Царь не должен…

Nov 02, 2020 09:01

Бхишма продолжал: - Царь никогда не должен стремиться завоевать землю неправедным путем, даже если такая победа будет сулить ему власть над всем миром. Принесет ли царю радость неправедная победа? Такая победа не ведет на небеса и ослабляет царя и землю. Сдавшегося воина на милость противника можно пленить, но никогда нельзя убивать. Если вражеский царь будет пленен войском захватчика, последний не должен сражаться с побежденным врагом.

С другой стороны, победитель должен привести побежденного царя в свой дворец и убедить, чтобы тот согласился быть его слугой на целый год. Но даже если он не согласится, он будет жить целый год во владениях своего победителя, как пленник. Если царь силой захватит незамужнюю деву из царства побежденного врага, он может держать се у себя целый год и просить ее выйти за него замуж.

Если она откажется, он должен отослать ее обратно. Подобным образом он должен поступать со слугами врага. Царь никогда не должен присваивать богатство, отобранное у воров. Коров, взятых у врага, нужно отдать брахманам, которые могут пить коровье молоко. Быков, взятых у врага, нужно занять в земледелии или вернуть врагу.

Как предписано, царь должен сражаться только с царем. Если брахман ради мира бесстрашно встает между двух сражающихся армий, обе стороны должны воздержаться от битвы. Брахмана нельзя убивать или ранить. Таково вечное правило. Если кшатрий нарушает это правило, он лишается права называться кшатрием.

Если кшатрий уничтожает праведность и преступает законы добродетели, он недостоин звания кшатрия и должен быть изгнан из общества. Царь, стремящийся к победе, никогда не должен достигать победы неправедно. Что может быть слаще честной победы? Ранимых близких побежденного врага царь должен умиротворить речами и дарами. Такова правильная политика для царя.

Если этого не сделать, пострадавшие примут сторону другого врага царя и будут строить козни против него, желая ему бедствий. Недовольные люди, наблюдая за бедами царя, перейдут на сторону его врагов. Царь, чьи владения обширны и полны богатств, чьи подданные верны ему, чьи слуги и министры удовлетворены, чьи жрецы и наставники знают все священные писания и достойны почитания, имеет твердое основание в этом мире.

Индра обрел власть благодаря этим достоинствам, а также все земные цари прошлого. И я, о Юдхиштхира, одобряю поведение всех праведных царей древности. Царь, стремящийся к процветанию. должен побеждать праведным путем и никогда обманным или гордостью.

Махабхарата, Шанти-парва, глава 90, стр 306-307

политика, война, монархия

Previous post Next post
Up