...Ушел Господь Чайтанья, вслед за Ним ушли ближайшие спутники Господа Чайтаньи, которые не могли вытерпеть разлуки с Ним. Вслед на ними ушли ближайшие спутники ближайших спутников и осталось второе поколение людей. В этом втором поколении, как всегда в любом втором поколении, началось брожение. Одни стали говорить: «Господь Чайтанья главный». Другие стали говорить: «Нет, Нитьянанда главный». Третьи говорили: «Нет, Адвайта главнее». Четвертые говорили: «Гададхара самый главный».
Пятые говорили: «Они все главные. И поэтому нужно повторять «Нитай-Гаура Радхе-Шьям»». Шестые еще что-то говорили и никто не знал, что надо делать. Никто не знал у кого надо принимать посвящение, что нужно делать, каким образом получить бхакти, но все говорили только о бхакти. Все знали, что единственный смысл в жизни в том, чтоб у человека была бхакти, но никто не знал, как ее получить. Напоминает вам что-то эта ситуация? Все знают, что главное получить бхакти, но у всех очень туманное представление о том, что ж такое бхакти и каким образом ее можно получить.
И когда все преданные собрались в Кетури, то это был главный вопрос, который нужно было решить. На самом деле, в то время главой гаудия-сампрадаи была Джахнава-мата, супруга Господа Нитьянанды. Она была ачарьей в то время признанной. И вайшнавы второго поколения, Нароттам дас Тхакур и Шринивас Ачарья они также пользовались большим авторитетом. Их задача заключалась в том, чтобы определить, что значит быть преданным, каким образом человек может быть уверен в том, что он связан с Господом Чайтаньей и что, собственно, является основной доктриной.
Потому что в то время, особенно в Бенгалии, в каждой деревне гаудия-вайшнавизм имел свои оттенки. Как сейчас у нас в каждом храме есть свои какие-то заморочки. Может не так ярко выражены, но «это главное», «это главное», так, сяк, «Бхакти можно только так получить, никак по-другому нельзя получить». В Бенгалии еще хуже было. Так что ничего особенного с нами не происходит, все идет по плану.
И когда они собрались в Кетури, задача заключалась в том, чтобы договориться, в конце концов, о том, каким образом может осуществляться связь с Господом Чайтаньей, что представляет собой эта связь, и что, собственно, является доктриной, или философией, которую принес Господь Чайтанья. Сам Господь Чайтанья ничего не написал, ничего не оставил после Себя. «Шикшаштаку» Он оставил, но «Шикшаштаку» можно интерпретировать как угодно.
Основные решения, которые были приняты в Кетури заключались в том, что учение Рупы и Санатаны было положено в основу нашей сампрадаи. В то время это была далеко не такая очевидная вещь, как сейчас вам кажется. Сейчас мы можем подумать: «Ну как? Ясное дело, Рупа, Санатана. Хари бол». В то время Рупа, Санатана, не все были уверены, что это Хари бол. Рупа, Санатана, где-то там, не понятно где во Вриндаване, они написали свои произведения на санскрите, а большая часть простых людей в Бенгалии не знали санскрита.
И не понятно было, что там они такое написали, брахманы какие-то там, к тому же в мусульманском правительстве работали. Не было такого общего мнения, что они изложили то, что Махапрабху принес, то, что нужно. И более того, в то время появились люди с эмоциональностью, присущей бенгальцам, которые говорили: «Вообще, Кришна не нужен. Махапрабху пришел. Теперь нужно поклоняться только Махапрабху».
Кто-то говорил, что, вообще, Махапрабху не нужен, Нитьянанда, только Нитьянанде нужно поклоняться. Кто-то говорил, что вообще никому не надо поклоняться. Кто-то говорил, что: «У нас гуру есть. Нужно нашему гуру поклоняться. И достаточно гуру поклоняться и все остальное придет само собой через гуру». В Кетури-граме было принято это фундаментальное решение, что закон для всей нашей сампрадаи это писания, оставленные шестью Госвами Вриндавана.
Гопал Бхатта Госвами написал «Хари-бхакти-виласу», которая определяла, каким образом вайшнав должен жить, какие ритуалы он должен совершать. Санатана в систематическом последовательном виде объяснил «Шримад-Бхагаватам» в «Брихад-Бхагаватамрите» и написал комментарий на 10 песню «Шримад-Бхагаватам» И Рупа Госвами объяснил практику бхакти с точки зрения расы. Он объяснил, что бхакти это раса.
Это то, чего никогда и никто до этого не произносил. И это было первое решение Вселенского Собора в Кетури. Кто знаком с историей религий знает, что христианская церковь, прежде чем ее доктрина сформировалась, там было множество Вселенских Соборов: Никейский Собор, Антиохийский Собор, еще какие-то Соборы. Наш первый Собор был в Кетури-граме. И второе, принципиально важное решение, которое было принято тогда, это то, что любой человек, который, так или иначе, связан через цепь ученической преемственности, через своего гуру, с каким-либо из непосредственных спутников Господа Чайтаньи, связан с Самим Махапрабху.
И эта связь непрерывна и вечна. Любой человек, кто, так или иначе, подсоединился к любой веточке сампрадаи, не важно от кого она идет или куда она идет, как она пришла к нему, он получает доступ к милости Господа Чайтаньи, если он будет следовать учению Господа Чайтаньи, изложенному Рупой и Санатаной. И это второе принципиальное решение Собора в Кетури, которое было принято тогда. И, в общем-то, эти вещи, эти истины остаются незыблемыми для нас с вами.
Доктрина, или философия, которую принес нам Шрила Прабхупада, она основана Санатаной Госвами и Рупой Госвами. Он принес нам это. И мы можем быть уверены в том, что, независимо от того, это очень важно, потому что тогда появились те же самые заморочки - а вдруг гуру не тот? Вдруг он меня не связывает? Вдруг милость не придет? Вдруг гуру не такой, может быть другого поискать? Может быть, на рынке другой появился?
Собор в Кетури-граме сказал: «Не важно. Если, так или иначе, связь есть, человек может получить милость Господа Чайтаньи», потому что милость Господа Чайтаньи распространяется на всех. И если у человека есть вера в сам путь, то Господь Чайтанья, так или иначе, придет и даст ему то, что заслуживает человек в соответствие с его искренностью. В зависимости оттого, насколько искренне наше желание обрести любовь к Богу, он получит эту любовь.
Б.В Госвами. Даршан
21 февраля 2008, Джаганнатха Пури