Вопрос не слышен.
Бхакти Вигьяна Госвами: Теоретически да. Человек достигший духовного сознания… Ему не нужно. нараяна-параяна кутах сарве - он может находится в аду, он может находится в раю - ему не важно, где находится. Но проблема в том, что в какой-то момент у нас должно появиться желание всё-таки вернуться в духовный мир. Потому что я очень часто слышу это, и мы очень хорошо должны понимать откуда идёт этот мотив.
На самом деле мы не хотим уходить из материального мира и очень часто представления, что я тут достигну чего-то для меня всё равно что находится в духовном мире. В сущности, это философия майявады. Один из вариантов философии майявады. Тот же самый мистер Уолш, которого я цитировал в начале про маленькую душу, которая на радостях попала сюда во тьму чтобы почувствовать светом.
Это в какой-то степени его теория. Его теория сводится именно к этому, что если я изменю своё сознание здесь и буду воспринимать мир по-другому, то, в сущности, я пойму, что отличия нет. И это так и не так одновременно. Да, это так, но при этом мы всё равно должны хотеть к Кришне. Да, человек, который обретает духовое сознание он всё равно что в духовном мире находится, но тем не менее он всё равно хочет встретиться с Кришной и находиться с Кришной.
Просто тут может произойти эта подмена. Когда люди пытаются по-другому настроить свой ум чтобы почувствовать, что тут и так всё хорошо. То есть спустить духовный мир сюда. Если терминологически правильно говорить, то эта определенная разновидность майявады называется сахаджией. В этом суть сахаджии. Суть сахаджии в том, чтобы не ждать, когда я попаду туда, а прям здесь и сейчас. Что ждать-то? Надо уже сейчас начать. Вот тут вот. Тут как следует все делать.
Не так давно у меня был любопытный диспут с одним преданным, который сейчас немножко отошел и увлекся Уолшем. Мы с ним переписывались. Он очень увлечён этим. Он говорит: - О, этот мир! Тут и так уже всё хорошо. Нужно только понять, что всё Кришна. Тут всё со мной говорит и я чувствую Бога, и Он сегодня ворвался ко мне в окно в виде шмеля, а вчера он в виде ветра ко мне ворвался, а послезавтра Он ещё в виде снега ворвётся…
Всё хорошо, но проблема в том, что нам всё равно придётся болеть, стареть, умирать, что у нас будет боль и мы всё равно не сможем до конца себе объяснить, что тут всё так уж хорошо. Шмели влетают в наше окно - это хорошо. И майский ветер в него врывается и снег выпадает, и мороз иногда бывает. Тут всё хорошо, но в конце концов у меня в душе должно быть это желание - я хочу всё время быть с Кришной, хочу попасть в эту лилу, лилу в которой идёт постоянный обмен любовью, когда в сердце нет ничего…, а не довольствоваться вот этим суррогатом, потому что в таком представлении - оно очень хорошее, оно так сказать как бы радует.
Он говорит: - О, у вас осуждают всех: то не так, это не так, а вот тут - всё хорошо, мы тут всех любим. И думаешь: «Ну действительно, что мы такие негодяи, всех осуждаем, надо всех любить, всё хорошо». Но тухлятинка в этом во всём есть. Оболочка сладкая и очень легко на неё поддастся. Много красивых слов во всём этом и действительно хорошо становиться - такое всеприятие, такие все душечки. И он начинает мне писать: - Вот Иисус Христос всех принимает, он туда-сюда…
Я ему говорю: - Дорогой мой, ты Евангелие читал? Иисус Христос что говорил? Я что вам принёс? Я меч вам принёс! Брат на брата восстанет; вы не братья мне и не сестры, негодяи, фарисеи, книжники! Иисус Христос это тоже говорит. Они берут Иисуса Христа и делают из него сусальный облик - Боженька хороший, Он всех принимает. Но на самом деле должен быть очень чёткий баланс.
У нас должна быть любовь и приятие, но у нас должно быть и определённое отвержение. Мы можем слишком перегнуть эту палку - примем всё и примем то, что не нужно принимать. Поэтому наша философия это попытка найти баланс между бхедой и абхедой, между нашей разлукой с Богом и нашей встречей с Богом.
Майявади это в каком-то смысле абхеда - нет никакой разницы между мной и Богом. Это крайняя форма абхеды. Есть философия христианского плана - это крайняя степень бхеды, крайняя степень разделенности. Душа разделена, всё в материальном мире плохо, весь материальный мир плох, мы ничего не знаем о Боге и между нами пропасть, а Иисус Христос пришел чтобы мостиком быть.
И, соответственно, в христианстве настроение, дух какой-то немножечко истерической разлуки, слез и всего остального от этого акцента на бхеду, на разделенность между душой и Богом. И это не очень хорошо. Должен быть баланс между бхедой и абхедой. И такие философии или религии по природе своей очень фанатичные.
ИСККОН на самом деле немножко в сторону бхеды, в сторону отличия перегибает в своей проповеди, чисто по сознанию. Но опасность другого крена, что никакого различия нет, все душечки, все любимые, давайте сейчас все дружить и в конце концов всё сливается. В конце концов нарушается или сливается грань между камой и премой. В этом суть. И в конце концов все превращается в обычное, в элементарное вожделение, потому что всё любовь, всё хорошо.
Для людей, которые делают перегиб в сторону бхеды это не грозит. У них есть как раз этот дух, эта суровость, аскезы, но у них есть другие проблемы, которые возникают. Наша философия - это удивительная философия. То, что дал Господь Чайтанья только Господь Чайтанья мог дать. Если подумать, то бхеда абхеда это формула любви.
Потому что любовь должна подразумевать различия и в тоже время единство. Что такое любовь? Любовь не может быть, когда всё сливается. Любовь не может быть, когда двое сливаются и превращаются в одно - там любви не может быть. Но в тоже самое время эти двое должны быть полностью едины в своих мыслях, желаниях, устремлениях, во всём остальном должно быть полное единство.
То есть бхеда абхеда это формула любви и человек сможет обрести любовь, когда человек поймёт это, когда у него появится это виденье мира: то, что душа отлична от Бога и в тоже время она едина с Богом и как это одновременно совместить. Это очень сложная вещь, но это то, чему учит Кришна в Бхагавад-гите и то, что удивительным образом дал Господь Чайтанья. Любой крен в ту и другую сторону в конечном счёте помешает духовному развитию, помешает развитию любви в сердце.
Полностью в аудио формате:
Бхагавад-гита 13.22 10 января 2003, Тюмень