Шримад-бхагаватам 1.17.27 Теперь же она, целомудренная, на свою беду покинутая Личностью Бога, со слезами на глазах скорбит о своем будущем, ибо ныне ею правят и наслаждаются люди низшего класса, выдающие себя за правителей.
Комментарий Шрилы Прабхупады:
Государством призван управлять кшатрий, то есть человек, который способен защитить страждущих. Неподготовленным людям низшего класса, которым нет дела до защиты страждущих, нельзя предоставлять кресло руководителя. К несчастью, в век Кали неподготовленные люди низшего класса занимают посты правителей, получив большинство голосов на выборах, и, вместо того чтобы защищать страдающих, создают в обществе невыносимую обстановку.
Такие правители незаконно ублажают себя за счет своих подданных, поэтому целомудренная мать Земля проливает слезы, видя, в каком жалком положении находятся ее сыновья - люди и животные. Это ожидает мир в век Кали, когда безбожие достигнет своего апогея. Но даже если нет подходящего правителя, способного пресечь атеистические тенденции, систематическое обучение людей науке «Шримад-Бхагаватам» рассеет мглу коррупции, взяточничества, шантажа и проч.
Лекция Бхакти Вигьяны Госвами: Я хотел поговорить именно об этом стихе и не упускать такую возможность, ибо стих этот имеет непосредственное отношение к нашему фестивалю. Самое прямое. Шрила Прабхупада объясняет здесь, что для того, чтобы спасти человечество есть два выхода, два решения, две возможности. Человечество находится в жутком состоянии, в страшном состоянии. Деградация достигла пределов невозможного. Деградация стала чем-то само собой разумеющимся. Шрила Прабхупада пишет здесь что Земля, видя это плачевное положение, сама проливает слёзы.
И есть только два способа решить эту проблему: либо с помощью кшатриев, которые смогут установить правильное правление; либо с помощью брахманов, которые смогут учить людей науке Шримад Бхагаватам. Другого выхода нет. Никто другой не спасёт. И на самом деле даже из этих двух способов остаётся только один. Потому что как это понятно на кшатриев в кали-югу надежды нет. На брахманов впрочем, тоже. Но есть надежда на вайшнавов.
Трудно надеяться что появится кшатрий или правитель, который вдруг не смотря на непопулярность всех этих мер попытается ввести какие-то принципы в современном обществе. Современные кшатрии или так называемые политики идут на поводу у вкусов общества. И Шрила Прабхупада осуждает их, говоря, что они просто заботятся о своих голосах, о том, кто отдаст голос за них. И если я буду заботиться о своих голосах, о популярности среди избирателей, то стоит мне сказать, что я против вина, курения, не дай Бог секса, меня не то, что не выберут, меня гнилыми помидорами закидают. Сразу же.
Некий знаменитый российский политик в своё время прошел в Думу только потому, что пообещал бутылку водки каждому мужику в России. Это была его предвыборная платформа - по бутылке водки каждому и по мужику каждой женщине :) Это то, каким образом в современной России можно стать кшатрием в кавычках. Так что ожидать, что что-то сможет измениться с этой стороны, нет никаких надежд. Шрила Прабхупада говорит, что единственное что может изменить ситуацию - систематическое обучение людей науке Шримад Бхагаватам, потому что это позволит людям открыть глаза.
Мы сами находимся в этом положении, потому что совсем недавно мы были ослеплены и не знали чему верить в этом мире. Но Шримад Бхагаватам открыл нам глаза и в самом Шримад Бхагаватам говорится, что Шримад Бхагаватам подобен солнцу, которое освещает тьму кали-юги. И люди в этой тьме ослепли, они блуждают как слепые котята. Единственное что может открыть им глаза - это Шримад Бхагаватам. Единственное что может дать им свет и какую-то надежду в конце туннеля это то, что в какой-то момент отчаяния в своей жизни они откроют в такси книгу, купленную однажды где-то в поисках проституток.
Ни что другое в этой ситуации помочь не сможет. Но, помимо этого, Шрила Прабхупада делает очень важный акцент, и я буду говорить в основном об этом. Он говорит, что «даже если нет подходящего правителя, способного пресечь атеистические тенденции, систематическое обучение людей науке «Шримад-Бхагаватам» рассеет мглу коррупции, взяточничества, шантажа и прочего». Он не просто говорит о распространении, он говорит: "систематическое обучение людей науке «Шримад-Бхагаватам»".
И это наша главная миссия. Я думаю, что мы должны очень хорошо и глубоко задуматься над тем, что это значит. Наша задача заключается в том, чтобы взять человека и систематически обучать его этой науке. И для того, чтобы мы были способны это делать нам нужно самим прежде всего обладать соответствующими качествами. Я буду говорить сегодня именно об этом, о нашей способности дать людям систематическое знание Шримад Бхагаватам. Потому что чтобы в сердце человека произошли сдвиги ему мало просто почитать книгу.
После того как он прочтет эту книгу ему нужно увидеть человека, который живёт в соответствии с этими принципами. Ему нужно увидеть кого-то, кто стал счастливым благодаря этим принципам. Потому что если он просто прочтет хорошую теорию и потом придёт в храм и увидит там в помятой одежде, сонных, унылых брахмачари, которые смотрят на часы и думают: «Ну когда же смерть придёт наконец, чтобы к Кришне поскорей вернуться?» :) То это его ни в чём не убедит.
Чтобы действительно получить эту науку в сердце, он должен увидеть человека, который живёт в соответствии с этими принципами и который стал счастливым, следуя в своей жизни этим принципам. И в этом и заключается систематическое обучение. Систематическое обучение, значит взять человека с самого начала и довести его до конца. И для этого ему нужен наставник. Брахманы и кшатрии, о которых говорит здесь Шрила Прабхупада, отличаются от всех других категорий людей тем, что они способны на жертву.
Только благодаря их способности к самопожертвованию они могут дать людям что-то, чего не может дань никто другой. И все мы здесь собравшиеся, хотим мы этого или не хотим должны научить себя быть способным к этому самопожертвованию. Мы в каком-то смысле эту ответственность на себя приняли. Шрила Прабхупада дал нам это знание и наша обязанность самих себя систематически научить науке Шримад Бхагаватам и учить других. То есть стать счастливыми, жить в соответствии с этими принципами и в этом заключается наша жертва. На самом деле это далеко не такая простая вещь.
Я однажды читал исследования одного историка Великой Октябрьской социалистической революции «Почему в России революция стала такой успешной и почему она собственно сделала то, что она сделала?»
Его вывод заключается в одном. Его вывод заключается в том, что в какой-то момент народ перестал верить духовенству. Единственная причина, почему вся Великая Россия с хорошими вещами, которые там были, а там было много хороших вещей, вдруг стала жертвой этой разгулявшейся стихии.
Именно потому, что брахманы или так называемые брахманы стали дружить с Зеленым змием вместо того, чтобы дружить с Кришной :) Произошло то, что произошло. Люди перестали им верить. Поэтому чтобы учить людей систематически науке Шримад Бхагаватам нам нужно самим реализовать эти принципы. Люди должны видеть в нас это и в сущности единственная надежда для нас с вами, для всей Земли и для всего человечества. Господь Чайтанья в Чайтанья-чаритамрите говорит, что если ты по Моей воле, исполняя Мой приказ, выйдешь на улицу и будешь каждому встречному говорить о Кришне.
Йаре деха таре каха.
Кого бы ты не увидел - йаре деха
Таре каха - тому ты должен сразу говорить.
Кришна упадеш - наставления Кришны, изложенные в Шримад Бхагаватам и в Бхагавад-гите. И дальше Он говорит: - Таким образом, по Моему приказу освободи свою Землю. Это первый результат этого. Но дальше в следующем стихе Он объясняет, зачем это нужно, потому что иногда мы слишком увлекаемся освобождением Земли и думаем что мы тут великие освободители. Дальше в следующем стихе Он говорит, что это единственный для тебя способ защититься от вишая таранги. Вишая таранга это волны материальных наслаждений, волны материализма как переводится этот стих в одном из переводов.
Что по сути дела мы сейчас качаемся на этих волнах материализма, но для нас это единственный способ избавиться от этого материализма - просто говорить людям, просто проповедовать, просто объяснять им наставления Кришны. Но Он объясняет дальше следующий эффект. Мало того, что я просто буду защищен от влияния майи делая это, выходя и говоря каждому встречному о наставлениях Кришны. Я смогу быть сам защищен, но Он обещает другое, Он говорит: - Благодаря этому ты очень скоро увидишься со Мной.
Я Сам приду к тебе, ты снова встретишься со мной сейчас. Кто хочет встретиться с Господом Гаурангой? Кто не хочет встретиться? Бояться признаться :)
Но Господь Гауранга говорит, что если ты будешь следовать Моему приказу и учить всех, то Я приду к тебе, Я Сам помогу тебе, Я Сам буду вести тебя по жизни. Мы можем ощутить, что Господь Гауранга находится вместе с нами и что может быть лучше этого? И собственно для этого мы и исполняем свою миссию, для этого мы занимаемся тем, чем мы занимаемся. Но для того чтобы исполнять эту миссию мы должны развить качества. Ещё раз - чтобы быть по-настоящему счастливыми, чтобы действительно учить людей мы должны сами эти качества иметь. Если у нас этих качеств не будет, то мы никого не сможем научить.
Шримад Бхагаватам 1.17.27. Современные правители Modern rulers (02.02.2003) Сухарево. МП3 до 16:20