Пушкин и аюрведа

Jun 06, 2020 12:16



Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Знакомые со школьной скамьи строки: Александр Сергеевич Пушкин, «Осень»… Это стихотворение может рассказать нам очень много об индивидуальности поэта. В санскрите для обозначения индивидуальной сущности, природы используется слово «атма», которое может относиться как к духовному «я» человека, так и к уму, интеллекту, а также к телу. И действительно, говоря об индивидуальных особенностях человека, мы обычно говорим о его теле, характере и уме.

В «Большой медицинской энциклопедии» можно найти лишь робкие намеки на учение об индивидуальной конституции. Прописывая больным лекарства без учета их индивидуальности, западные медики вынуждены удивляться: почему один человек выздоравливает, состояние другого не меняется, а третьего ухудшается. Даже такая известная представительница нетрадиционного подхода в медицине как Г.С.Шаталова (кандидат медицинских наук, лауреат премии им. Н.М.Бурденко), отмечая совершенно различную реакцию пациентов на сокотерапию, пишет:

«Какую-либо закономерность в этом обнаружить не могу; все очень индивидуально, неопределенно». Стремясь снабдить свой организм витаминами, многие регулярно пьют апельсиновый сок, но у некоторых он вызывает изжогу, у других - расстройство желудка. В стакане молока содержится 120 калорий независимо от того, кто его выпьет, однако у некоторых людей они преобразуются в жир, тогда как у других главным образом в энергию; ребенок экстрагирует из него большое количество кальция, необходимого для роста новых костных тканей, а у взрослого, если его организм не справляется с кальцием, молочные продукты могут стать причиной почечнокаменной болезни.

Обратившись к ведической литературе, мы обнаружим развитое учение об индивидуальных особенностях строения грубого и тонкого тела человека. Аюрведа (медицинский раздел Вед) говорит о трех дошах… субстанциях, которые формируют наш организм. На санскрите они называются вата (ветер), питта (желчь) и капха (слизь).

Вата отвечает за движение; благодаря ей осуществляется процесс дыхания, кровообращения, поступление пищи через пищеварительную систему, движение нервных импульсов в мозг и из мозга. Питта отвечает за обмен, подвергая обработке пищу, воздух и воду, а Капхи, отвечая за структуру, соединяет клетки, образуя мускулы, жир, кости и сухожилия. Являясь составными частями организма, доши, в свою очередь, представляют собой сочетание пяти махабхутов первоэлементов грубой материи.

Вот как «Шримад-Бхагаватам» (2.5.25-29) описывает их возникновение: «Из тьмы ложного эго возникает первый из пяти элементов небо (или эфир)… Трансформируясь, небо порождает воздух, обладающий свойством осязаемости. Подобно предыдущему элементу, он наполнен звуком, а также несет в себе основные факторы продолжительности жизни: чувственное восприятие, и физическую силу.

С течением времени в процессе эволюции воздух трансформируется в огонь, который приобретает форму, и в то же время сохраняет свойства звуконосности и осязаемости. Огонь, в свою очередь, тоже трансформируется, в результате чего появляется вода, с присущими ей свойствами влажности и вкуса. Как и предыдущие элементы, она имеет форму, осязаема и несет в себе звук.

Трансформируясь, вода превращается в землю, которая обладает запахом и, подобно предыдущим элементам, сохраняет свойства вкуса и осязаемости, несет звук и обладает формой». Соединившись в нашем теле, эфир и воздух образуют - вата-дошу, огонь и вода - питту, а вода и земля - капху. Поэтому вата является подвижной, сухой, холодной; питта жаркой, резкой, влажной; капха тяжелой, мягкой, медлительной. Капха располагается в груди, питта находится в тонком кишечнике, вата-доша в прямой кишке.

Конечно, вышесказанное это лишь грубое приближение. В действительности все намного сложнее. Так, кроме трех основных дош есть по крайней мере пятнадцать субдош. Пять видов ваты: прана вата (расположена в мозге, голове, груди), удана вата (расположена в горле и легких), самана вата (расположена в желудке и кишечнике), апана вата (расположена в нижней части живота) и вьяна вата, которая через нервную систему и систему кровообращения распространяет свое действие по всему организму.

Точно так же есть пять видов питты и пять видов капхи. Преобладание той или иной доши определяет наши психофизиологические особенности (причем заложено это уже при рождении). Но вернемся к пушкинскому стихотворению. Какую мы можем из него извлечь информацию о телесной и психической конституции автора?

[Приношу извинения за медицинскую прозу, но и сам поэт говорит: «Таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм)»]. Аюрведический врач скорее всего отнес бы Александра Сергеевича Пушкина к типу «питта». Люди этого психосоматического типа обладают средним телосложением, острым умом, для них характерен хороший аппетит и сильная жажда.

Им свойственна уверенность в себе, предприимчивость, радостное мировосприятие. Люди с преобладанием питты умеют хорошо, внятно излагать свои мысли, они нередко становятся неплохими ораторами. Ключевое слово для определения питты - "жар". Такие люди имеют буйный темперамент (что называется, «горячие головы»), теплые руки и ноги и огонь в глазах. Они взыскательны к себе и к другим.



Люди этого типа не переносят солнечного света, так как они они горячие сами по себе. В жару им не по себе, они быстро и больше, чем другие, устают, поэтому хуже всего для них жаркое лето.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить да освежить себя
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи.

Они согласны скорее терпеть холод, чем жару («Суровою зимой я более доволен»). Те, в чьем организме преобладает питта, не выносят слишком горячую и острую еду и очень любят холодную пищу: мороженое и холодные напитки. ("И зиму проводив блинами и вином. поминки ей творим мороженым и льдом».) Глаза таких людей не любят яркого света летнего солнца: не по тому ли у Пушкина осень «пора очей очарованья»?

Каждая пора года характеризуется преобладанием определенной доши. Так весна и раннее лето - сезон капхи. В это время в организме увеличивается количество слизи. (Как говорит поэт: «Вонь, грязь - весной я болен»). Летом, в жаркую погоду ослабевает агни (огонь пишеварения), уменьшается аппетит. А вот поздняя осень и зима - сезон вата-доши. Человек конституции питта в это время чувствует себя хорошо:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят - я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полон - таков мой организм.

Очень полезно знать особенности своего организма. Это позволяет правильно подобрать режим питания, работы и отдыха. Оказывается то, что полезно одному человеку, может быть полностью противопоказано другому. Приведу пример: в последнее время стало модным говорить о вреде молока для взрослого человека (Когда я впервые услышал это утверждение, я вспомнил ведическое пророчество: «В век Кали демоны будут утверждать, что пить молоко вредно, а есть мясо полезно).

С другой стороны, утверждается что полезны кисломолочные продукты. Один журналист, принадлежащий к типу питта, пил в больших количествах кефир, считая, что тот ему полезен. Но кислые продукты - не лучшая пища для людей типа питта, поскольку они раздражают эту дошу. В результате этот журналист заработал себе проблемы с почками. Аюрведический врач посоветовал ему пить молоко с пенками, разбавленное содовой водой. Но у человека другой конституции болезнь почек может быть вызвана совершенно другими причинами.

Другой пример: комфортная температура воздуха. Всем, наверное, знакома такая картина: в вагоне электрички или в салоне автобуса часть пассажиров открывает окна, жалуясь на жару, а другая часть эти же окна закрывает, жалуясь на сквозняк. Не так давно, в сентябре, я наблюдал, как один человек после морского купания прикрыл голову мокрым носовым платком, спасаясь от жары, а другой, находящийся рядом с ним, покрылся гусиной кожей от холода.

Зная индивидуальные особенности своего организма, можно с гораздо большим успехом использовать свою энергию и способности. Но в каком направлении мы их используем?

И паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Плывет. Куда ж нам плыть?…...

Некоторые люди, увлеченные стройностью учения Аюрведы и разительными переменами в своем здоровье и самочувствии, наступившими благодаря выполнению ее рекомендаций, всецело погружаются в совершенствование организма, в поддержание и улучшение здоровья. Довольно известный автор серии книг по оздоровлению с гордостью сообщает, что за годы так называемого самосовершенствования он, полностью изучив особенности своего организма, добился «потрясающих» результатов: «моча стала прозрачной, без запаха, а кал, благодаря потреблению большого количества фруктов - похожим на повидло»(!).

Но как бы мы не совершенствовали свой организм, он (как и все материальные образования) неизбежно в свое время разрушится.
Поэтому нам надо выяснить, какова наша истинная природа. Веды, задавая вопрос: «Ко' хам?» (Кто я?), отвечают: «Я не тело, не вата, не пита и не капха. Ахам брахмасми /я дух/)". Тело это янтра, механизм, внутри которого находится вечная душа. Все телесные, психологические особенности представляют собой внешние наслоения, скрывающие подлинную духовную индивидуальность.

Тело подобно автомобилю, а мы его владельцы. Хороший автолюбитель заботится о своей машине, но это не должно превращаться в самоцель. Истинный смыл человеческой жизни - реализация духовного потенциала души, ее вечности, знания и блаженства. Шрила Прабхупада, упоминая о субдошах ваты, пишет: «Чувства взаимодействуют с объектами чувств… это функция прана-вайю.

Апана-вайю идет вниз, виана вайю действует для сжатия и расширения, самана-вайу устанавливает равновесие, удана-вайю идет вверх, и знающий человек использует все это для самоосознания» («Б.г.», 4.27, коммент. ).

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Джаянанда Дас (Дмитрий Бурба). Из архива Радио «Кришналока»

Пушкин, стихи, Дмитрий Бурба, Прабхупада, Шримад-Бхагаватам, здоровье

Previous post Next post
Up