В «Чайтанья-чаритамрите» Кришна Сам говорит, что когда человек предаётся, то в тот момент, когда он предаётся полностью, он становится равным Мне и достигает духовного уровня. И это поразительная вещь. Мы все так легко говорим: «Преданный… Предание…» Но до этого уровня надо расти и расти… Это состояние предания реально означает, что человек всё время помнит о Кришне, и у него нет и не может быть в принципе дурных мыслей по отношению к кому бы то ни было. В принципе не может быть дурных мыслей.
Поэтому Господь Чайтанья говорит аманина манадена киртания сада хари (Шри Шикшаштака, стих 3) - сердце становится настолько чистым, что просто там нет ничего, там есть Кришна и предание Кришне. Я давно хотел об этом сказать, это то, что меня всё это время занимает. И мы с Васушрештой немножко говорили на эту тему. Эта сцена в Гефсиманском саду, когда Иисус Христос молится: «Господи мимо меня пронеси эту чашу». Когда он понимает, что с ним должно случиться…
И в этих комментариях к двенадцатой главе Шрила Прабхупада тоже самое пишет, он говорит, что Махараджа Парикшиту Кришна защитил во чреве Уттары. И когда его прокляли, он мог бы тоже обратиться за защитой к Кришне. Но он не стал просить, потому что он выше этого был. И вот эта страшная ночь в Гефсиманском саду, когда Иисус оставляет учеников и говорит им: «Бодрствуйте со мной!», а они начинают спать благополучно. А он молится. И так молится, с такой интенсивностью, что кровь выступает у него на лбу.
Это был момент предания. На самом деле реальный момент предания, когда принимаю я полностью волю Кришны, - это что-то, что с кровавым потом приходит к человеку. Понятно, что Кришна не посылает нам тех же самых испытаний. Но, так или иначе… Очень интересно там же в Евангелие сказано, и Пастернак это в своём стихотворении «Гефсиманский сад» говорит:
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.
Я думал над этим моментом, вот почему я вспомнил эту вещь…До этого Иисус ходил, совершал чудеса какие-то постоянно. И он бы мог снова совершить чудо, поменять сердца людей…Но он отказался от чудотворства и стал опять как смертный, как мы. И этот отказ от чудотворства - это в том числе отказ от своей воли. Хотя до этого он и говорит: «Я не от себя действую.
Я доказываю вам только чудесами своими, что меня послал Бог, ничего другого я не делаю, не ради себя это делаю». Но, тем не менее, в этот момент нужно было даже от этого отказаться. И мы все маленькие чудотворцы, маленькие чудеса можем делать: кто-то может книги распространять, кто-то может диссертации докторские защищать, кто-то может пьесу в стихах писать. До поры до времени всё это важно и нужно, но, в конце концов, отпускаем всё.
Бхакти Вигьяна Госвами, «Условие полного предания», Ковалам, 15.12.2017
***
Шрила Прабхупада объясняет, что высшее достижение на любом пути, на любом духовном пути это сознание Бога. У христиан тоже есть это понятие в православии. Они говорят о предстоянии перед Богом. Практически это то же самое - когда я предстою перед Богом. Представьте себе на минуту это состояние сознания - я один на один с Богом и Он надо мной, Он все видит, Он все чувствует. А я один на один, Он и я.
Я обращаюсь к Нему, я рассказываю Ему все то, что у меня на сердце, все мои страдания, мои беды, все остальное. Или просто призываю Его имена. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Не на показ, не потому что нужно, не потому что нужно 16 кругов читать, а то инициацию не дадут, ни еще по каким-то другим внешним причинам, а потому что я - душа и Он - Бог, это самое главное для меня с Ним. В этом сознание Кришны.
Сознание Кришны это, то что я хожу под Богом, то, что я все время помню о Боге и то, что мы с Богом наедине, я обращаюсь к Нему, и Он и я мы вдвоем есть. Я - личность и Он - личность, я принимаю Его как личность. Когда это есть, то тогда человек становится по-настоящему счастливым. И, в сущности, суть всей жизни человеческой, драма человеческой жизни в том, что сначала человек ищет не то, что нужно.
И потом даже когда он вдруг понимает, что ему нужно искать Бога, у него остаются все эти проблемы и заморочки. И он даже на своем пути поисков Бога все равно начинает принимать за Бога что-то другое, что Богом не является. Потому что искать Бога, значит искать Бога как личность. А что значит искать Бога как личность? Искать Бога как личность или принять Бога как личность значит просто принять его таким, как Он есть, с Его волей. Как Иисус Христос сформулировал это в Гефсиманском саду: «Пусть не моя воля, но Твоя будет. Я принимаю Тебя».
Или как история сохранила слова одного епископа, который стоял на стенах своего монастыря и видел нашествие гуннов. Полчища гуннов, которые тогда завоевывали Европу во главе с Аттилой как саранча пожирали одну страну за другой. И когда они пожирали, они предавали все огню, они насиловали, убивали мучительной смертью.
И история сохранила слова епископа, который стоял на стенах монастыря и видел как эти толпы, как эта тьма от горизонта до горизонта катится на них. И он знал, что эта саранча скоро пожрет все это. И он, обращаясь к Аттиле, к вождю этих гуннов, к демону, сказал: «Приветствую тебя, бич Божий. О Аттила, приветствую тебя, бич Божий, который пришел покарать меня».
Это значит быть собой. В тот момент, я вас уверяю, он был в экстазе. В тот момент эти слова вырвались из него в необычайном экстазе: «Пожалуйста, пусть Твоя воля будет в этом мире. Я принимаю Тебя. Ты - Бог. Только ты - Бог, я подчиняюсь Тебе». Это момент полного, абсолютного предания, это момент принятия Бога как личности.
Бхакти Вигьяна Госвами.
Санкт Петербург (29.10.2005 Г.) «Бхагавад-Гита», 4.11