Jul 02, 2020 14:02
Что больше всего мне нравится в «Гите» это то, что в ней нет даже намека на сектантство. В других Священных Писаниях так или иначе всегда есть какие-то указания, которые можно истолковать, по крайней мере, в сектантском смысле. Например, Евангелие от Иоанна удивительная книга, на самом деле это была первая духовная книга, которую я прочитал давным-давно, еще когда я учился в университете, но одни из последних слов Евангелия от Иоанна являются, по сути дела, лозунгом, который пишут на своем знамени люди по сектантски понимающие христианство когда они говорят: «Только этот путь и никакого другого пути нет».
Иисус говорит в Евангелии от Иоанна, что: «Прийти к Богу можно только через меня». И люди ухватываются за эту, в общем-то, вырванную из контекста цитату, потому что самом по себе Евангелие говорит о тех же самых универсальных принципах, про которые говорят все остальные духовные традиции, и, ухватившись за эту цитату, делают ее чуть ли не самой главной во всех Евангелиях: «Только через меня и ни через кого другого».
Но в «Гите», практически, нет даже намека на это, практически нет таких вещей, которые человек хотел бы может быть истолковать таким образом и смог бы сделать. Потому что, даже описывая бхакти-йогу, Кришна нигде не говорит о каких-то внешних признаках. Когда Он описывает бхакти и что есть бхакти, Он описывает преданность Богу, или определенное состояние сознания, которое, опять же, является универсальным. Он не говорит о каких-то частностях, ритуалах, Он говорит о том, что если человек обрел бхакти, любовь, то неминуемо это должно проявиться в виде каких-то качеств, которые появляются в его сердце.
Если у человека есть бхакти, то он должен проявлять сострадание. Он нигде не говорит, что нужно принадлежать к какой-то организации или еще что-то другое делать, Он говорит только о том, что, в конце концов, «что Я ценю, Я ценю качества». Бхакти означает, что у меня есть качества. Как я недавно читал про одного христианского святого. Он жил на Новом Афоне не так давно - в 60-е годы прошлого века, в 68 году он подвизался и совершал свой подвиг.
Там описаны разные анекдоты и случаи из его жизни. Один из них это то, что в лесу жили кабанихи и кабанихи, когда им приходил черед рожать, приходили в его келью и рожали там или рядом с его кельей, потому что они чувствовали защиту, исходящую от него, чувствовали то, что он своим сознанием их защищает, чувствовали любовь универсальную. И Кришна описывает именно эти проявления, которые едины. Какую бы традицию мы ни взяли - суфийскую традицию, христианскую традицию, вайшнавскую традицию и даже буддистскую традицию мы везде можем найти настоящие проявления бхакти. И Кришна говорит: «Там, где они есть, Я это ценю, Я это вижу и Я это признаю. И, в сущности, это способ, с помощью которого человек может прийти ко Мне».
Бхакти Вигьяна Госвами, «Бхагавад-Гита» Глава 12, Москва 31.08.2005
бхакти,
Христос,
Бхагавад-Гита,
сектантство,
Кришна,
эксклюзивизм