Бог выше морали, Бог выше добра и зла

Jun 23, 2020 13:33

Мы остановились вчера на вопросе оправдывает ли вера в Бога все преступления, грехи, отступления от истины. Я попытаюсь рассказать сегодня здесь об этом и в каком-то смысле это очень подходящее место. В Шримад Бхагаватам есть стих йасйасти бхактир бхагаватй акинчана сарваир гунаис татра самасате сурах, где говорится что у человека, который стал акинчаной - т.е кто целиком сосредоточил все свои помыслы на Боге, на Кришне.

йасйасти бхактир бхагаватй акинчана - тот, у кого ничего нет в сердце кроме бхакти, кроме любви к Богу все хорошие качества сами собой проявляются у него.
сарваир гунаис татра самасате сурах - все самые лучшие качества которые только могут быть сами проявляются в его сердце.
И дальше там говорится: харав абхактасйа куто махад-гуна маноратхенасати дхавато бахих - и наоборот, если человек не верит в Бога - харав абхактасйа куто махад-гуна - откуда у него могут быть хорошие качества?

Ибо он всё время живёт на уровне своего ума. Сейчас я попытаюсь объяснить это потому что на первый взгляд это утверждение может показаться несправедливым когда опять же вера в Бога или любовь к Богу ставится в качестве оселка или какого-то пробирного камня и людей судят в соответствии с этим. Но Бхагаватам не утверждает, что людей нужно судить - он просто констатирует факт.

Я попытаюсь это доказать. Факт этот заключается в том, что все хорошие качества сами собой должны проявляться у человека, у которого появилась исключительная, полная, абсолютная преданность Богу - акинчана. Акинчана значит, что у человека нет ничего другого. Теперь как это происходит понять нетрудно на самом деле. И почему именно это качество является как бы разделом между хорошим и плохим.

Позавчера шла речь об обмане. Если подумать, то каждое живое существо, пришедшее сюда в этот материальный мир самим фактом своего пришествия в материальный мир, совершает очень большой обман, первый обман. И так как мы этот обман совершаем, то всё остальное что мы делаем основано на этом обмане.

Этот обман заключается в том, что мы приходим сюда чтобы изображать из себя Бога, для того чтобы поставить себя в центр Вселенной, для того чтобы попытаться заставить весь мир вращаться вокруг нас. Изначальная природа живого существа, маленькой крошечной частицы Бога это всегда при всех обстоятельствах служить Богу. Но мы по природе своей здесь обманщики.

Я не хочу этим никого оскорбить, потому что это в равной степени относится ко мне. Мы все здесь обманщики, потому что обман наш заключается именно в этом - в том, что мы в своё время отказались от служения Богу и для того, чтобы изображать из себя Бога, для того чтобы придумывать из себя кого-то. Не значит, что я должен изображать из себя Бога.

Я могу изображать из себя страдальца, героя, ещё кого-то. Люди изображают из себя Юлия Цезаря, Ромео и Джульетту. Это все разные формы или разные роли, которые мы тут играем, но суть одна - я здесь центр, я самый главный и всё остальное должно вращаться вокруг меня. И если я совершаю этот обман, то я уже по определению обманщик. И для того, чтобы я этот обман мог совершить Кришна, Бог даёт человеку ум. В уме человек может вообразить себя чем угодно: Наполеоном, Цезарем, Иисусом Христом, кем угодно.

И из ума, который нам даёт Бог и из которого мы себя отождествляем исходят или проистекает всё наше материальное существование. В уме мы придумываем себе различные роли, которые мы играем. Мы изображаем кого-то в своём уме. У нас происходят различные драмы в этом уме. И, собственно, в этом стихе говорится об этом.

Если у человека есть только одно чистое беспримесное бхакти это значит, что он снял с себя все оболочки, все одеяния. Он снял с себя все одежды, которые он одел и остался просто чистой душой. И в чистой душе естественным образом все качества проявляются. Человеку не нужно ничего придумывать для себя. Если я просто чистая душа всё остальное из этого следует. Я буду вести себя как следует. Я буду добрым, я не буду лгать.

Потому что зачем мне лгать? Я буду терпеливым, потому что я не считаю, что мне кто-то что-то должен. Все остальные качества, какие бы качества мы не назвали, исходят или коренятся в одном этом положении: я душа, моя главная обязанность служить Богу и в этом заключается смысл моей жизни. Но для этого, я действительно должен на 100% считать себя душой.

Причём на 100%. Даже 99 не в счёт. Не говоря уже о 98, 96 и так далее. Как сегодня на пляже я ел мороженое. И на мороженном было написано 100%-е вегетарианское. И я подумал: «А если бы там было написано 99% вегетарианское, то несмотря на то, что там 1 % невегетарианского это значит, что оно невегетарианское. Даже если там 1% невегетарианского есть, это значит, что оно невегетарианское. Вегетарианское значит 100% вегетарианское. И тоже самое относится к нам.

И к любви к Богу - она может быть только 100%-й. Не моет быть любви к Богу на 99%. Потому что, если на 99% мы любим Бога, а на 1 не любим Его, значит мы Его не любим. Если на 99% мы считаем себя слугой, а на 1 % не считаем себя слугой, значит мы не считаем себя Его слугой. Поэтому всё на первый взгляд может выглядеть очень чёрно-белым, и оно в каком-то смысле черно-белым и является.

Либо я обманщик, и обманщик значит у меня есть ум и в уме я всё время обманываю. Что ум постоянно делает? Он всё время что-то рассчитывает, он всё время строит какие-то планы, схемы и всё время мы пытаемся как-то обмануть, как-то что-то из себя изобразить, придумать из себя кого-то кем мы не являемся. Если мы душа - на 100% душа, то мне не нужно из себя никого изображать. Мне нужно просто быть душой и все остальные хорошие качества сами собой из этого вытекают. Тогда как харав абхактасйа куто махад-гуна
маноратхенасати

Мано радхена значит колесница ума. На колеснице ума человек постоянно устремляется наружу и постоянно придумывает себе что-то. То есть смысл этого стиха очень простой - если у человека есть бхакти - эта бхакти беспримесная, 100%-я, если он действительно душа, то всё остальное естественным образом из того вытекает и ему не нужно ничего изображать из себя.

И наоборот, если он хотя бы до какой-то степени отождествляет себя с умом и до какой-то степени строит планы на то, чтобы господствовать в этом мире он наверняка будет обманывать. Он наверняка будет совершать какие-то глупости, он наверняка будет воровать или ещё что-то делать. И даже если он праведный с материальной точки зрения.

Есть люди, которые очень праведно себя ведут и очень гордятся своей праведностью. На самом деле даже в этой праведности иногда бывает ложь. Вернее, не иногда. Практически всегда бывает ложь. Потому что их праведность бывает нужна им для чего? Для того чтобы сказать: «Я праведный. Посмотрите на меня какой я праведный»

Для того, чтобы все остальные так или иначе оценили их праведность. Если условно говоря это материальная праведность - это тоже одна из форм почувствовать себя здесь Богом, почувствовать себя самым лучшим, самым хорошим. Поэтому, очень часто, особенно в сфере религии есть понятие ханжество, когда человек ханжа - внешне очень праведный, ведёт себя очень праведно, но внутри он делает это только для того, чтобы все остальные оценили какой он праведный.

Это было введение. Это была философская основа. Чуть позже я конкретно отвечу на ваш вопрос. Но мы находимся здесь в этом месте и нам нужно отдать должное этому месту поэтому сначала я расскажу немножко об этом месте и потом перейду к продолжению этой темы. Потому что в этом месте жил Харидас Тхакур, о котором мы говорили. В этом месте в течении целого года жил Санатана Госвами, в этом месте в течении года или больше того жил Рупа Госвами.

Именно в этом месте он читал написанные им драмы «Лалита Мадхава» и «Видагха Мадхава» Господу Чайтанье. Здесь он писал их своим бисерным почерком. Сюда приходил Рамананда Рой, сюда приходил Сам Господь Чайтанья. И Господь Чайтанья хотел научить всех своих последователей духовным качествам. Как можно понять действительно ли человек реализовал внутри что он душа или он по-прежнему играет какие-то роли в своём уме?

Для этого Господь Чайтанья выделил четыре основных качества, и Он избрал четырех своих последователей каждый из которых являлся олицетворением этих качеств. Потому что качеств очень много и как в случае с той историей [О том как пуджари Джагабадху Махапатра солгал, и Господу Джаганатхе пришлось показать царю, что у Него есть волосы] и кто-то может подумать что это отступление высшего идеала его преданности Богу. Господь Чайтанья в этом смысле сделал всё очень ясным.

Он сказал, что есть 4 качества и каждое из этих качеств не может не быть у человека, который реализовал что он есть душа. Эти четыре качества: смирение, терпение, умение владеть собой или умение обуздывать свои чувства и, наконец, четвертое качество беспристрастность. И спутники Господа Чайтаньи, которых я упомянул до этого являются олицетворением этих четырёх качеств.

Харидас Тхакур олицетворяет собой терпение, Санатана Госвами - есть олицетворение смирения, Рамананда Рой - способности владеть собой и наконец Сваруп Дамодар Госвами - олицетворение беспристрастности. Почему именно эти четыре качества являются определяющими, почему именно они являются характеристиками, которые отличают одно от другого? Если взять смирение - самое базовое, самое основное качество в этом смысле. Смирение, в сущности, значит, что я остаюсь самим собой.

Смирение значит, что я маленькая душа и я не пытаюсь никого изображать. Я не пытаюсь надевать павлинья перья на себя, плюмаж какой-то, макияж делать, грим наносить, не пытаюсь в чьи-то одежды рядиться. Смирение значит - я душа, я маленькая частица Бога. Терпение, в сущности, тоже значит что… Почему мы иногда гневаемся, когда что-то не по нашему? Мы гневаемся, потому что что-то происходит вопреки нашей воле.

Теперь, собственно, почему мы гневаемся, когда что что-то происходит вопреки нашей воле? Потому что наша воля должна быть непререкаемая. Я ясное дело Бог и когда что-то не по-моему это значит, что что-то не так в этом мире, законы неправильно устроены. Нетерпение или отсутствие терпения, когда я проявляю гнев, когда меня что-то раздражает это, в сущности, проявление глубоко спрятавшейся нашей позиции, в который мы сами не хотим признаться, но в каких-то экстремальных ситуациях она проявляется, вылазит наружу, вылазит наружу это демон с рогами: «Почему это не по-моему происходит??!!

Умение владеть своими чувствами это тоже самое - внешнее проявление внутренней позиции человека к нашему внутреннему миру: либо я слуга, либо я Бог. Ничего третьего не дано. Есть только две позиции в этом мире и если я слуга, то у меня будут эти качества, если я Бог, то у меня этих качеств не будет.

И Господь Чайтанья в этом смысле был очень строг. Он настаивал на том, что человек должен очень строго следовать этим внешним вещам, хотя есть много историй, которые как бы на первый взгляд противоречат морали и одну из этих историй я рассказал в тот раз, когда человек солгал. В каком-то смысле это не наша традиция, потому что Господь Чайтанья был очень строг. Тут я ещё одну очень интересную вещь хотел сказать.

Наша определение идеала отношений с Богом к которому мы стремимся как последователи Господа Чайтаньи называется паракия раса. И паракия раса означает незаконные отношения двух возлюбленных. Иначе говоря, Господь Чайтанья в святом месте, в котором мы находимся сейчас и который собственно насытил это место духовной энергией, провозгласил что идеал высшего отношения к Богу это отношение даже не супругов, которые обвенчаны по закону, а отношения любовников, возлюбленных.

И эту паракия расу соответственно нужно понимать правильно. Паракия раса или отношения двух возлюбленных означают по крайней мере для нас с вами одну вещь. Каким образом ведут возлюбленные в этом мире если они незаконные, если они любовники? Они ведут себя очень осторожно, они пытаются скрыть. Они не выставляют свои отношения на показ, они прячут их внутри. Паракия раса означает для нас с вами очень простую вещь. Высший идеал для последователей Господа Чайтаньи это любовь. И любовь, как мы знаем, не знает законов. Любовь беззаконна. Любовь может нарушить любые законы

Ради любви можно солгать, ради любви можно делать всё что угодно. Но так как мы следуем за Господом Чайтаньей в этих отношениях паракия расы это для нас значит, что внешне мы ведём себя очень строго в соответствии с законом.

Внешне мы как бы прячем глубоко внутри за этим внешним строгим следовании законам наши незаконные отношения с Богом. Мы не выставляем их напоказ, мы не говорим повсюду: - Так как я возлюбленный Бога мне всё позволено. Мы не пытаемся повсюду трубить об этом на всех углах. Паракия раса для нас означает, что я прячу свою любовь к Богу. Внешне я живу в соответствии с очень строгими принципами праведности.

Хотя на самом деле, строго говоря, праведность у человека, для которого идеал - любовь к Богу, не представляет такой уж большой ценности. Праведность всего лишь вещь этого материального мира. Но я живу очень строго в соответствии с этими принципами праведности чтобы за этой ширмой спрятать свою любовь к Кришне.

И Господь Чайтанья очень настаивал на этом. Он говорил, что люди ни в коем случае под предлогом своей любви к Богу не должны совершать никаких преступлений, не должны совершать никаких отклонений от дхармы. Они должны очень чётко следовать морали, хотя мораль это не предел. Некоторые люди думают, что религия нужна для того, чтобы люди следовали морали; что вера в Бога нужна для того, чтобы люди придерживались каких-то принципов, боясь наказания Бога.

На самом деле вера в Бога гораздо выше, чем всякая мораль. Я однажды разговаривал с одним человеком. Он антикультист. Он работает в отделе Внешних Церковных Сношений Русской Православной Церкви. Он очень искренний, хороший человек на самом деле. Он мне очень понравился в отличии от большинства антикультистов.

Он пришел ко мне и стал говорить: - Ваша главная ошибка в том, что вы ставите Бога вне добра и зла, что Бог для вас выше добра и зла и, соответственно, отношения с Богом тоже выше добра и зла. И я пытался ему объяснить эту простую вещь, что на самом деле Бог и есть выше добра и зла, потому что, если мы спускаем Бога до уровня полюса добра это значит, что мы выставляем Его кому-то равноценным Ему злого. Это значит, что мы низводим Бога до какого-то элемента этого мира и таким образом лишаем Бога всемогущества.

Бог находится за пределами добра и зла и любовь к Богу тоже находится за пределами добра и зла, она находится за пределами мирской морали. Но он так и не понял этого, он был слишком приучен, что есть этот двухполюсной мир на одном полюсе находится Бог и добро, на другом полюсе находится Сатана и зло и они постоянно сражаются друг с другом.

Но это значит, что мы релятивизуем, делаем относительным Бога, тогда как Бог абсолютен по определению. Если Бог абсолютен, это значит, что Он выше добра и зла. Но Господь Чайтанья проповедуя паракия бхаву. Он очень твёрдо настаивал на том, что мы как Его последователи ни в коем случае под предлогом незаконности нашей любви, под предлогом так сказать её трансцендентности или её высоты не должны совершать каких-то грехов в этом мире. ни в коем случае.

Мы должны строго придерживаться моральных норм и, в сущности, строго придерживаться их значит просто быть самим собой. Потому что ещё раз - все эти качества сами проявляются, когда душа снимает с себя оболочки, когда она очищается от всего лишнего, наносного. И как я уже сказал Харидас Тхакур является примером этого, Санатана Госвами является примером этого….

Бхакти Вигьяна Госвами. Полностью: Сиддха Бакул. 19 марта 2005 | Джаганнатха Пури

религия и этика, душа, Бхакти Вигьяна Госвами, Православие и Сознание Кришны, Сатана, антикультизм

Previous post Next post
Up
[]