Нама-хатта в Турции

Dec 05, 2020 15:53



Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

Амала д.: К Движению сознания Кришны я присоединился в Москве в 1990 году. Я купил «Бхагавад-гиту» и «Учение Господа Чайтаньи» и очень заинтересовался этим учением (к тому времени я уже интересовался йогой). Я начал посещать лекции в храме на Беговой, и вскоре, где-то через полгода, присоединился к храму. Параллельно я закончил Институт физической культуры, в котором обучался тогда, по специальности   тренера-преподавателя водного поло. Что касается моего служения, то сначала я помогал пуджари, затем сам стал пуджари, потом один год служил в минском храме, а затем еще полгода в Москве.

После этого я поехал в Индию, где Айравата прабху, который занимается проповедью в мусульманских странах: в Турции, Кипре, Иордании и Египте, - пригласил меня также принять участие в этой про- грамме. Меня вдохновляло служение Айраваты прабху, его проповеднический энтузиазм, и поэтому я решил присоединиться к нему. Произошло все это в 1995 году на праздновании Гаура-пурнимы. Потом где-то около восьми месяцев я проповедовал мусульманам, живущим в Калькутте, приглашал их в Маяпур, распространял книги.

Один мусульманский ученый из Калькутты приехал в Маяпур, и очень заинтересовался этим проектом, сказал, что это по- настоящему духовная организация. Ему понравилось, как производится обучение в гурукуле. Я не помню, к сожалению, как его зовут. Был еще профессор из Бангалора. Он обсуждал Коран и «Бхагавад-гиту» с Айраватой прабху, был в алтарной комнате; ему очень понравились Божества (когда он увидел Господа Нрисимху, то его даже трепет охватил!). Он принимает Кришну, но не как Бога, а как пророка. Также он принимает авторитет «Бхагавад-гиты» и считает, что она пришла от Бога.

Мы надеемся, что в дальнейшем такой диалог между конфессиями будет продолжаться. Кроме того, я служил Божествам Шри-Шри-Радха-Говинды в калькуттском храме. После Гаура-пурнимы 1996 года Айравата прабху попросил меня и еще одного преданного из Марокко поехать в Стамбул, попытаться проповедовать там и открыть какой-нибудь центр. Однако в 1996 году мы пробыли в Стамбуле всего три месяца, потому что нам там пришлось очень тяжело: мы никого не знали, негде было остановиться, отсутствовали условия для приготовления пищи.

Центр организовать не получилось. Но зато мы навели кое-какие знакомства и распространили некоторое количество книг.  Затем я поехал в Англию, некоторое время собирал там пожертвования для нашей проповеди, для распространения книг, а в январе 1997 года мы опять собрались в Индии. Айравата прабху сказал, что наступает весьма благоприятный момент для того, чтобы снова попытаться организовать какую-то проповедь, и в апреле мы, уже вчетвером, отправились в Стамбул. На этот раз по милости Кришны и духовных учителей нам удалось снять квартиру, в которой мы стали проводить программы с приглашением гостей, распространением книг, прасада и т.д.

А кто приходит на эти программы?

A.: Наши программы посещают самые разные люди: от серьезных мусульман до людей достаточно европеизированных. Один преданный у нас очень хорошо знает хатха-йогу и дает частные уроки хатха-йоги. Он достаточно знаменит, и к нему приходит много людей. В процессе обучения он дает им более широкое понимание, разъясняет, что хатха-йога лишь ступенька на пути к бхакти к совершенству, рассказывает, что «Бхагавад-гита» - это универсальная книга по йоге и т.д.

Сейчас не которые из его учеников уже читают «Бхагавад-гиту» и повторяют мантру…  Вообще, турки очень любят вкусно поесть, им нравится петь, танцевать, и наши программы предоставляют им такую возможность: они с удовольствием поют, вкушают прасад и их удивляет, насколько вкусна и вдохновляюща эта вегетарианская пища! На самом деле, в Турции очень трудно найти вегетарианцев - это страна кебаба, и там на каждом углу жарится мясо, но, когда турки пробуют прасад, они вдохновляются и говорят: «Мы непременно должны стать вегетарианцами!»

Наш повар, Расамандала прабху, работал в вегетарианском ресторане в Бельгии, и поэтому он готовит прекраснейший прасад: самосы, сладкий рис, халаву, много видов сабджи. И все, кто посещает нашу программу, просто в восторге от этих блюд! Что касается киртанов, то недавно один преданный привез мридангу и караталы, и теперь мы поем под их аккомпанемент (раньше пели под гитару). Так что наши домашние программы проходят в очень теплой, дружественной обстановке. Кроме того, в Стамбуле нам удалось познакомиться с местной индийской общиной.

При ней действует организация «Друзья Индии», которая проводит культурные программы, посвященные, например, индийским классическим танцам и музыке, празднуют индийские религиозные праздники. Так как вся индийская классическая культура тесно связана с Кришной, с духовностью, то это очень широкое поле для нашей проповеди. Сейчас мы как раз собираемся организовать большие проповеднические программы в этой общине. Также в Турции сейчас наблюдается очень хорошая тенденция: многие турки, особенно молодые, становятся людьми более широких взглядов; они уже не так фанатично настроены, как раньше.

Немало людей в Турции интересуется йогой, мистическими учениями, китайской гимнастикой тай-цзи-цюань и т.д. Существует много издательств, печатающих книги подобной тематики, а также различных обществ, например, Общество Сахаджия йоги, Общество Трансцендентальной Медитации Махариши Махеш йоги, и будет обидно, если к этому списку не добавится Международное общество сознания Кришны. Однако, несомненно, существует и большая опасность, так как по закону за проповедь любой религии в Турции полагается 5 лет тюрьмы.

Другие общества йоги проповедуют не так активно и говорят как бы на отвлеченные темы. Они майявали, имперсоналисты, и потому их лекции не звучат как проповедь, как призвание предаться Господу, так что мусульманское правительство не видит в них особой опасности. Но когда мы начинаем проповедовать и распространять книги, то они чувствуют, что это очень мощное религиозное движение, могущее привлечь в свои ряды много участников, и они боятся потерять свое влияние.

Расскажите поподробнее о том, как вам удается распространять книги

A.: В Стамбуле есть мусульманский район Фатих, и в этом районе действует первый центр намахатты. Его ведут инициированная матаджи и ее муж, бывший сикх. Айравата прабху жил у них, и выходил оттуда распространять книги. На улице там распространять достаточно тяжело и опасно, и поэтому мы распространяем книги по магазинчикам. В одной лавочке, например, стояли книги по хатха-йоге, и мы предложили наши книги. Хозяин сразу же купил 20 штук и выставил их на продажу. Сейчас книги Шрилы Прабхупады продаются там в нескольких киосках.

А когда мы распространяем непосредственно на улице, то, как правило, делаем это не в вайшнавской одежде, потому что это опасно. Иногда я надеваю курту. Мы обычно подходим к людям, говорим, что мы туристы, что учимся в Индии - изучаем древнеиндийскую философию, йогу, медитацию - и если люди интересуются этим, то мы начинаем объяснять дальше.



А случалось так, чтобы во время вашей проповеди происходили какие-то инциденты?

A.: Да, однажды один парень, которому я предложил книги, начал кричать, что это шайтаны, пытался позвать людей, но так как он был очень молод, то на него не обратили особого внимания. На самом деле, там несколько раз по телевизору была антиреклама книг Шрилы Прабхупады, где объясняли, что они очень вредны для ислама, что тех, кто распространяет эти книги в Стамбуле, надо сдавать в полицию. Этот парень, наверное, посмотрел ту передачу, и стал кричать. Это было возле одной из старинных мечетей. Я там, кстати, видел русских, которые в медресе изучают ислам.

Они настроены  очень воинственно и говорят, что распространят ислам по всему миру и сделают всех мусульманами. Они усиленно начали проповедовать мне. «Бхагавад-гиту» они принимают, но считают, что она уже устарела. Проповедь в мусульманских странах требует знания духовных основ ислама.

Изучали ли вы ислам специально?

A: Что касается Айраваты прабху, то он родился в мусульманской семье, а его дедушка был имамом в мечети, поэтому он очень хорошо знает исламскую философию, культуру и религию.
Он наизусть помнит многие места из Корана. Недавно в Маяпуре Би-Би-Ти напечатало на английском его книгу «Скрытое сокровище Корана». Там описывается встреча Господа Чайтаньи Махапрабху и мусульман-патанов, то есть турецких воинов. Цитируя Коран, Господь Чайтанья поднял этих мусульман до уровня чистого преданного служения и тем самым показал нам, как мы должны проповедовать последователям ислама. В действительности, мусульмане обычно не принимают авторитета других писаний, и, чтобы убедить их и доходчиво донести до них наше послание, мы должны знать их собственную культуру, их собственные писания.

Цитируя Коран, мы можем убедить их, что вайшнавизм и ислам - это одно и то же. Говорится, что главная религия - это санатана-дхарма, или же предание себя Господу, а «ислам» - это как раз и означает «предание себя Господу», равно как и бхакти-йога. Когда Шрилу Прабхупаду спросили, что он думает насчет ислама и христианства, то он ответил, что нас не интересует разница в языках. То есть ислам, бхакти-йога и христианство - это названия одного и того же, только на разных языках.

Поэтому мы пытаемся проповедовать именно таким образом: говорим, что нет никакой разницы, что мусульманские писания призывают к тому же, к чему призываем и мы, что Бог един - просто мы знаем Его под разными именами: Аллах, Кришна, Иисус и т.д. И, конечно же, мусульмане привлекаются такой проповедью: им нравится, что мы проповедуем через Коран, что мы показываем знание их собственной традиции. Они сразу проникаются доверием к такому проповеднику, слушают его более внимательно.

Айравата прабху, кстати, написал еще одну книгу: «Шрила Прабхупада об исламе» - и в ней он привел высказывания Шрилы Прабхупады о том, как преданные должны воспринимать ислам, как они должны проповедовать мусульманам. Эти высказывания были разбросаны по самым разным источникам, и Айравата прабху взял на себя огромный труд собрать их все воедино. Книга вышла пока тоже только на английском, но если найдутся преданные, которые смогут перевести ее на русский, то это очень пригодится, особенно для тех, кто проповедует в южных республиках СНГ.

В христианской культуре сейчас существует очень много различных ответвлений, направлений, даже сект, и их философские взгляды весьма существенно разнятся. А какова ситуация с этим в исламе?

A.: Да, с уходом ачарьи, с уходом пророка сразу же происходят изменения, отклонения и т.п. Это произошло и в исламе. Еще когда Мухаммед был на Земле, он предсказывал, что с его уходом ислам расколется на два направления, а они в свою очередь - на огромное количество других. И хотя Коран авторитетен, сохранен в чистоте, все же существуют различные его интерпретации, сделанные различными людьми.

Отсюда и такое количество сект. Две главные ветви - это шииты и сунниты, то есть последователи Али, близкого ученика Мухаммеда, и их противники. Когда Мухаммед оставил этот мир, то одни мусульмане говорили, что следующим руководителем может быть только тот, кто находится в кровном родстве с Мухаммедом, то есть они были сторонниками своего рода кастовой системы, в то время как другие считали, что преемником Мухаммеда должен быть тот, кто обладает соответствующими качествами. Это послужило основанием для раскола. Шииты и сунниты стали воевать между собой.

После этого стали появляться другие ответвления, в том числе и очень интересное течение - суфизм. Суфии во многом разделяют ведические взгляды; некоторые из них признают, что Господь - это личность, а практика их весьма схожа с вайшнавской: они медитируют, повторяют на четках различные молитвы, изучают Коран. Я разговаривал с одним их гуру, шейхом, и он сказал, что у них существует ученическая преемственность, берущая начало от Мухаммеда.

Как говорил Мухаммед, Аллах раскрыл ему знание в трех частях: первую из них он должен был донести до всех людей, вторую дать только своим близким спутникам, а третью оставить исключительно для себя и ни для кого больше. Однажды один из близких соратников Мухаммеда проповедовал толпе, и к нему обратились с просьбой: "Мухаммед дал тебе сокровенное знание, которое ты скрываешь от нас. Пожалуйста, поведай нам об этих наставлениях!» Он ответил: «Если я раскрою вам это сокровенное знание, то вы немедленно убьете меня - перережете мне глотку!»

Отсюда мы видим, что Мухаммед знал гораздо больше, чем сказал обычным людям. Айравата прабху в своей книге пишет, что Мухаммед принимал поклонение Божествам, признавал Личность Господа и даже разговаривал с Ним. Существует одна история на эту тему. Однажды, когда Мухаммед припозднился после своих молитв, ученики спросили его: «Дорогой пророк, почему ты пришел сегодня позже?», - на что тот отвечал: «Когда я молился, я почувствовал дрожь в теле и, открыв глаза, я увидел Моего Господа в Его самой прекрасной форме». То есть он признал, что Господь обладает формой, которая к тому же необычайно прекрасна.

Гауранга №1,1998, Интервью с Амалой дасом 

проповедь, группы духовного общения, ислам, кришнаиты

Previous post Next post
Up