его надо дать, а потом разберёмся, правда это или нет.
Так возникла публикация «Кришнаит отрезал голову православному священнику». Дворкин раструбил повсюду: «Ритуальное убийство!» В газете «Коммерсант» аж на всю полосу фотография бритого затылка с шикхой. Мы начали опровергать это. От «Коммерсанта» добились того, что они опубликовали фотографию того же затылка, но без шикхи - дескать, это оказался не кришнаит. В разоблачении этой «утки» основную роль сыграли Радха-Дамодар прабху и Гуруврата прабху, тогдашний президент красноярской ятры.
Гуруврата прабху проводил очную ставку с убийцей, экзаменовал его на знание вайшнавизма, и тот провалил экзамен. Ещё была интересная история с немецким журналом «Штерн» Хитрые немцы усыпили нашу бдительность своими поклонами алтарю, а потом представили Движение сознания Кришны очень неаппетитно - на целый разворот дали фото плачущей девочки, загримированной под Кришну. Сейчас эта девочка - гарвардский санскритолог Радха Блиндерман.
Поскольку западных преданных журналисты тоже часто обманывали, те составили документ, который должны были подписывать СМИ как условие предоставления возможностей для репортажа. Однажды в «Храм на Беговой» приехала съёмочная группа откуда то из Европы. Я дал им на подпись тот документ как условие съёмки. Когда руководитель группы его прочитал - а там говорилось, что надо отснятый материал показать до его использования, он побелел как бумага, на которой это было написано. Так они дорожат свободой слова!
Во многих случаях было очевидным вмешательство Кришны. Например, «Труд» опубликовал интервью американского депрограмматора Хассена, который тогда разыскивался Интерполом. А в газете он представал респектабельным доктором наук. Нам удалось до- биться, чтобы «Труд» опубликовал нашу ответную статью «Кто Вы, доктор Хассен?». Потом они стали публиковать Дворкина, и мы добивались публикации наших опровержений.
Они их публиковали, но в следующем же номере публиковали очередную ерунду. В итоге они опубликовали маленькую заметочку под названием «Кто такой Прабхупада?». Мы думали, что надо это тоже как-то опровергать, стали опять давить на них, но один наш санкиртанщик рассказал, что встречал людей, которые видели эту заметку, читали, но запомнили только вопрос в заголовке: «Кто такой Прабхупада?» А тут им на улице книгу предлагают под названием «Прабхупада»! И хорошо брали эту книгу! Бич отечественных журналистов - это «зелёный змий». Его жертвами стали трое наших доброжелателей. Один публиковал наши материалы чуть не в каждом номере своей газеты.
Это, правда, была газета не особо значительная, но имела свою аудиторию. Он в 1980-х годах оказался на какой-то программе дома у Шримати Премавати, и у него осталось положительное впечатление. Второй был членом редколлегии «Комсомольской правды». Это уже была очень значительная газета. Он с нами подружился на почве дала, которым мы его угостили. Как пьяница, он сладости не ценил. Однажды я ему звоню, а он лыка не вяжет, говорит, еле ворочая языком; «Заберите меня отсюда!» Куда-то он попал, в какую-то компанию, но так и не смог сказать, где он.
Я говорю: «Где Вы? Мы заедем за Вами!» - но он сам не знал, где он. Третьим был знаменитый автор сенсации «Маугли-2», о которой я рассказывал выше. Он ушёл из «МК», где был религиозным обозревателем, и устроился на работу в какой-то домостроительный комбинат. Алкоголь - это один бич, а другой - курение! В кабинет зайдёшь - дыма табачного столько, что людей не видно…
Кришнананда Прабху. Из реки времени. 6 глава. История пресс-центра