Брахмачарья в грихастха-ашраме I

Dec 29, 2020 08:11

И семинар этот будет касаться одной из самых больших проблем для практикующих преданных - это соблюдение так называемого «четвертого регулирующего принципа», что это значит, каким образом человек может реально достичь совершенства в этом во всем, и какие ошибки человек может, к сожалению, совершить на этом пути и часто совершает, какие подмены возможны тут.

Материал очень большой, поэтому я решил сознательно не петь в начале, я подумал, что петь вы будете потом, что в начале нужно настроиться на серьезный лад и попытаться вникнуть в этот материал. Я не уверен, что я смогу все то, что мне хотелось бы сказать, дать за четыре коротких часа - два сегодня, два завтра, но посмотрим, как мы пойдем, насколько будет у нас рабочий темп.

Я хотел вас предупредить, что этот семинар, как большинство моих семинаров будет перенасыщен разным материалом, не смущайтесь этому, не бойтесь того, что сразу всех нюансов того, что я скажу, вы не схватите, к нему наверно надо будет еще пару раз вернуться для того, чтобы уложить его внутри и подумать, что он означает в практической сфере. И в начале мне хотелось поделиться с вами той логической структурой, которую я для этого семинара разработал. Она состоит из 12 пунктов, я хотел сразу настроить на какой-то рабочий лад, чтоб вы поняли, о чем мы будем говорить. В начале я поговорю в целом о роли правил в нашей жизни, о том, для чего нужны правила и как нужно правильно относиться к правилам и как можно неправильно относиться к правилам.

Второй пункт будет описывать два вида веры и вытекающее из них отношение к правилам, два или три отношения к правилам, то есть, каким образом наше отношение к правилам и вообще отношение к духовной жизни зависит от того, какова природа моей веры. Это очень важная вещь, и мне хотелось в этих двух пунктах заложить некую фундаментальную основу для всего того, что я буду говорить потом. В процессе моего рассказа будет достаточно много каких-то технических вещей, технических деталей, особенно, когда я перейду к практике, там будет очень много практических, технических вещей, но все это будет абсолютно бессмысленно, если мы не поймем, откуда все проблемы берутся. Они берутся именно из-за нашей правильно или неправильно сформированной веры.

Потом я немножко расскажу о том, каким образом Шрила Прабхупада подходил к этой проблеме. Шрила Прабхупада о незаконный сексуальных отношениях, о том, что это значит. Несколько писем, три письма Шрилы Прабхупады я переведу, очень важных, фундаментальных в этом отношении.

Четвертый момент будет очень интересный, я буду говорить о природе сексуального опыта. А нам нужно очень хорошо понимать с научной точки зрения, что это такое, почему это настолько затягивает и настолько приковывает к себе человека. Потому что, если мы не разберемся как следует в этом, мы будем очарованы этим.

Ну и в частности я буду говорить о разных именах Камадева, которые показывают, насколько глубоко люди ведической культуры понимали природу того, что происходит, когда мужчина и женщина вступают в интимный контакт.
Пятый момент будет очень грустный, я буду говорить о том, что невозможно насытить материальные желания, удовлетворяя их, и нужно очень хорошо понимать этот момент и не пребывать в иллюзии. Но это будет только введением к совсем грустным пунктам программы, это, собственно, какой вред наносят человеку незаконные сексуальные отношения. Я буду рассматривать этот вопрос на нескольких уровнях - на социальном уровне, на физиологическом уровне, на эмоциональном уровне, какой это вред для ума приносит и буду говорить о духовных последствиях этого - это, соответственно, седьмой, восьмой и девятый пункты моей программы.

Десятый пункт даст вам некоторое облегчение, потому что я буду говорить о том, что с помощью подавления с вожделением бороться нельзя. Ниграхах ким каришйати (Б.-г., 3.33), я сразу оговорюсь, что просто механическое подавление - это не решение проблемы, наоборот, это усугубление проблемы.

В одиннадцатом пункте я попытаюсь сказать о стратегии подхода или борьбы с этой очень могущественной силой, с которой нам приходится сражаться, с этим могущественным врагом, с которым мы практически ежедневно так или иначе сражаемся с тем или иным успехом. И тут я не знаю, насколько подробно я смогу все это сделать, потому что как вы видите, очень большая программа, хотя хотелось бы до каких-то деталей дойти. Мне хотелось поговорить о йоге, о каких-то аюрведических вещах, ну и естественно о вещах, о рецептах, о способах, которые давал непосредственно сам Шрила Прабхупада в первую очередь, но также о йоге и о подходе йоги как вспомогательном методе.
И, наконец, двенадцатый пункт, заключающий пункт, триумфальный пункт, он звучит так: «Победа над сексуальным желанием - это победа над смертью».

И мне очень хочется довести вас до этого заключительного аккорда, чтоб мы хорошо поняли, собственно, что поставлено на карту, и насколько важна эта борьба и насколько важно правильно соизмерять свои силы и правильно относиться к тому, что происходит у нас внутри и не совершать каких-то ненужных и очень дорогостоящих ошибок в этом вопросе.

Это приблизительная логическая структура, которую я набросал. Если у вас есть еще какие-то пожелания, пожалуйста, говорите, пишите мне записки или говорите, если что-то я так или иначе упустил. Я хотел заранее договориться, что это будет в высшей степени откровенный разговор, я доверяю вам как людям взрослым, и мы будем с вами говорить об очень, скажем так, деликатных и сложных вещах максимально открыто, потому что это, в общем-то одно из условий успеха в этой сложной борьбе.

Может быть какие-то сразу дополнения есть к этому? Вам нравится такая перспектива? Хорошо.
Итак, начнем с самого начала, с того, зачем мы следуем правилам и зачем нужны правила. Это очень важно говорить людям современного мира, потому что люди современного мира думают, что счастье в том, чтобы отказаться от всех правил. Так вот, хотел вас обрадовать, правила нужны для того, чтобы мы стали счастливыми. И нам никогда не нужно забывать об этом принципе. Это принцип, это закон.

Правила нужны, чтобы сделать нас счастливыми, не наоборот, ни чтобы сделать нас несчастными, ни чтобы закрепостить нас. Неправильное отношение к правилам приводит к тому, что человек становится их рабом. Правила нужны для того, чтоб сделать нас свободными. Неверное отношение к правилам наоборот закрепощает человека, лишает его свободы, делает его рабом этих правил, и это очень тонкая грань, очень легко ее преступить и позабыть, собственно, зачем нам нужны правила, в том числе и этот регулирующий принцип - они нужны в конце концов для того, чтоб принести нам ощущение внутренней свободы, победы, счастья и сделать нас счастливыми.

И я буду объяснять это в следующем пункте, каким образом это закрепощение проявляется, но тут, в этот моменте, мне хотелось сказать, что в общем-то правило - это способ принести большую осознанность в нашу жизнь. Когда мне объясняют, как я должен есть, смысл этого не в том, чтобы механически начать есть, а в том, чтобы привнести большую осознанность в этот процесс.

Очень тоже важный принцип: правило - это то, что помогает человеку делать то, что он делает осознанно, не механически. Беда заключается в том, что мы привыкли все делать на автомате, на автопилоте, и это автоматическое выполнение, оно, собственно и называется программой или кармой, кармической программой, которая в нас заложена. И правила не заключаются в том, чтобы перепрограммировать нас из одного автомата в другой автомат. Это та ошибка, которую часто преданные делают.

Они думают: «Ну да, у нас были какие-то правила, нас каким-то образом приучили или каким-то образом мы жили, теперь, что происходит в сознании Кришны - в нас меняют программы, одну программу вынимают, другую программу вставляют». Нет. Правила нужны именно для того, чтоб человек делал то, что он делал, осознанно, и они как бы напоминают ему, подталкивают его, направляют его сознание туда, куда нужно в тот момент, когда он это делает. Потому что результат осознанного действия и результат действия неосознанного принципиально отличаются. Осознанное действие приводит к нужному результату и не создает кармы, неосознанное действие - это всегда сотворение некой бессознательной кармы или воспроизведение нашей кармы и усиление, повторение нашей кармы, то есть, очень важная вещь. И сейчас мы скажем об этом принципе еще более подробно чуть-чуть.

Мы знаем, что Шрила Рупа Госвами сформулировал неправильное, неверное отношение к правилам в одном слове, которое имеет двойной смысл. Какое это слово? Ниямаграха. Нияма аграха, вы все знаете, как говорит Шачинандана Махарадж: «You know everything!» И тем не менее, несмотря на то, что вы все знаете, мы с вами подумаем, что это реально значит. Нияма аграха - это сложное слово на санскрите, и двусмысленность его появляется в результате определенных правил сандхи, которые существуют или правил слияния, правил эвфонии или правил произнесения санскрита верного.

Оно состоит из двух слов - нияма аграха, и это первое «а» может быть либо длинным, либо коротким. Нияма аграха. Двусмысленность появляется из-за того, что вторая часть в этом слове «аграха» первая буква в этом слове может быть либо аграха, либо ааграха. Но на санскрите, так как это длинное или короткое «а» сливается с последним коротким «а» в слове «нияма», оно всегда превращается в длинное «а», там есть либо длинное, либо короткое, нет утроенного «а» - нияма аааграха - нет. Ниямааграха, «а» длинное. Отсюда появляется эта двусмысленность.

Нияма значит что? Правила. Мы все знаем в йоге - яма-нияма, яма - это ограничения, нияма - это правила, то, чему нужно следовать. И, соответственно, граха что значит? Граха значит планета, те, кто знают астрологию, правильно? А почему? Что значит граха? Граха значит «то, что хватает». Почему планеты называются грахами, потому что они хватают нас и начинают нами управлять.

Иначе говоря, если бы было «нияма граха» - это означало бы принятие правил, но тут у нас «нияма аграха», то есть первый смысл этого слова - нияма аграха - если «граха» - «принять», то «аграха» что значит? Отринуть, не принимать. То есть, первое, неправильное отношение к правилам - отвержение, пренебрежение правилами.

Это не сделает нас счастливыми. Еще раз, правила нужны для того, чтоб сделать нас счастливыми. Чем больше правил в нашей жизни - тем лучше, тем мы счастливее, если мы правильно ими пользуемся. Итак, первое отношение неправильное - когда мы отвергаем правила. Теперь, если мы поставим еще одну «а» перед «аграха» - «ааграха», то это что будет? Двойное отрицание. Что значит двойное отрицание? Двойное отрицание значит эмфатическое утверждение, то есть усиленное утверждение.

Не просто утверждение. Граха - это утверждение, принятие правил, аграха - это отвержение правил, ааграха значит чрезмерно фанатичное принятие. То есть, этим словом Шрила Рупа Госвами одновременно убивает двух зайцев, которых нужно убить - неправильное отвержение правил и неправильное слепое принятие правил или принятие правил ради правил. Когда мы становимся рабами правил, мы забываем, что правила нужны для нас, не мы для правил, а правила для нас, то это ааграха, то есть фанатичное или слепое принятие правил, когда я просто следую правилам ради правил и не понимаю, зачем я им следую.

И в сущности, слушайте, это очень важный момент сейчас наступает, что это значит. Это означает одну очень важную вещь, и очень часто преданные не понимают этого. Та самая середина, золотая середина, которую Рупа Госвами нам рекомендует, середина между этой «Сциллой и Харибдой», Сциллой, крайностью отвержения правил и Харибдой фанатичного слепого следования правилам. И как правило люди, у них маятник, они сначала принимают, потом отвергают, потом опять начинают принимать и никогда посередине не останавливаются.

Эта срединная вещь означает следование правилам, которые соответствуют моей квалификации. Очень важный момент. Это утверждение несет в себе понимание квалификации человека, адхикара. Когда я не следую правилам, которым мог бы следовать, то это что? Нияма аграха. Я пренебрегаю, я могу им следовать в принципе, но я пренебрегаю, я считаю, что в этом нет необходимости, я как бы занижаю свой уровень. Когда я пытаюсь следовать правилам, которым я еще не могу следовать, то это нияма ааграха.

Еще раз, есть я, и есть некий оптимальный уровень, которому я должен следовать, который сделает меня счастливым, который даст мне некую уверенность внутреннюю в своей жизни, который поможет мне… Это следующий момент, не буду сейчас переходить. Есть я с моим адхикаром и правила, которые соответствуют моему адхикару.

Когда я пытаюсь прыгнуть выше своей головы, то это губительная вещь, и это называется фанатизмом, и если я не следую этому - тоже губительная вещь, и то и другое приводит к деградации, это очень важный момент, это нужно записать. Оба отношения к правилам неправильные, неверные приводят к тому, что адхикар наш будет понижаться, что мы утратим тот уровень, на котором сейчас находимся.

И наоборот, если я следую тому уровню, тем правилам, которые мне по силам и правильно к этому отношусь и делаю это правильно, то тогда какой будет результат этого? Прогресс. На самом деле я буду идти дальше, и моя способность следовать каким-то правилам будет увеличиваться, мой духовный уровень будет повышаться, на всех уровнях на самом деле я смогу брать новые и новые высоты.

Это очень легко понять. Как человек, спортсмен, который тренируется. Какие две ошибки может совершить спортсмен, который тренируется? Да, он может надорваться. Если он надорвется, к чему это приведет, что с его адхикаром станет? Да, он не сможет ничего делать, он станет инвалидом или ему нужно будет очень долго восстанавливать форму. Или он может что делать? Другую ошибку, которую делает спортсмен?

Да, он может просто филонить, да, может халявить, может лениться и ничего не делать. Что будет с его уровнем? Его уровень тоже будет падать. При этом второй процесс более медленный, чем первый, когда человек берет слишком высокую планку, он может очень резко деградировать или упасть со своего уровня.

Но если человек делает что-то на пределе своих возможностей, то есть он полностью использует свои возможности… Еще раз, если следовать своим правилам значит полностью пользоваться своими возможностями, то к чему это будет приводить? Его возможности будут увеличиваться, тогда как в противном случае возможности будут уменьшаться.

Это очень важная вещь, и, собственно, Бхактивинод Тхакур объясняет это в «Бхактья-локе», «Бхактья-лока» - это его комментарий к этому стиху из «Упадешамриты», где перечисляются шесть вещей, мешающих бхакти. И он объясняет, что если человек следует правилам в соответствии со своей квалификацией, то тогда он будет постепенно повышаться, если же он придерживается правил более низкого уровня, держится за них, или наоборот, пытается следовать более высоким правилам, то он будет деградировать.

И он завершает это утверждение, он говорит, слушайте, очень воодушевляющая вещь, он говорит: «Постоянно памятуя об этом наставлении, человек должен все время повторять святое имя и помнить о Господе Кришне и таким образом подниматься все выше, выше и выше». Иначе говоря, человеку нужно очень хорошо понять смысл этих наставлений, и, собственно, мы будем об этой золотой середине говорить или объяснять, что это значит.

И мне хотелось привести трагический пример из «Махабхараты», когда человек становится рабом правил. Как по-вашему, какая из историй «Махабхараты»… Карна - один из них, безусловно… Бхишма. Карна тоже безусловно, но Бхишма был рабом правил в каком-то смысле, и нам нужно хорошо понять, Бхишма - Махаджан, мы сейчас его не осуждаем, он сыграл определенную роль, чтобы научить нас.

Он великий чистый преданный, но тем не менее он играл эту роль, и для него эта привязанность к правилам была дороже всего, и с одной стороны мы восхищаемся этим, но с другой стороны мы видим, к каким трагическим последствиям это привело. В конце концов к чему это привело Бхишму? К тому, что он стал сражаться на другой стороне, против Кришны, потому что он неправильно понимал принцип верности и так далее, то есть там очень-очень трагическая судьба у всей этой истории. И в то же самое время мы видим Кришну.

Кришна в «Махабхарате» хочет научить нас и при этом все время говорит: «Дхарма - очень тонкая вещь», и нарушает ее постоянно :) , и при этом объясняет, что это и есть дхарма. Он нарушает то, что, скажем так, с внешней точки зрения люди считают дхармой. Кришна говорит: «Нет-нет, это не дхарма, потому что вы взяли правила и забыли суть. Дхарма, Я сейчас объясняю, - Кришна говорит, - Я объясняю вам, что значит не изменять сути».

Иначе говоря, следуя правилам, мы не должны изменять сути. И очень легко, очень легко в следовании правилам забыть о сути, изменить этой сути, потерять эту суть в следовании правилам. Мы оглянуться не успеем, вроде бы мы все делаем правильно, а суть мы потеряли, и мы несчастны. И чисто психологическим признаком этого является что? Человек несчастен, у человека счастья нет. Вроде все делает правильно. Обещали, обманули! Не обманули, просто человек неправильно делает. Понимаете, как это важно? Еще раз, поэтому я сказал: «Правила нужны для того, чтобы сделать нас счастливыми, чтобы сделать нас счастливыми, не для чего-то еще».

Теперь, это был первый раздел. И мне хотелось с вами пойти дальше, еще сделать один очень важный шаг в нашем понимании того, откуда берется это неправильное отношение к правилам, неверное, губительное, самоубийственное я бы даже сказал отношение к правилам, когда человек превращается в автомат в какой-то, преданный превращается в автомат.

Бхакти Вигьяна Госвами, 20.09.2016

Д алее

Махабхарата, Бхакти Вигьяна Госвами, Кришна, Отношение кришнаитов к сексу, фанатизм, Бхактивинода Тхакур

Previous post Next post
Up