Вчера мы отмечали Говардхана Пуджу и говорили о том, как важно принять прибежище Высшей Силы, принять покровительство Бога и всегда находиться под Его защитой. И в этом стихе Кришна объясняет что это значит. Каким образом человек может всегда находиться под защитой Высшей Силы. В предыдущем стихе Кришна говорил:
маха̄тма̄нас ту ма̄м̇ па̄ртха даивӣм̇ пракр̣тим а̄ш́рита̄х̣. Он давал определение великой души и говорил, что великая душа по определению это тот, кто принимает прибежище Верховного Господа, тот, кто ищет защиту у Бога и тот, кто не надеется только на свои силы.
И здесь в этом стихе:
сататам̇ кӣртайанто ма̄м̇ йатанташ́ ча др̣д̣ха-врата̄х̣ Он объясняет, что это значит принять прибежище, что значит находиться под защитой божественной энергии, что значит быть защищённым. Шрила Прабхупада ссылается в комментарии на начало этой главы, где Кришна прославляет это знание. Эта глава называется "Самое сокровенное знание" и знание, изложенное в нём, прославляется Кришной самыми удивительными эпитетами. Он говорит, что никто не может до конца постичь это знание.
Он говорит, что просто соприкоснувшись с этой тайной - тайной всей тайн человек очищается, павитрам идам уттамам, что это самое высшее, что есть в этом мире и что простое соприкосновение с этой истиной, с этой тайной, очищает человека. И «су-сукхам̇ картум авйайам» - человек, который соприкоснулся с ней, становится счастливым, он становится радостным, он расплывается в улыбке. И сегодня с мы с вами попытаемся понять каким же образом это происходит и что это за такая сокровенная тайна, о которой написано открытым текстом во многих миллионах экземпляров книг, который раздается всем и как люди всё равно не могут её понять.
Как это самое сокровенное знание трудно на самом деле понять ограниченному человеческому интеллекту и как тот человек который понял сокровенное знание , который уловил эту маленькую крупицу истины сможет стать абсолютно счастливым, сможет абсолютно очиститься, сможет вести гармоничную счастливую жизнь в любом состоянии бытия. Это на самом деле предмет который стоит послушать . Потому что если мы это поймем, то много обещает за это. Но Кришна с самого начала говорит: - Понять это крайне сложно.
И сейчас мы попробуем понять, что же подразумевает Кришна, когда Он говорит что это самое сокровенное знание и почему это знание так трудно понять. Что тут сложного? Что тут такого мудрёного, о чём говорит здесь Кришна? Если мы посмотрим логику развития этой главы, когда Кришна собственно приступает к описанию этого знания. Он начинает говорить о двух очень важных аспектах Абсолютной Истины. Он начинает говорить о природе Абсолютной Истины и говорит о том, что самые сокровенное знание, самое трудное что невозможно понять ограниченному человеческому уму заключается в том, что Абсолютная Истина по определению внутренне противоречива.
Человеческий ум настроен только либо на понимание одного, либо на понимание другого. И если что-то чёрное, то оно не белое. Если что-то большое, то оно не маленькое, если что-то злое, то оно недоброе, если что-то хорошее, то оно не плохое. Человеческий ум приспособлен к восприятию только одной стороны медали. Тогда как Кришна пытается объяснить, что для того чтобы стать счастливым, для того чтобы очиститься, для того чтобы понять Абсолютную Истину человек должен отключить это своё логическое восприятие или настроенность на восприятие только одной крайности и понять совсем непростую истину - то, что Абсолютная Истина, Верховный Господь включает в себя все противоречия, то, что Верховный Господь одновременно большой и маленький, самый большой и самый маленький.
Он меньше маленького атома. Он находится в каждом атоме Вселенной . Как Хридаянанда Махарадж однажды приводил пример, что Господь такой маленький, что Он находится в атоме и чтобы дойти из одного конца атома в другой, Ему понадобится 7 лет. Представьте себе, каким маленьким должен быть Господь! И в тоже время ан̣ор ан̣ӣйа̄н махато махӣйа̄н - Он меньше чем атом, Он находится внутри атома махату махийан - Он больше чем вся Вселенная! Как это может быть? Как можно представить себе одно и другое?
ан̣ор ан̣ӣйа̄н махато махӣйа̄н
Господь исполнен противоречий, но так как нас разум настроен на восприятие только чего-то одного, так как наш разум не в состоянии понять этого логического противоречия, - человек не может понять этой истины. И так как он не в состоянии понять этой истины, он не может очиститься, он не может быть счастливым. И сегодня мы с вами будем пытаться понять каким же образом Господь сочетает в себе эти противоречия и какова основа или изначальное противоречие из которого исходят все остальные противоречия, вмещенные в Господа.
Каким образом можно совместить их и каким образом человек должен понять и главное - что он должен делать, когда он это поймёт. Потому что мало просто понять что-то. Мы по-настоящему можем доказать что мы поняли что-то только если мы действуем на основе этого знания. Итак мы будем пытаться рассматривать два основных аспекта Абсолютной Истины которые изначально внутренне противоречивы и мы попытаемся сейчас с вами в течение ближайших нескольких минут понять каким образом удаление в одну или другую крайность делает человека несчастным.
Каким образом различные религии пытаются рассматривать только одну крайность или только один аспект Абсолютная Истины или Бога. Давайте с вами посмотрим всё-таки. Как по-вашему каково изначальное противоречие из которого исходят все остальные противоречия описанные нами. Что является этим самым изначальным несовместимым противоречием Бога, которое мы не можем понять? То что он Личность и не личность. На самом деле в этом суть.
В конечном счёте самое простое и самое трудное что есть это понять то что Бог одновременно является Личностью и в то же время не является Личностью. И мы сейчас попытаемся с вами посмотреть, что это такое и каким образом удаление в одну крайность или в другую крайность лишает человека понимание Бога и лишает человека счастья. Кришна начинает эту главу именно с описания этого. Он говорит: "Я всюду"
И если кто-то находится всюду, то может ли Он быть Личностью?
«Я нахожусь повсюду, в каждом атоме, Я пронизываю Собой всё» Но кто такая Личность? Личность это тот, кто сидит передо мной Личность это тот, к кому я могу обратиться. Личность это тот, кто проявляет личностные качества. Как кто-то размазанной по Вселенной, находящийся повсюду, может быть Личностью? И как я могу уважать Бога?
Как, например, есть знаменитый аргумент мусульман против индуизма. Я однажды встречался с мусульманином и он узнал, что я следую индуизму.
Он сказал: - Not good, not good. Very bed. Очень плохо .
Я спросил у него: - Почему?
Он сказал мне: - Ну как же так? Ну какой у вас Бог? Вашего Бога можно стукнуть по голове, и Он ничего не сделает (имея в виду Божество, которое стоит у нас на алтаре).
Я могу подойти к Нему, стукнуть Его палкой по голове и хоть бы хны, и ничего.
Более того, если мы возьмем этот аспект всеприсутствия Бога, то это значит что Бог находится везде. Это значит, что мы постоянно бьем Бога палкой по голове, это значит, что мы ходим по Нему, потому что Бог находится в земле, по которой мы ходим. Бог находится в этом столе Бог, Бог находится в этом стуле, на котором я сейчас сижу. И таким образом это очень нехорошо.
Я неуважительно поступаю к отношению к Богу ,принявшему форму стула. Но куда мне деваться? Я ничего другого не могу сделать. Где-то мне надо находиться :)
Люди, как правило, в своих представлениях о Боге или об Абсолютной Истине пытаются принять прибежище у одной крайности или у другой крайности. И если мы посмотрим все религии, которые возникли в мире, то мы увидим, что люди признают существование Высшей Силы. Так или иначе, все люди признают, что существует некая Высшая Сила и что они должны подчиняться этой Высшей Силе, что есть законы… Разумеется, наша с вами страна была участницей восьмидесятилетнего эксперимента, когда люди решили на всякий случай декретом отменить существование Высшей силы. Издали указ , декрет №1: Бога нет! И попытались посмотреть, что же из этого выйдет. Ничего не вышло.
Разумный человек, человек, у которого есть немного разума, знает - есть некая Высшая Сила. Теперь, дальше разумный человек должен понять какова природа этой Высшей Силы. Человек специально наделён разумом, и разум этот дан человеку только для того, чтобы мы попытались понять какова же природа Высшей Силы. Сейчас люди пытаются использовать данный им разум для очень разных любопытных вещей, они постоянно что-то изобретают.
Человеку дан очень развитый разум и с помощью этого разума можно изобрести очень многое, но главное что с помощью этого разума можно постичь Бога. Однако когда разум человека не занят постижением Бога, то они изобретают новую форму унитаза. Человек целую жизнь проводит в конструкторском бюро чтобы изобрести унитаз максимально удобный для человеческого существования . Но смысл жизни не в этом. Не в том чтобы изобретать унитаз. В конце концов, и без унитазов можно отправлять свои потребности.
Не в этом суть, не в этом смысл человеческой жизни, чтобы тратить её на эти глупости. Смысл человеческой жизни постичь Абсолютную Истину и понять, что я должен делать исходя из природы Абсолютной Истины. Каковы мои обязанности по отношению к Абсолютной Истине, что я должен делать. На самом деле люди очень часто ограничивается чисто теоретическим пониманием этого. Люди очень часто говорят: - А, я знаю Бога. Достаточно того, что я уже знаю Бога или Абсолютная Истину или я что-то понял. На самом деле если мы посмотрим на то, как мы живем, мы ничего не знаем.
Есть такая маленькая история из Махабхараты. В этой истории рассказывается про то, как однажды на берегу реки сидел мудрец. И несколько юношей захотели посмеяться над ним. Они подумали: «Вот чудак - сидит на берегу реки вперившись в одну точку и что ты там из себя изображает. Философ. Думает, что он знает что-то. И они решили посмеяться над ним.
Они подошли к нему и сказали: - Эй, ты! Что ты тут делаешь? Какая у тебя философия?
Мудрец посмотрел на них с состраданием. Он понял, что они хотят посмеяться над ним и спросил: - Вы и так всё знаете. Всю философию вы знаете лучше меня.
Мальчики очень удивились: - Какую философию? Мы никакой философии не знаем.
- Вы знаете, что нужно быть честными и помогать другим. Вы знаете, что нельзя воровать. Вы знаете, что нельзя быть эгоистом и нельзя причинять никому вреда. Вы знаете, что нельзя ни над кем смеяться? Знаете? Так вот и делайте это. Больше никакой другой философии вам не надо.
Так вот мы сейчас будем с вами говорить о философии, но в конце перейдем к практике, о том , что собственно должен делать человек если он понял хоть какую-то философию.
Продолжение Далее и полностью в звуке 20:51 Бхакти Вигьяна Госвами,
Бхагавад-гита 9.14. 29 октября 2000, Москва