Принцип духа - Господь. Вишну значит тот, кто находится повсюду. И весь этот мир основан на духе. Но сверху этого духа есть тонкая пленка материи, тоненькая, маленькая пленочка материи. И мы живем в этой пленке и видим только эту пленку. Мы не видим царства духа, в котором мы живем. Мы не чувствуем, не понимаем, не знаем самого главного - душа ближе всего.
Но, так как она ближе всего, мы ее не видим. Точно также, как если мы близко к глазу поднесем руку, увидим мы ее? Нет, не увидим, потому что она слишком близко. Но то, что далеко человек видит. Материя далеко от нас. Материя находится далеко от души и мы смотрим и что мы видим? Материю. Душу мы не видим. Мы не видим душу, потому что она слишком близко.
Но мы не видим душу еще и потому, что мы сосредоточились на этом внешнем. И, так как мы сосредоточились на этом внешнем, вся наша жизнь становится поверхностной, все наши интересы поверхностны, все наши переживания поверхностны, эмоции, которые мы испытываем, поверхностны и преходящи. У нас нет ни подлинного глубокого счастья, ни подлинного глубокого понимания, ничего.
Вся наша жизнь превращается в какую-то насмешку и чем дальше, тем больше. Сейчас весь мир следует за Америкой. Что такое Америка? Америка это самая поверхностная страна с самыми поверхностными людьми. Все люди бегут, чтобы поскорее догнать Америку. Не дай Бог. Я был в Америке. Мое первое знакомство с Америкой произошло в чикагском аэропорту, когда я туда прилетел.
Самый большой аэропорт, самый большой аэропорт в мире «О’Хара... Этот аэропорт это целый город. Из одного конца аэропорта в другой часами можно идти. Первый раз в 1990 году я поехал туда. Я увидел американцев старика и старуху. Старик был в шортах и старуха была в шортах.
Им было лет по 75. Эти старик и старуха, совершенно старые бодрячки, шли по аэропорту бодрячковой походкой, в шортах, и при этом разговаривали на жаргоне подростков. Я не слышал о чем они разговаривали, но сами интонации были такими, как разговаривают подростки друг с другом. Им 75 лет, но они хуже детей. Они выросли, но нисколько не помудрели.
Весь этот мир, в том числе и Россия, к сожалению, сейчас пытается подражать американской цивилизации, которая заставляет человека целиком сосредоточиться на материальном и всю свою жизнь проводить в бегстве за материей, причем за дурацкой материей, за оболочкой и она делает человека поверхностным. Как сейчас вся цивилизация основана на упаковках.
Все продукты, не важно какие продукты, главное, чтобы упаковка красивая была, не важно что там внутри. Вся цивилизация от начала до конца, если мы посмотрим, к этому сводится. Фрукты красивые снаружи и «картонные» внутри. Вся Америка есть эти дурацкие «картонные» фрукты, весь запад ест «картонные» фрукты. У нас еще настоящие фрукты пока остались.
Я в течение восьми лет питался этими «картонными» фруктами, я в Швеции жил, я поэтому сам слегка «картонным» стал. Человек становится «картонным», человек становится нарисованным, плоским, все эмоции человека плоские… Потом дальше я общался с американцами. Хорошие люди. На самом деле хорошие, нормальные компанейские люди, но плоские как комиксы.
Чуть-чуть нарисованы улыбки, нарисованы эмоции, все нарисовано. Есть какие-то внешние вещи, но ничего дальше нет. Потому что отношения утратились, утратилась настоящая культура и в результате этого люди скользят по поверхности этой жизни. Они не могут добиться, дойти, погрузиться вглубь.
Любой духовный процесс означает погружение вглубь себя, погружение в царство духа, которое приводит естественным образом к тому, что человек становится не привязанным к материи. Но, когда человек только привязывается к материи, он ничего не получает, ничего.
Когда человек не понимает, что он душа, что люди вокруг него - души, что Кришна - Бог, что самое главное в этом мире - глубокие отношения, которые должны связывать нас друг с другом, духовные отношения. Не снеха-пашаир, не эти поверхностные отношения, основанные на материальных привязанностях, а глубокие духовные привязанности, которые мы должны развить.
Бхакти Вигьяна Госвами,
Омск (8.08.2005) «Шримад-Бхагаватам», 7.6.9 Диск 69, л. 8