Профессор Нишиканта Саньял
Я буду немного рассказывать из этой книги. Книга называется «Шри Кришна Чайтанья». Она написана одним из учеников Бхактисидханты Сарасвати, доктором Нишикантой Саньялом. В сущности, это первое произведение, которое подробно излагает жизнь Господа Чайтаньи с точки зрения гаудия вайшнавов на английском языке.
До этого Бхактивинода Тхакур написал маленькую книгу «Шри Чайтанья. Его учение», которое содержит самую суть учения Господа Чайтаньи и Его краткую биографию, но следуя по стопам Бхактивинода Тхакура и по непосредственным указаниям Бхактисиддханты Сарасвати доктор Нишиканта Саньял изложил жизнь Господа Чайтаньи специально для западных людей. Он пытается объяснить здесь смысл прихода Господа Чайтаньи с точки зрения западного, эмпирического взгляда на мир.
И хотя мы с вами в каком-то смысле отказались от западного, эмпирического взгляда на мир, мы не понимаем до какой степени в нас глубоко сидят эти представления. Эмпирический взгляд на мир заключается в том, что человек пытается понять всё что помощью своих чувств и своего разума, в самом лучшем случае. Это основная принципиальная установка западных людей - они стараются всё увидеть. Люди Востока, и, в частности, люди Индии изначально учились воспринимать мир ушами.
Мы с вами привыкли воспринимать мир глазами, поэтому в западной культуре глаза играют такую большую роль. Люди западной культуры смотрят постоянно телевизор. Правда сейчас в Индии тоже постоянно смотрят телевизор. Но тем не менее, изначально есть два способа восприятия этого мира. Пратьякша значит то, что я вижу своими глазами.
Шабда - то, что я слышу ушами. И столкновение двух культур, в сущности, означает столкновение этих двух методов познания мира, двух методов существования в этом мире и двух методов восприятия этого мира. Люди Запада верят в основном своим глазам. Люди Востока привыкли в большей степени доверять не глазам, а ушам. В основе западной культуры лежит геометрия. Геометрия - это наука, которая позволяет всё мерить, наука форм.
И изначально такой подход обрекает живое существо на существование в этом мире. Одно из определений майи или иллюзорной энергии мийате анайа ити майа. Майя - это ограничивающая энергия или энергия измерения. Майя или иллюзия - это энергия, в которой всё можно мерить. Духовный мир безграничен, духовный мир невозможно измерить.
Невозможно измерить Кришну, невозможно измерить Вриндаван, невозможно понять сколько жён у Кришны…Но так как основной смысл, основная роль майи заключается в том, чтобы дать каждому человеку почувствовать себя «царём», для этого Господь создал эту энергию, где всё можно измерить. Потому что измерить, в сущности, значит наслаждаться, владеть этим. Люди измеряют, они говорят: - Вот это моя земля, вот это моя страна.
Ставят границы вокруг всего. И в этой сфере они чувствуют себя «царём». Каждый делает забор вокруг себя и думает: «Вот тут я Бхагаван». И соответственно такое представление естественным образом даёт начало эмпирическому взгляду на мир. Потому что эмпирический взгляд на мир - значит то, что я могу посмотреть, измерить своим взглядом или в крайнем случае измерить своим разумом. Но с помощью уха и в этом смысле ухо является уникальным чувством. С помощью уха и только с помощью уха можно понять Бога.
Этот мир поддаётся измерению, потому что состоит из майи и люди очень увлечённо эксплуатируют, измеряют его вдоль и поперек, смотрят его, изучают его. Успех современного западного человека, в сущности, заключается в том, сколько он может увидеть. Например, богатые люди путешествуют, потому что это даёт им чувство ложного господства над этим миром.
Я вижу всё - значит я господствую. Но изначально другой взгляд на мир, который позволяет выйти за пределы этого мира, за пределы ограничивающей энергии это познание или взгляд основанный на звуке, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад и доктор Саньял вслед за ним объясняют, что слух является уникальным чувством, ибо именно с его помощью можно узнать о предмете, с которым мы не соприкасаемся.
Например, чтобы познать Лондон носом или глазами или пощупать его я должен соприкоснуться с Лондоном, но с помощью ушей я могу услышать о Лондоне, находясь здесь в Джаганатха Пури. Мне не нужно лично соприкасаться с Лондоном никоим образом. Я могу услышать о Лондоне и таким образом узнать о Лондоне, тогда как все остальные чувства подразумевают непосредственный контакт с объектом изучения. И поэтому слух специально создан для того, чтобы люди могли узнать о Боге и что б они в конце концов могли выйти за пределы этого мира.
И здесь в этой книге доктор Саньял принимает эту попытку объяснить природу Господа Чайтаньи и Его лил, природу Кришны и Его лил, людям, которые настроены на эмпирическое восприятие мира. При этом не делая никаких компромиссов с правильным восприятием. То есть, в сущности, он с помощью эмпирического подхода эмпирический же подход опровергает, отменяет, отрицает. Но тем не менее эмпирический подход здесь присутствует.
То есть читая эту книгу можно видеть на кого она рассчитана. Как например люди Востока, когда читают Шримад Бхагаватам, что Гималаи простираются в высоту на 100 йоджан (800 или даже больше 1200 км). Теперь мы знаем, что самая высокая гора Эверест 8 км в высоту. Люди Запада прочитают, что Гималаи простираются в высоту на 100 йоджан скажут: - Ерунда, такого быть не может. Потому что мы знаем, что Гималаи достигают максимум 8 км.
Люди Востока, когда прочитают, что Гималаи имеет в высоту 100 йоджан, они скажут: - Так оно и есть! Когда у них спросят, а почему же Гималаи, которые есть тут достигают высоты 8 км, они скажут: - Это не Гималаи. Значит, Гималаи где-то в другом месте.
Иначе говоря, чтобы понять Бога нужно прежде всего раскрыть свои уши и с помощью ушей постепенно раскрыть своё сердце на встречу этому. Но человек, который привык всё мерить своими глазами, привык верить только тому, что он видит, очень трудно принять этот подход. Поэтому доктор Саньял делает попытку совместить оба подхода и перекинуть мост между одним и другим, между одной культурой и другой культурой. В частности, он объясняет глубинный, эзотерический смысл многих вещей, которые иначе остаются непонятыми...
Бхакти Вигьяна Госвами.
Полностью в МП3: 13 марта 2005, Джаганнатха Пури