В Николаев мы приехали утром и я не скажу, что мне понравился этот город. Вокзал был мрачным. Еще мрачнее был путь с вокзала к храму на трамвае. Район, где находился храм усиливал общее негативное настроение. Почему "находился". Храм и сейчас в этом доме. Я понял, что Бала был прав. Весело здесь не будет. После сытой и счастливой луцкой ятры я попал в куда то мне совершенно не ведомое.
Президент встретил нас очень тепло. Я забыл, какое имя он носил тогда. Но в последнее, перед его уходом время все обращались к нему Вичакшина пр. Это был интеллигентный и добрый преданный. Такой же доброй и безобидной была его жена - Нанда Гопи, если не ошибаюсь. Они смогли как то смягчить тяжелое впечатление он города. Они жили рядом с храмом, в соседней квартире.
Храм в Николаеве совсем маленький и делил двор с несколькими соседями. Меня поселили в храме. Там жило несколько преданных. Один молодой брахмачари и Тиртхпад пр. Благодаря ему и его мамочки, которые он тогда распространял , я смог прожить в Николаеве почти месяц. Мы приняли омовение, приняли скромный прасад и с Балой и Вичакшиной стали обсуждать планы.
Я узнал, что фестиваля в городе планируется два, что энтузиастов - участников среди преданных очень мало, и что денег на фестивали фактически нет. Вичакшине пр их придется одалживать. Мало того, часть преданных в Ятре категорически против проведения фестиваля. После этого собрания я подумал, что бросить здесь все м уехать будет самым правильным решением.
Но Бала хладнокровно продолжал обсуждать и уде вечером я повёл первую репетицию - пробу "Века Кали" среди преданных. Особо кастинга не было - взяли тех, кто пришел. Один преданный заявил, что в такой мрачной постановке играть не намерен. Он вроде был даже проф. актером и имел свое видение. Пришлось привлечь к спектаклю даже Тиртхапада. Он играл Гнев.
Жадность исполнял Камбукантха, Грех играла совсем молодая преданная - Ольга. Больше никто на репетицию не пришел. Мы стали искать энтузиастов. В итоге Тирхапада привлек свою племянницу Никунджу - Иллюзию, а Камбукантхи жена репетировала - Безумие. С Похотью возникли накладки. Всю суть их не помню, но получилось так, что одна преданная согласилась играть, а затем куда-то уехала и тогда мы привлекли другую преданную.
Затем появилась преданная и возник маленький скандал. Тогда решили, что репетировать будут две, и играть будут на разных фестивалях. Бала уехал почти сразу, возложив таким образом почти все функции в организации на меня. Вечером я репетировал, а днем делал, все что нужно было делать. Обстановка здесь отличалась от настроения преданных в Луцке. Энтузиастов почти не было.
Один преданный в возрасте нашел залы и договорился там. Я уже не помню его имени. Напечатали на ризографе афиши и пригласительные. Сделали так, чтобы было дешевле, но клеить афиши желающих не было. Пришлось это делать самому. Вначале мне помогал какой-то молодой преданный, но ему это быстро надоело, и он пропал. Затем выяснилось, что денег на проведение фестиваля нет и не предвидится.
Я стал звонить Бале и выяснять ситуацию. Но как он мог помочь из Киева? В один из дней в храм пришла одна преданная и стала выяснять зачем я приехал и что делаю в храме. Все это стало похожим на спектакль абсурда. Во многом благодаря Вичакшине, его жене, Тиртхападу и Камбукантхе я не сбежал.
Сами фестивали решили проводить по луцкому сценарию, с привлечением тех же артистов, но Прадьюмна приехать не смог, Журавлев также. Танцевальную часть могла представить только Шри Радха. Еще один местный коллектив согласился выступить на программе в зале глиноземного завода. Названия залов носители красочные названия: "ДК Глиноземного завода и ДК Турбинного завода".
Они находились в разных районах города. Пригласительные - флаера раздавались преданными очень плохо. Многие из них в принципе не понимали зачем это нужно. Каждый день я вспоминал дни в Луцке, как Вайкунтху. Кстати, костюмы для спектакля пришлось "выдурить" у волынян. В Николаеве их шить было не кому.
Единственным добавлением к костюму Гнева стала немецкая каска, купленная мною в антикварном магазине. Дни этой подготовки тянулись медленно и мучительно. Однажды утром, во время Бхагаватам я услышал какую то возню и ругань в коридоре храма. Нанда Гопи пыталась остановить на входе какого-то пьяного человека, который рвался в храм. Было видно, что это какой-то бывший преданный.
Он поливал руганью Нанда Гопи. Она не знала, что делать. Несколько преданных с перепуганным видом это все созерцало . Я с ходу вытянул этого преданного на улицу. Далее следовало ему врезать по закону жанра, но он вдруг стал кричать: " Бей, бей старого санкирианщика, чертов малолетка! " Я остановился.
Судьба зачастую играет с нами страшные шутки. Может быть и я когда-то окажусь на его месте. Этот преданный был гораздо меньше меня, вид его был жалок. Мы поговорили с ним немного. На улице стоял мороз и разговор не мог длятся долго, тем более, что я стоял в дхоти. Он пообещал больше в храм пьяным не приходить. А затем добавил, что теперь уж, скорее всего в храм не придет никогда.
Что здесь поделать? Я смотрел ему вслед. Он уходил, шатаясь и что-то выкрикивая. Преданные поблагодарили меня. Эта благодарность для меня звучала странно. Мало того, я был в шоке. Оказалось, что этот преданный периодически устраивал такие визиты в храм и устраивал подобные сцены. Возникла двойственность. С одной стороны помог, а с другой, возможно обрезал человеку общение с преданными.
Все эти случаи являются частью воспоминаний, которые сохранились в памяти. Если хорошо порыться, то можно было бы вспомнить что-то еще. За несколько дней до первого фестиваля, вечером в храме раздался телефонный звонок. Тиртхапада поднял трубку и сказал, что меня просят к телефону. Я думал, что звонит Бала и взял трубку, но услышал совсем другой голос:
- Привет, Рустам, Харе Кришна, узнаешь?
- Нет. А кто это?
- Это Андрюха Божков.
Этот голос был посланием из прошлого. Вспомнилась учеба в институте, пьянки, "Гражданская оборона" и друг Андрюха. Если честно, то я думал, что никогда не услышу этот голос. Последний раз мы виделись в 1996г. Андрюха уехал тогда из Днепра к себе домой в Джанкой, ибо перспективой ему могла быть тюрьма или ЛТП. В Джанкое перспективы были те же.
Преданное служение в храме у него не пошло. Не скажу, что я сильно обрадовался Андрюхе - тогда я дал ему в дорогу единственный пуховик. Он обещал его выслать, но... Андрюха сказал, что приедет в Крым, на наши фестивали. Откуда он мог знать, что после Николаева мы собирались ехать в Крым? И, скорее всего, его визит создаст мне определенные трудности.
Наверняка он до сих пор курит и пьет. Он неожиданного звонка я не смог быстро сообразить и ответить, а у него закончились деньги за разговор. Если вначале особо ничего не происходило, то в последние дни перед фестивалем проблемы и события раздирали на части. Вновь приехала Нанди Мукхи.
Актеров не хватало для роли "красивой женщины" и она героически помогала вновь. Дело в том, что после Николаева фестиваль должен был проходить через неделю в Симферополе. И вся команда актеров-николаевцев должна была ехать туда. Приехал Нанда, Бала, а в последний день и Шри Радха. Я вновь жил в предвкушении чего-то грандиозного.
Садачар Дас